Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:23, курсовая работа
Привлечение ресурсов для коммерческого банка является основой его деятельности, приоритетной, жизненно важной задачей, без решения которой он не может существовать. Способность банка привлекать депозиты и межбанковские кредиты является основным критерием признания банка со стороны других участников рынка. Поэтому состояние ресурсной базы коммерческого банка: во-первых, отражает оценку стабильности и надежности банка его клиентами, вкладчиками и другими банками; во-вторых, является индикатором качества обслуживания банком клиентов (количество предоставляемых клиентам услуг, наличие филиальной сети, электронных банковских услуг, вежливость персонала и т.п.);
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Пассивы коммерческого банка и организация управления ими…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и состав пассивных операций………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на размер привлеченных ресурсов………….12
1.3. Основные элементы системы управления………………………….18
1.4. Депозитная политика коммерческого банка……………………….20
2. Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка……………………………………………………26
2.1. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка………………………………………………………………...…26
2.2. Инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка…………………………………………………………………..36
3. Анализ динамики объема и структуры привлеченных средств…….40
3.1. Анализ динамики объема и структуры привлеченных средств по банковскому сектору России………………………………………..40
3.2. Анализ динамики объема и структуры привлеченных средств на примере ОАО «БИНБАНК»………………………………………...44
Заключение ……………………………………………………………………..47
Список, использованных источников………………………………………...49
Приложение 1
Приложение 2
Устойчивая (неснижаемая) часть остатков на расчетных и текущих счетах клиентов позитивно характеризует структуру ресурсной базы банка. Эту часть ресурсов (обычно не более 20% ежедневных остатков средств на клиентских счетах) банки могут использовать относительно длительное время. При определении неснижаемой части остатков в расчет не следует принимать остатки средств на счетах, которые появляются периодически и динамику которых трудно предусмотреть.
Как показывают исследования, в среднем в мировой банковской практике банку обычно хорошо известны 10% его клиентов. Из них 20% – это лучшие клиенты банка, постоянно пользующиеся большим количеством его услуг, на обслуживание которых банк тратит 40% рабочего времени, но дающие банку 80% прибыли.
Другие 20% из числа известных банку клиентов – это проблемные клиенты для банка, которые постоянно доставляют ему хлопоты и неудобства, например, пользующиеся лишь одной услугой, но создающие массу проблем, на них банк расходует также 40% рабочего времени, но оно тратится неэффективно. В некоторых банках, где хорошо поставлена работа с клиентами, доля этих клиентов может быть ниже – до 10%.
Недостаточно изученные 60% клиентов банка обычно не очень активно пользуются услугами банка, на их обслуживание банк тратит 20% времени, но они приносят ему 20% прибыли (рис. 1).11 Следует учитывать, что для другого банка это, возможно, лучшие клиенты, приносящие ощутимый доход, поэтому их потребности и потенциал желательно дополнительно изучить.
Качество депозитной базы
во многом зависит от того, к какой
категории юридических лиц
Рис. 1. Классификация клиентов банка и зависимости от степени их изученности банком.
В то же время эта часть ресурсной базы относительно предсказуема: известны сроки выплаты заработной платы, платежей в бюджет, можно определить сезонность колебаний в потоках денежных средств. Динамика средств на этих счетах требует постоянного изучения, а прогноз размера остатков – почти ежедневной корректировки.
При анализе динамики клиентских счетов можно выделить:
1. Обороты с точно
известными датами и суммами
– например, клиентские платежные
поручения с определенной
2. Обороты с точно известными датами и неточно известными суммами – платежи в бюджет, выплаты заработной платы; при планировании этих платежей в значительной степени можно опираться на использование данных за предыдущие месяцы.
3.
Обороты с точно известными
суммами, но приблизительно
Для оценки стабильности депозитов банки могут использовать сложные математические процедуры и такие показатели, как средний срок хранения денежных средств, уровень оседания (или оттока) клиентских средств, а также доля средств на счетах до востребования, которая может быть использована как стабильный ресурс.
Средний срок хранения денежных средств определяется по формуле
Сд=Оср:ВхД,
где Сд – средний срок хранения в днях;
Оср – средний остаток вкладов;
В – оборот но выдаче вкладов;
Д – число дней в периоде.
При помощи этого показателя
оценивается возможность
Уровень оседания средств, поступивших во вклады, рассчитывается по формуле
Уо=(Ок- Он):Пх100%,
где Уо – уровень оседания средств во вклады, в процентах;
Ок – остаток вкладов на конец периода;
Он – остаток вкладов на начало периода;
П – поступления во вклады.
Показатель Уо должен быть в идеале максимально большим, его нулевое значение говорит о неподвижном состоянии остатков.
Большинство банков максимально использует в качестве ресурса средства на счетах клиентов с соблюдением допустимого уровня трансформации. Для этого на основании данных о платежном обороте по счетам до востребования определяется объем остатка средств, который может быть использован как стабильный ресурс
Д = О:К.о.х100%,
где Д – доля средств, хранящаяся в течение определенного, расчетного периода на счетах до востребования, которые могут быть использованы как стабильные ресурсы в течение следующего аналогичного по сроку промежутка времени;
О – средний остаток на счетах за расчетный период;
К.о. – кредитовый оборот по счетам до востребования за расчетный период.
Анализируется структура клиентских счетов по величине остатка. По каждому счету определяется среднемесячный остаток (как среднее арифметическое), и в соответствии с полученными данными производится разбивка клиентов по следующим условным группам:
- с ничтожно малыми остатками;
- малыми остатками;
- средними остатками;
- достаточно большими остатками;
- очень большими остатками.
Аналогичным методом определяется структура клиентов по силе колебаний: для каждого счета вычисляется среднемесячная сила колебаний (как среднеквадратичное отклонение от среднего) и производится подразделение клиентов на группы в зависимости от колебаний остатков по счетам:
- с очень слабыми колебаниями остатков;
- слабыми колебаниями;
- средними колебаниями;
- сильными колебаниями;
- очень сильными для
данного банка колебаниями
Чем больше счетов с сильно колеблющимися остатками, тем выше риск банка. Определяется сумма остатков на счетах с учетом качества. Для этого вводится функция качества счета, которая зависит от силы колебаний (чем сильнее колебания, тем ниже качество) и от величины остатка (чем больше остаток, тем выше качество). С помощью этой функции определяется качество каждого счета, затем среднее качество, а после этого – сумма остатков с учетом качества. Показатель эффективности клиентской базы определяется как отношение суммы остатков с учетом качества к сумме всех остатков средств по счетам клиентов.
Необходимо определить, связывают ли крупнейших клиентов и банк другие отношения, кроме расчетно-платежных: являются ли они акционерами, заемщиками банка. С одной стороны, наличие таких связей можно расценивать положительно, поскольку тогда крупнейшие клиенты останутся при банке, с другой стороны, большая зависимость банка от таких клиентов нежелательна.
Бюджетные счета открываются организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет федерального и местных бюджетов. Государственные организации работают в рамках госзаказа и утвержденной сметы, вследствие чего в принципе они имеют более четкий график поступлений и платежей. Иногда на этих счетах аккумулируются значительные средства, дающие банку большую и дешевую ресурсную базу. В то же время получить в клиенты такого солидного клиента весьма непросто. Обычно работа с подобными счетами осуществляется в индивидуальном порядке и во многом зависит от взаимоотношений между высшим менеджментом банка и руководителями соответствующего государственного органа.
Однако зачастую госпредприятия имеют дотационный характер, а зависимость от бюджета того или иного уровня, поступления средств из которого могут в силу российской специфики носить нерегулярный характер, не позволяет уверенно планировать размер остатков на этих счетах.
Также в значительной мере сложно прогнозировать остатки на корреспондентских счетах ЛОРО, которые банки-контрагенты используют не только для доведения собственных платежей, но и для операций своих клиентов. Иногда по таким счетам банки получают межбанковские кредиты (например, при проведении так называемых «ролловерных» операций).
В то же время следует иметь в виду, что в кризисной ситуации эти ресурсы первыми покидают банк. Участники межбанковского рынка, как правило, владеют информацией «из первых рук» и быстрее всех успевают реагировать в случае ухудшения финансового состояния банка или его репутации. На отзыв межбанковского кредита может потребоваться несколько дней, а средства с ЛОРО-счетов можно забрать в тот же день. Таким образом, изо всех банковских ресурсов остатки на корреспондентских ЛОРО-счетах характеризуются самой быстрой маневренностью.
Обычно банки открывают друг другу парные корреспондентские счета – ЛОРО и НОСТРО. Если при сопоставлении их остатков выясняется, что величина остатков по счетам НОСТРО или их доля в составе активов не изменяется, а остатки по счетам ЛОРО снижаются, то это тревожный сигнал как для руководства банка, так и для его вкладчиков.
При анализе привлеченных средств определяется зависимость банка от получения межбанковских кредитов. Некоторые банкиры считают, что аналогичным межбанковскому кредиту источником является задолженность по собственным векселям банка, поскольку при возникновении у банка затруднений держатели векселей стремятся, так же как и банки-кредиторы, как можно скорее получить свои денежные средства, а размещение собственных векселей по сложности сопоставимо с получением межбанковского кредита. Совокупная задолженность по МБК полученным и собственным векселям банка в лучшем случае не должна превышать 35% суммы привлеченных ресурсов.
Вклады до востребования
в целом положительно характеризуют
структуру ресурсов банка. Однако они
обходятся банку несколько
Из видов операций по привлечению вкладов до востребования особого внимания заслуживают операции с пластиковыми карточками, которые являются одним из самых перспективных направлений банковской деятельности. В основном они используются физическими лицами, но могут применяться также и юридическими. Использование пластиковых карт представляет несомненное удобство для клиента, а банку позволяет аккумулировать значительные средства без выплаты высоких процентов. Подсчитано, например, что при зачислении на карточные счета заработной платы через полгода после открытия счета остаток средств на нем в среднем составляет около двух месячных заработков, тогда как проценты начисляются по ставкам, установленным для вкладов до востребования. Однако использование данного вида ресурсов требует больших первоначальных затрат на специальное оборудование, программное обеспечение, проведение рекламной кампании по привлечению клиентов.
К депозитам до востребования относятся средства в расчетах, которые представляют собой совокупность незавершенных расчетных операций. К ним относятся неиспользованные остатки на счетах аккредитивов, расчетных чеков, невыплаченных переводов. При активном проведении банком подобных операций средства на таких счетах, несомненно, будут оставаться некоторое время, что позволяет формировать дополнительные, хотя и краткосрочные ресурсы.
Срочные депозиты подразделяются по срокам, установленным в договоре. Исходя именно из формальных сроков, Центральный банк оценивает выполнение коммерческими банками нормативов ликвидности. Однако в ходе управления пассивными операциями следует учитывать, что подписание клиентом договора банковского вклада на определенный срок еще не означает, что он не может забрать из банка деньги ранее оговоренного срока, особенно в критической ситуации. Поэтому часть срочных депозитов коммерческому банку также следует относить к категории «горячих» денег.
При управлении срочными депозитами целесообразно разграничивать крупных и мелких вкладчиков, поскольку их поведение зачастую различается. Обычно поведение мелких вкладчиков легче прогнозировать, они не так быстро реагируют на изменение ситуации на рынке (нехватка денег, рост процентных ставок, появление новых услуг банков-конкурентов), как владельцы крупных вкладов.
Выделение крупнейших для данного банка вкладчиков производится на основе среднего остатка и оборотов за период. Можно определить следующие показатели: процент крупнейших клиентов, доля этой группы в общем обороте и в общем среднем остатке. Чем эта доля выше, тем сильнее банк зависит с деятельности крупнейших клиентов. Предпочтительней для банка, чтобы основная часть депозитов обеспечивали мелкие и средние клиенты.
В целях обеспечения устойчивости коммерческого банка желательно чтобы доля срочных вкладов в банковских депозитах составляла не менее 30-36%.
При управлении депозитами
следует учитывать существенные
особенности сберегательных вкладов.
Так, в соответствии со ст. 837 Гражданского
кодекса Российской Федерации гражданин
имеет право на получение вклада
по первому требованию. Таким образом,
банк не может быть полностью уверен,
что срочные сберегательные вклады
не будут изъяты окончания срока
договора. Частные вкладчики обычно
предъявляют высокую
При наступлении такой ситуации банку лучше договориться об отсрочке платежа с одним-двумя крупными клиентами, но не останавливать выдачу вкладов частным вкладчикам.
Информация о работе Управление обязательствами коммерческого банка