Управление нововведениями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………….3


2. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………………………….4

3. Новое в деятельности предприятий…………………………….6

4. Обновление ассортимента………………………………………7


5. Эффективность нововведений в управлении рыночным
поведением…………………………………………………………7

6. Влияние нововведений на перспективы бизнеса………….....10


7. Роли и позиции в нововведениях …………………………….11


8. Управление предприятием в кризисной ситуации…………..14


9. Система целей и инновационная стратегия………………….16


10. Заключение……………………………………………………19


11. Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Управление нововведениями на предприятии.docx

— 70.48 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………….3

 

 

2. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………………………….4

 

3. Новое в деятельности предприятий…………………………….6

 

4. Обновление ассортимента………………………………………7

 

 

5.  Эффективность нововведений в управлении рыночным

поведением…………………………………………………………7

 

6. Влияние нововведений на перспективы бизнеса………….....10

 

 

7.   Роли и позиции в нововведениях …………………………….11

 

 

8. Управление предприятием в кризисной ситуации…………..14

 

 

9. Система целей и инновационная стратегия………………….16

 

 

10. Заключение……………………………………………………19

 

 

11.  Список литературы……………………………………….......21

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Инновационный  процесс  представляет  собой  подготовку  и  осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.  В   результате этого   процесса   появляется реализованное,  использованное изменение  -  инновация. Для  осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации  в  новых  условиях или местах применения). Инновационный процесс  имеет  циклический характер.

Учет этих моментов будет  способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают  фигуру «менеджера» - человека,  субъекта управления,  действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют  термин  «администрация», «администрирование»,  который  в  большей степени отражает обезличенную систему управления. Когда говорят «менеджер»,  то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего,  что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист,  занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек,  прошедший,  как правило, специальную подготовку.  В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес.  Бизнес -  это деятельность, направленная  на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими,  хозяйственными организациями.  Наряду с этим практически как    синоним    применяется    термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование».  Термин «менеджмент» применим к любым  типам  организаций, но,  если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration  -  «государственное  управление».

Современные инновационные  процессы достаточно сложны и требуют  проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.

     Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим  потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания. Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной  экономики  характерна  конкуренция  самостоятельных  фирм, заинтересованных  в  обновлении  продукции,  наличие   рынка   нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведении, в котором участвуют инновационные менеджеры. Инновационные менеджеры могут действовать  в  различных  организационных структурах  (академии наук, вузы, научные  общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции   создания творческих коллективов,  поиска  и  распространения новшеств,  формирование портфеля  заказов  на  научные  исследования  и разработки.  Они  управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений. Выдвигается острая необходимость изучения новых подходов и форм управления,  в частности, инновационного менеджмента, как особого  типа  управления.

Новый сложный этап реформирования  экономики  России  требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений. В современных условиях существуют проблемы финансирования инновационной деятельности, проводятся конкурсы грантов.

 

 

  1. Нововведения в управлении рыночным поведением.

 

Один из основных показателей  зрелости бизнеса, не по времени существования, а по ясности представления целей, перспектив, по степени осознания проблем и разнообразию методов их решения - это факт управления поведением на рынке.

Т.е. тот этап развития предпринимательской  деятельности, когда решения по основным вопросам бизнеса: что производить, где закупать, кому продавать, по какой цене и т.д. принимаются не спонтанно и независимо, а целенаправленно и согласованно, подчиняясь поставленной цели, реализуя ее.

Результаты опроса свидетельствуют: как сфера деятельности, управление рыночным поведением, во-первых, знакома далеко не всем руководителям МП. На вопросы, связанные с данной тематикой, ответили лишь 43% опрошенных. Во-вторых, указанный тип управления является для московских предпринимателей достаточно проблемным. 58% от числа ответивших признали, что испытывают затруднения, управляя поведением фирмы на рынке. Во многом трудности обусловлены непригодностью, неэффективностью тех способов управления, которыми практически владеют руководители малых предприятий. Так, 46% респондентов констатировали необходимость внедрения новых методов управления.

      Не исключено, что набор “старых” методов крайне скуден и/или не

специфицирован, т.е. не ориентирован на управление именно рыночным поведением малых предприятий.

Потребность в новых методах  управления рыночным поведением в настоящее  время усиливается; число фирм, где новшества уже реализованы (24%) в 1,9 раза меньше количества предприятий, признавших их необходимость. Однако разрыв между “надо” и “есть” сокращается достаточно медленно. Только у 16% МП есть новации в управлении рыночным поведением, подготовленные к внедрению (это в 2,9 раза меньше числа фирм, где такие новации нужны).

Такая сфера деятельности, как управление реализацией продукции, лучше знакома предпринимателям. На вопросы, связанные с ее спецификой, ответили 56% опрошенных. Количество респондентов, указавших, что их фирмы испытывают трудности в указанной области (46%), практически совпадает с долей тех, кто заинтересован в использовании новых методов (42%). Данный результат прежде всего говорит о следующем: руководители МП осознали – со старым багажом знаний новых проблем рынка не решить. В управлении реализацией продукции в отличии от управления рыночным поведением достаточно высок уровень внедрения новых методов. На момент опроса их уже практиковали 34% МП, что незначительно (на 8%) меньше количества предприятий, заинтересованных в нововведениях. Что касается

предполагаемой скорости заполнения “вакууму новшеств”, она  невелика. Готовы к внедрению новации на 23% фирм, а есть потребность в них у 42%.

Сопоставление полученных данных подтверждает: предприниматели не четко представляют, что есть управление рыночным поведением. Иначе доли респондентов, констатировавших как реализованные, так и подготовленные новации в этой сфере были бы выше. Во всяком случае, не ниже величин, характеризующих ответы респондентов на те же вопросы применительно к управлению реализацией продукции. Ведь последнее – составная часть первого.

Учитывая фактическую  неструктурированность представлений предпринимателей по вопросам управления реализацией и рыночным поведением в целом, в дальнейшем (в рамках данного подраздела) объединим для анализа в одну группу те МП, руководители которых подтвердили осведомленность по проблематике хотя бы одной из указанных выше сфер управления. Количество предприятий, вошедших в объединенную группу, составило 69% от общего числа опрошенных. В ее рамках по некоторым вопросам отмечены значительные отраслевые различия между

промышленными и торговыми  МП. Руководители из сферы торговли в 1,7 раза реже упоминали о затруднениях в управлении. Вероятно потому, что управленческие нововведения в этой отрасли практикуются достаточно давно. Число фирм, реализовавших управленческие новации, в 1,6 раза превосходит количество МП, где они необходимы. Применительно к промышленным МП оба показателя практически совпадают.

Чтобы оценить результативность управленческих инноваций в сфере  рыночного поведения, сопоставим ответы на вопросы анкеты респондентов, отметивших затруднения и констатировавших реализацию новшеств в данной области.

 

 

 

2. Новое в деятельности  предприятий

 

Результаты опроса позволяют  ответить на вопрос, в чем конкретно  заключались нововведения в рыночной политике МП за последние 2 года (см. Таблицу 1).

 

    Таблица 1. Нововведения в рыночной политике малых предприятий.

 

   
   
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Новое в деятельности предприятия

Управление рыночным поведением

 

есть затруднения, в % от числа  ответивших

осуществлены нововведения, в % от числа ответивших

Новые потребители

62

63

Новые товары

58

63

Новые поставщики

47

59

Новые посредники

17

26

Новые виды деятельности

37

43

Новое оборудование, технологии

36

45

Новые помещения

7

15

Новые работники

31

44

Новые структурные подразделения

7

12


 

Как следует из приведенных  в таблице 1 данных, там, где были нововведения в управлении рыночным поведением, налицо значительно более интенсивное обновление по всем внутренним и внешним характеристикам бизнеса: что производить, кому продавать, с кем сотрудничать и т.д. В среднем, обновляемость констатировалась респондентами данной группы МП в 1,4 раза чаще. Показательно, что на указанных предприятиях в 1,7 раза чаще отмечалось создание новых структурных подразделений. Рационализация управления, и в сфере рыночного поведения в том числе, требует персонификциии управленческих

функций, усложнения структуры  управления. Для МП с их изначально упрощенной организационной структурой эти процессы почти наверняка выливаются в создание новых структурных подразделений.

                                                                     

 

3.Обновление ассортимента

 

Судя по данным таблицы 1, нововведения в управлении рыночным поведением – в том числе и более частая смена ассортимента. Объясняется это следующим.

Принимая решение об обновлении текущего ассортимента, руководители МП из группы “новаторов” значительно чаще отслеживают не снижение, а стабилизацию его прибыльности. Соотношение оценок по двум выделенным группам предприятий следующее: условием принятия решения об обновлении ассортимента снижение прибыльности назвали 22% респондентов, чьи фирмы испытывают трудности в управлении рыночным поведением; стабилизацию прибыльности – 14%. По другой группе МП (были новации в управлении указанной сферой) ответы респондентов – 12% и 22% соответственно. Политика обновления ассортимента этих предприятий

более рациональна, согласно теории маркетинга, и более выигрышна (эффективна), согласно результатам опроса. Кстати, в соответствии с ними,

руководители указанных  МП, принимая управленческие решения, чаще ориентируются на научные рекомендации. Каждый четвертый из них признал: толчок к нововведениям дает специальная литература. Среди респондентов противоположной группы такого мнения придерживается лишь каждый шестой (в 1,4 раза меньше).

Ориентация на стабилизацию прибыльности (в отличии от ее снижения) требует постоянного и более тщательного контроля за результатами и перспективами функционирования предприятия. В альтернативном случая, возможно, ограничиваются эпизодическим и фрагментарным сопоставлением затрат и результатов. Во всяком случае, внутрифирменный анализ, как источник информации для обновления деятельности, отметил каждый второй предприниматель из группы “были нововведения в управлении” и лишь каждый третий из группы “есть трудности в управлении” (в 1,5 раза меньше).

Информация о работе Управление нововведениями на предприятии