Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:48, реферат
Управление нововведениями на предприятии представляет собой перспективный нетоварный анализ с выходом на обобщающие показатели в целом по предприятию, при котором целевые параметры задаются потребителями, а результативные определяются затратоемкостью продукции, ее конкуренто- способностью и перспективностью.
Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
1. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………
2. Новое в деятельности предприятий……………………………………………………………………………
3. Обновление ассортимента…………………………………………………………………………………………………………
4. Продуктовые инновации…………………………………………………………………………………………………….
5. Эффективность нововведений в управлении рыночным поведением………………………………………………………………………………………………………………………
5.1. Динамика показателей деятельности……………………………………………………
5.2. Условия и цели деятельности……………………………………………………………………
5.3. Влияние нововведений на перспективы бизнеса……………………………
6. Роли и позиции в нововведениях………………………………………………………………………………
7. Управление предприятием в кризисной ситуации…………………………………………
7.1. Роль инновационной стратегии в антикризисном управлении……………………………………………………………………………………………………………………………
7.2. Инновационная активность и изменчивость внешней среды…………………………………………………………………………………………………………………………………………
7.3. Система целей и инновационная стратегия……………………………………
7.4. Антикризисный план. Стратегия и потенциал управления……………………………………………………………………………………………………………………………
Выводы и рекомендации……………………………………………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………………………………………………………
Таблица 2. Направление продуктовых инноваций
|Виды продуктовых |Управление рыночным| |
|инноваций |поведением | |
| |есть затруднения, %|осуществлены нововведения, |
| | |% |
|Запуск в производство |52 |44 |
|новых продуктов: | | |
|до 1995г | | |
|в 1995 – 96 гг. |40 |46 |
|в 1997 г. |43 |60 |
|в 1998 г. |41 |59 |
|Улучшение качества |45 |69 |
|продукции: | | |
|до 1995 г. | | |
|в 1995 – 96 гг. |63 |86 |
|в 1997 г. |59 |66 |
|в 1998 г. |61 |59 |
|Продуктовых инноваций |21 |13 |
|не было: до 1995 г. | | |
|в 1995 – 96 гг. |18 |5 |
|в 1997 г. |14 |6 |
|в 1998 г. |16 |7 |
Что касается видов продуктовых инноваций, можно констатировать следующее. До 1995г. новые продукты запускали в производство чаще предприятия из группы “есть затруднения” (в 1,2 раза), в 1998 г. – чаще предприятия из группы “осуществлены нововведения” (в 1,4 раза). До 1995 г. чаще улучшали качество выпускаемой продукции МП группы “новаторов” (в 1,5 раза), в 1998 г. – чаще “проблемные” МП (расхождение незначительно).
Начиная с 1995г., предприятия, модернизирующие управление рыночным поведением, наращивают запуск в производство новых продуктов и ограничивают меры по улучшению качества выпускаемых товаров. МП, испытывающие трудности в данной сфере управления, в последние четыре года практически не меняли масштабов обновления ассортимента и улучшения качества продукции.
Полученный результат, с учетом положительного эффекта нововведений в рыночной политике, косвенно подтверждает: сегодня “игра на качестве” дает относительно незначительные рыночные преимущества, является не самой выигрышной конкурентной мерой. Резкое сжатие платежеспособного спроса, по- видимому, усилило его ценовую эластичность и ослабило эластичность по качественным параметрам. Рационализировать рыночное поведение в сложившихся условиях означает делать основной упор на обновление ассортимента вплоть до его изменения, т.е. на диверсификацию деятельности.
Еще одно доказательство тому – более “молодая” продукция у МП, модернизировавших управление рыночным поведением. Доля продукции, выпускаемой менее 1 года, в объеме производства предприятий этой группы –
49% против 40% у предприятий другой группы.
5. Эффективность нововведений
в управлении рыночным
5.1. Динамика показателей деятельности
На динамику показателей результативности бизнеса новшества в управлении рыночным поведением повлияли ощутимо. Так, среди МП, реализовавших нововведения, оказалось в 1,7 раз меньше убыточных фирм, соответственно больше работавших с прибылью (всего на 7%). Предприятия той же группы в 1,5 раза чаще констатировали увеличение выручки от реализации/оборота.
Новшества в рыночной политике
позволили МП легче справиться с
последствиями финансового
Интегральный показатель состояния бизнеса, финансовое положение предприятия, также не остался “равнодушным” к управленческим новациям в сфере рыночного поведения (см. таблицу 3). Предприятия, осуществившие их, в лучшем финансовом состоянии встретили кризис (по данной группе доля МП с хорошим финансовым состоянием была в 1,4 раза выше). Эти фирмы относительно меньше ухудшили состояние в результате кризиса и, немаловажно, прогнозируют интенсивнее восстанавливать финансовую стабильность бизнеса. На хорошее финансовое состояние рассчитывает в 1,5 раза больше предприятий, ранее реализовавших нововведения в управлении рыночным поведением.
Таблица 3. Управленческие новации в сфере рыночного поведения.
|Оценка финансового |Управление реализацией | |
|состояния |продукции и рыночным | |
| |поведением | |
| |есть затруднения, в % |осуществлены нововведения,|
| |от числа ответивших |в % от числа ответивших |
|По итогам 1997 г.: |9 |1 |
|плохое | | |
|удовлетворительное |61 |69 |
|хорошее |30 |30 |
|В июле 1998г.: плохое |16 |12 |
|удовлетворительное |59 |53 |
|хорошее |25 |36 |
|По итогам 1998г.: |44 |39 |
|плохое | | |
|удовлетворительное |48 |50 |
|хорошее |8 |11 |
|Прогноз на 1999г.: |24 |18 |
|плохое | | |
|удовлетворительное |57 |53 |
|хорошее |19 |29 |
5.2. Условия и цели деятельности
Достаточно противоречивый,
на первый взгляд, результат получен
при сопоставлении
Таблица 4. Обеспеченность бизнеса ресурсами.
|Дефицит ресурса |Управление рыночным | |
| |поведением | |
| |есть затруднения, в % от|осуществлены |
| |числа ответивших |нововведения, в % от |
| | |числа ответивших |
|Трудовые ресурсы |5 |7 |
|Оборудование |18 |29 |
|Помещения |21 |33 |
|Производственные |25 |37 |
|запасы | | |
|Готовая продукция |13 |27 |
|Денежные оборотные |80 |86 |
|средства | | |
Тот факт, что МП реализовало новые методы управления в сфере рыночного поведения, характеризует его, в общем случае, как бизнес с более перспективными целевыми установками. По-видимому, верно и обратное: те предприятия, что нацелены не на выживание, а на долгосрочное и активное присутствие на рынке, осознанно модернизируют сферу управления и управления рыночным поведением в том числе. Так, среди респондентов, испытывающих затруднение в управлении поведением на рынке, 42% признали, что цель их бизнеса – выживание. Среди МП, реализовавших новшества в указанной сфере управления, “выживающих” предприятий в 1,4 раза меньше. Зато в 1,3 раза больше предприятий, сориентированных на стабилизацию бизнеса.
Несомненным показателем эффективности нововведений в управлении рыночным поведением является то, что они (нововведения) в значительной мере снимают внешние барьеры для развития бизнеса, для реализации целей предпринимателей. Результаты опроса подтверждают: снижение спроса, низкая платежеспособность, высокая конкуренция как факторы, препятствующие реализации целевых установок, называются респондентами из группы “были нововведения в управлении” соответственно в 1,3, 1,3 и 2,7 раза реже, чем предпринимателями из группы “есть затруднения в управлении”. Для
“новаторов” относительно
больший вес приобретают
– в 1,3 раза чаще, чем респондентами другой группы.
Планируя бизнес на следующий
год, руководители МП в качестве основных,
определяющих деятельность предприятия
называли разные факторы. Там, где уже
знакомы с практикой
5.3. Влияние нововведений на перспективы бизнеса
Эффективность управленческих новаций в области рыночного поведения, по признанию респондентов, достаточна для того, чтобы и впредь обращаться к ним. Как следует из данных таблицы 5, предприниматели, уже практиковавшие новшества, значительно более оптимистично оценивают их положительное влияние на состояние бизнеса.
Таблица 5. Эффективность управленческих новаций в области рыночного поведения.
|Влияние управленческих |Управление рыночным | |
|нововведений на |поведением | |
|состояние фирмы | | |
| |есть затруднения, в % |осуществлены |
| |от числа ответивших |нововведения, в % от |
| | |числа ответивших |
|Значительное улучшение |16 |22 |
|Улучшение в средней |21 |37 |
|степени | | |
|Незначительное |27 |25 |
|улучшение | | |
|Нет улучшения |16 |6 |
|Затрудняюсь ответить |20 |10 |
Ожидают его улучшения, значительного или в средней степени, в 1,6 раза больше руководителей МП, имевших подобный опыт. Они же в 2,7 раза реже не ждут от управленческих нововведений никаких позитивных сдвигов в состоянии бизнеса. Показательно, личный опыт в вопросе нововведений значительно повышает планку представлений предпринимателей об их наиболее вероятных последствиях. Респонденты данной группы в 2 раза реже не смогли спрогнозировать влияние управленческих нововведений на состояние своей фирмы
6. Роли и позиции в нововведениях
Обратимся к случаям нововведений, используя позиционный анализ.
Суть позиционного анализа состоит в том, что в инновационном процессе разделение труда рассматривается по разным группам участников
(организаторы, разработчики,
проектировщики, изготовители, пользователи),
каждая из которых, таким
Организаторы
Этим условным понятием объединяются
работники аппаратов
Характеристика группы. В
инновационном плане они
Назначение. Роль руководителя методического обеспечения и технического развития с осуществлением функций планирования и финансирования НИОКР подведомственных научных организаций, контроля за их отчётами; проведения кадровой политики в научных и производственных организациях.
Отношения с партнёрами. Аппарат республиканского управления наделён директивными полномочиями по отношению ко всем другим участникам данного нововведения (возможно, за исключением изготовителей, относящиихся к другим министерствам и ведомствам).
Разработчики. Эта группа участников нововведения объединяет ряд исследовательских объединений. Характеристика группы. Примерно 20% исследовательского персонала составляет контингент ведущих сотрудников.
Назначение. Главная задача - разработка новых методических и технических средств. Их продукция - расчёты, схемы, чертежи - оцениваются по следующим главным параметрам (по степени важности):
. защита отчётов в плановые сроки;
. качество работ;
. отдача на рубль затрат.
Отношения с партнёрами.
Разработчики имеют активные рабочие
контакты со всеми участниками
Основная проблема отношений
разработчиков с
«заземляется» в противовес их первоначальным целям.
Связи с пользователями у разработчиков в основном сводятся к работе с так называемыми опытными отрядами (партиями) внедрения.
Вклад. Особенность участия разработчиков в данном инновационном процессе состоит в том, что они выполняют значительно более широкий круг функций, чем тот, который задан им извне.
Проектировщики. Зачастую по своим функциям и вкладу эта группа участников нововведения неотделима от разработчиков, совпадает с ними
(когда одни и те же работники выполняют оба этапа). Положение обеих групп весьма сходно, поэтому многое из того, что было сказано о разработчиках, можно отнести и к проектировщикам.
Характеристика группы. Их особенность в том, что они стоят на одном из самых критических переломов инновационного процесса - переходе новшеств к изготовителям. В отличии от разработчиков, у них меньше возможностей выбора тематики работ, однако больше возможностей их реализации.
Назначение. Проектировщики доводят разработку новшества до опытного образца, составляют техническое задание для его промышленного производства.
Отношения с партнёрами. Переговоры по линии общения с управлением
(отношения директивно-
При взаимодействии с разработчиками может возникать напряжённость, поскольку, с точки зрения проектировщиков, они не всегда доводят до конца свою часть работы, вынуждая проектировщиков увеличивать свою производственную нагрузку.
Вклад. Фактическое участие
проектировщиков в
Изготовители. Участие изготовителей
по ряду важных параметров существенно
отличается от деятельности других групп,
занятых в инновационном
Характеристика группы. Зачастую, для многих предприятий данная продукция не является основной как по номенклатуре, так и по объёму.
Информация о работе Управление нововведениями на предприятии