Управление нововведениями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:48, реферат

Краткое описание

Управление нововведениями на предприятии представляет собой перспективный нетоварный анализ с выходом на обобщающие показатели в целом по предприятию, при котором целевые параметры задаются потребителями, а результативные определяются затратоемкостью продукции, ее конкуренто- способностью и перспективностью.
Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
1. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………
2. Новое в деятельности предприятий……………………………………………………………………………
3. Обновление ассортимента…………………………………………………………………………………………………………
4. Продуктовые инновации…………………………………………………………………………………………………….
5. Эффективность нововведений в управлении рыночным поведением………………………………………………………………………………………………………………………
5.1. Динамика показателей деятельности……………………………………………………
5.2. Условия и цели деятельности……………………………………………………………………
5.3. Влияние нововведений на перспективы бизнеса……………………………
6. Роли и позиции в нововведениях………………………………………………………………………………
7. Управление предприятием в кризисной ситуации…………………………………………
7.1. Роль инновационной стратегии в антикризисном управлении……………………………………………………………………………………………………………………………
7.2. Инновационная активность и изменчивость внешней среды…………………………………………………………………………………………………………………………………………
7.3. Система целей и инновационная стратегия……………………………………
7.4. Антикризисный план. Стратегия и потенциал управления……………………………………………………………………………………………………………………………
Выводы и рекомендации……………………………………………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 49.41 Кб (Скачать)

Реферат: "Управление нововведениями на предприятии"

Раздел: Рефераты по менеджменту

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1. Нововведения в управлении  рыночным поведением………………………………………

2. Новое в деятельности  предприятий……………………………………………………………………………

3. Обновление ассортимента…………………………………………………………………………………………………………

4. Продуктовые инновации…………………………………………………………………………………………………….

5. Эффективность нововведений  в управлении рыночным поведением………………………………………………………………………………………………………………………

 

5.1. Динамика показателей  деятельности……………………………………………………

 

5.2. Условия и цели деятельности……………………………………………………………………

 

5.3. Влияние нововведений  на перспективы бизнеса……………………………

6. Роли и позиции в  нововведениях………………………………………………………………………………

7. Управление предприятием  в кризисной ситуации…………………………………………

 

7.1. Роль инновационной  стратегии в антикризисном управлении……………………………………………………………………………………………………………………………

 

7.2. Инновационная активность  и изменчивость внешней среды…………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

7.3. Система целей и  инновационная стратегия……………………………………

 

7.4. Антикризисный план. Стратегия  и потенциал управления……………………………………………………………………………………………………………………………

Выводы и рекомендации……………………………………………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………………………………………………………

Введение.

 

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия

(распространение во времени  уже однажды освоенной и использованной  инновации в новых условиях  или местах применения). Инновационный  процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать  созданию гибких систем организации  и управления экономикой.

 

Говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают  фигуру

«менеджера» - человека, субъекта управления, действующего в некоторой  организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация»,

«администрирование», который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование».

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных  органах любого уровня, более правильно  использовать термин public administration - «государственное управление».

 

Современные инновационные  процессы достаточно сложны и требуют  проведения анализа закономерностей  их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами  нововведений - инновационные менеджеры.

 

Инновационные менеджеры  должны обладать научно-техническим  и экономико- психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания.

Инновационные менеджеры  способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих  друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором  участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры  могут действовать в различных  организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские  организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения  новшеств, формирование портфеля заказов  на научные исследования и разработки.

Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного  менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность  нововведений. Выдвигается острая необходимость  изучения новых подходов и форм управления, в частности, инновационного менеджмента, как особого типа управления.

 

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке  нововведений. В современных условиях существуют проблемы финансирования инновационной  деятельности, проводятся конкурсы грантов.

1. Нововведения в управлении  рыночным поведением.

 

Один из основных показателей  зрелости бизнеса, не по времени существования, а по ясности представления целей, перспектив, по степени осознания  проблем и разнообразию методов  их решения - это факт управления поведением на рынке. Т.е. тот этап развития предпринимательской деятельности, когда решения по основным вопросам бизнеса: что производить, где закупать, кому продавать, по какой цене и т.д. принимаются не спонтанно и независимо, а целенаправленно и согласованно, подчиняясь поставленной цели, реализуя ее.

 

Результаты опроса свидетельствуют: как сфера деятельности, управление рыночным поведением, во-первых, знакома  далеко не всем руководителям МП. На вопросы, связанные с данной тематикой, ответили лишь 43% опрошенных. Во- вторых, указанный тип управления является для московских предпринимателей достаточно проблемным. 58% от числа ответивших признали, что испытывают затруднения, управляя поведением фирмы на рынке. Во многом трудности обусловлены непригодностью, неэффективностью тех способов управления, которыми практически владеют руководители малых предприятий. Так, 46% респондентов констатировали необходимость внедрения новых методов управления. Не исключено, что набор “старых” методов крайне скуден и/или не специфицирован, т.е. не ориентирован на управление именно рыночным поведением малых предприятий.

 

Потребность в новых методах  управления рыночным поведением в настоящее  время усиливается; число фирм, где  новшества уже реализованы (24%) в 1,9 раза меньше количества предприятий, признавших их необходимость. Однако разрыв между “надо” и “есть” сокращается  достаточно медленно. Только у 16%

МП есть новации в управлении рыночным поведением, подготовленные к внедрению (это в 2,9 раза меньше числа фирм, где такие новации  нужны).

 

Такая сфера деятельности, как управление реализацией продукции, лучше знакома предпринимателям. На вопросы, связанные с ее спецификой, ответили

56% опрошенных. Количество  респондентов, указавших, что их  фирмы испытывают трудности в  указанной области (46%), практически  совпадает с долей тех, кто  заинтересован в использовании  новых методов (42%). Данный результат прежде всего говорит о следующем: руководители МП осознали – со старым багажом знаний новых проблем рынка не решить. В управлении реализацией продукции в отличии от управления рыночным поведением достаточно высок уровень внедрения новых методов. На момент опроса их уже практиковали 34% МП, что незначительно (на 8%) меньше количества предприятий, заинтересованных в нововведениях. Что касается предполагаемой скорости заполнения “вакууму новшеств”, она невелика. Готовы к внедрению новации на 23% фирм, а есть потребность в них у 42% МП[1].

 

Сопоставление полученных данных подтверждает: предприниматели не четко  представляют, что есть управление рыночным поведением. Иначе доли респондентов, констатировавших как реализованные, так и подготовленные новации  в этой сфере были бы выше. Во всяком случае, не ниже величин, характеризующих  ответы респондентов на те же вопросы применительно к управлению реализацией продукции. Ведь последнее – составная часть первого.

 

Учитывая фактическую  неструктурированность представлений предпринимателей по вопросам управления реализацией и рыночным поведением в целом, в дальнейшем (в рамках данного подраздела) объединим для анализа в одну группу те МП, руководители которых подтвердили осведомленность по проблематике хотя бы одной из указанных выше сфер управления. Количество предприятий, вошедших в объединенную группу, составило 69% от общего числа опрошенных. В ее рамках по некоторым вопросам отмечены значительные отраслевые различия между промышленными и торговыми МП. Руководители из сферы торговли в 1,7 раза реже упоминали о затруднениях в управлении.

Вероятно потому, что управленческие нововведения в этой отрасли практикуются достаточно давно. Число фирм, реализовавших  управленческие новации, в 1,6 раза превосходит  количество МП, где они необходимы.

Применительно к промышленным МП оба показателя практически совпадают[2].

 

Чтобы оценить результативность управленческих инноваций в сфере  рыночного поведения, сопоставим ответы на вопросы анкеты респондентов, отметивших затруднения и констатировавших реализацию новшеств в данной области.

2. Новое в деятельности  предприятий

 

Результаты опроса позволяют  ответить на вопрос, в чем конкретно  заключались нововведения в рыночной политике МП за последние 2 года (см.

Таблицу 1).

 

Таблица 1. Нововведения в  рыночной политике малых предприятий.

|Новое в деятельности |Управление рыночным | |

|предприятия |поведением | |

| |есть затруднения, в %|осуществлены |

| |от числа ответивших |нововведения, в % от |

| | |числа ответивших |

|Новые потребители |62 |63 |

|Новые товары |58 |63 |

|Новые поставщики |47 |59 |

|Новые посредники |17 |26 |

|Новые виды деятельности |37 |43 |

|Новое оборудование, |36 |45 |

|технологии | | |

|Новые помещения |7 |15 |

|Новые работники |31 |44 |

|Новые структурные |7 |12 |

|подразделения | | |

 

Как следует из приведенных  в таблице 1 данных, там, где были нововведения в управлении рыночным поведением, налицо значительно более  интенсивное обновление по всем внутренним и внешним характеристикам бизнеса: что производить, кому продавать, с  кем сотрудничать и т.д. В среднем, обновляемость констатировалась респондентами данной группы МП в

1,4 раза чаще. Показательно, что на указанных предприятиях  в 1,7 раза чаще отмечалось создание  новых структурных подразделений.  Рационализация управления, и в  сфере рыночного поведения в  том числе, требует персонификциии управленческих функций, усложнения структуры управления. Для

МП с их изначально упрощенной организационной структурой эти  процессы почти наверняка выливаются в создание новых структурных  подразделений.

3. Обновление ассортимента

 

Судя по данным таблицы 1, нововведения в управлении рыночным поведением

- в том числе и более  частая смена ассортимента. Объясняется  это следующим.

Принимая решение об обновлении текущего ассортимента, руководители МП из группы “новаторов” значительно  чаще отслеживают не снижение, а  стабилизацию его прибыльности. Соотношение  оценок по двум выделенным группам  предприятий следующее: условием принятия решения об обновлении ассортимента снижение прибыльности назвали 22% респондентов, чьи фирмы испытывают трудности  в управлении рыночным поведением; стабилизацию прибыльности – 14%. По другой группе МП (были новации в управлении указанной сферой) ответы респондентов

– 12% и 22% соответственно. Политика обновления ассортимента этих предприятий  более рациональна, согласно теории маркетинга, и более выигрышна (эффективна), согласно результатам опроса. Кстати, в соответствии с ними, руководители указанных МП, принимая управленческие решения, чаще ориентируются на научные  рекомендации. Каждый четвертый из них признал: толчок к нововведениям  дает специальная литература. Среди респондентов противоположной группы такого мнения придерживается лишь каждый шестой (в

1,4 раза меньше).

 

Ориентация на стабилизацию прибыльности (в отличии от ее снижения) требует постоянного и более тщательного контроля за результатами и перспективами функционирования предприятия. В альтернативном случая, возможно, ограничиваются эпизодическим и фрагментарным сопоставлением затрат и результатов. Во всяком случае, внутрифирменный анализ, как источник информации для обновления деятельности, отметил каждый второй предприниматель из группы “были нововведения в управлении” и лишь каждый третий из группы “есть трудности в управлении” (в 1,5 раза меньше).

4. Продуктовые инновации

 

Модификация рыночной политики с большой вероятностью связана  с пересмотром, хотя бы частичным, текущего ассортимента, т.е. с продуктовыми инновациями. Результаты опроса, представленные в  таблице 2, доказывают связь между  нововведениями в управлении рыночным поведением и практикой продуктовых  инноваций. Кроме того, иллюстрируют преимущественное направление продуктовых  инноваций для каждой из выделенных групп предприятий. Лишь небольшая  доля МП, реализовавших управленческие нововведения, не вводили их. Фирмы  из другой группы из года в год отставали  с внедрением продуктовых инноваций. В том числе и поэтому они  столкнулись с проблемами на рынке. Во временном плане расхождение  по позиции “продуктовых инноваций  не было” между данными группами предприятий растет. Если в 1995 г. оно  составило 1,7 раза в “пользу” фирм, имеющих трудности в управлении, то в 1998 г. – уже 2,1 раза. При сохранении тенденции сложно рассчитывать на уменьшение числа МП, проблемных в вопросах рыночного поведения.

Информация о работе Управление нововведениями на предприятии