Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
1. Введение………………………………………………………….3
2. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………………………….4
3. Новое в деятельности предприятий…………………………….6
4. Обновление ассортимента………………………………………7
5. Эффективность нововведений в управлении рыночным
поведением…………………………………………………………7
6. Влияние нововведений на перспективы бизнеса………….....10
7. Роли и позиции в нововведениях …………………………….11
8. Управление предприятием в кризисной ситуации…………..14
9. Система целей и инновационная стратегия………………….16
10. Заключение……………………………………………………19
11. Список литературы……………………………………
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Нововведения в управлении
рыночным поведением……………………………………………………
3. Новое в деятельности предприятий…………………………….6
4. Обновление ассортимента………………………………………7
5. Эффективность нововведений в управлении рыночным
поведением……………………………………………………
6. Влияние нововведений на перспективы бизнеса………….....10
7. Роли и позиции в нововведениях …………………………….11
8. Управление предприятием в кризисной ситуации…………..14
9. Система целей и инновационная стратегия………………….16
10. Заключение……………………………………………………
11. Список литературы……………………………………….....
Введение
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование», который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration - «государственное управление».
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания. Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведении, в котором участвуют инновационные менеджеры. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений. Выдвигается острая необходимость изучения новых подходов и форм управления, в частности, инновационного менеджмента, как особого типа управления.
Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений. В современных условиях существуют проблемы финансирования инновационной деятельности, проводятся конкурсы грантов.
Один из основных показателей зрелости бизнеса, не по времени существования, а по ясности представления целей, перспектив, по степени осознания проблем и разнообразию методов их решения - это факт управления поведением на рынке.
Т.е. тот этап развития предпринимательской деятельности, когда решения по основным вопросам бизнеса: что производить, где закупать, кому продавать, по какой цене и т.д. принимаются не спонтанно и независимо, а целенаправленно и согласованно, подчиняясь поставленной цели, реализуя ее.
Результаты опроса свидетельствуют: как сфера деятельности, управление рыночным поведением, во-первых, знакома далеко не всем руководителям МП. На вопросы, связанные с данной тематикой, ответили лишь 43% опрошенных. Во-вторых, указанный тип управления является для московских предпринимателей достаточно проблемным. 58% от числа ответивших признали, что испытывают затруднения, управляя поведением фирмы на рынке. Во многом трудности обусловлены непригодностью, неэффективностью тех способов управления, которыми практически владеют руководители малых предприятий. Так, 46% респондентов констатировали необходимость внедрения новых методов управления.
Не исключено, что набор “старых” методов крайне скуден и/или не
специфицирован, т.е. не ориентирован на управление именно рыночным поведением малых предприятий.
Потребность в новых методах управления рыночным поведением в настоящее время усиливается; число фирм, где новшества уже реализованы (24%) в 1,9 раза меньше количества предприятий, признавших их необходимость. Однако разрыв между “надо” и “есть” сокращается достаточно медленно. Только у 16% МП есть новации в управлении рыночным поведением, подготовленные к внедрению (это в 2,9 раза меньше числа фирм, где такие новации нужны).
Такая сфера деятельности, как управление реализацией продукции, лучше знакома предпринимателям. На вопросы, связанные с ее спецификой, ответили 56% опрошенных. Количество респондентов, указавших, что их фирмы испытывают трудности в указанной области (46%), практически совпадает с долей тех, кто заинтересован в использовании новых методов (42%). Данный результат прежде всего говорит о следующем: руководители МП осознали – со старым багажом знаний новых проблем рынка не решить. В управлении реализацией продукции в отличии от управления рыночным поведением достаточно высок уровень внедрения новых методов. На момент опроса их уже практиковали 34% МП, что незначительно (на 8%) меньше количества предприятий, заинтересованных в нововведениях. Что касается
предполагаемой скорости заполнения “вакууму новшеств”, она невелика. Готовы к внедрению новации на 23% фирм, а есть потребность в них у 42%.
Сопоставление полученных данных подтверждает: предприниматели не четко представляют, что есть управление рыночным поведением. Иначе доли респондентов, констатировавших как реализованные, так и подготовленные новации в этой сфере были бы выше. Во всяком случае, не ниже величин, характеризующих ответы респондентов на те же вопросы применительно к управлению реализацией продукции. Ведь последнее – составная часть первого.
Учитывая фактическую неструктурированность представлений предпринимателей по вопросам управления реализацией и рыночным поведением в целом, в дальнейшем (в рамках данного подраздела) объединим для анализа в одну группу те МП, руководители которых подтвердили осведомленность по проблематике хотя бы одной из указанных выше сфер управления. Количество предприятий, вошедших в объединенную группу, составило 69% от общего числа опрошенных. В ее рамках по некоторым вопросам отмечены значительные отраслевые различия между
промышленными и торговыми МП. Руководители из сферы торговли в 1,7 раза реже упоминали о затруднениях в управлении. Вероятно потому, что управленческие нововведения в этой отрасли практикуются достаточно давно. Число фирм, реализовавших управленческие новации, в 1,6 раза превосходит количество МП, где они необходимы. Применительно к промышленным МП оба показателя практически совпадают.
Чтобы оценить результативность управленческих инноваций в сфере рыночного поведения, сопоставим ответы на вопросы анкеты респондентов, отметивших затруднения и констатировавших реализацию новшеств в данной области.
2. Новое в деятельности предприятий
Результаты опроса позволяют ответить на вопрос, в чем конкретно заключались нововведения в рыночной политике МП за последние 2 года (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Нововведения в рыночной политике малых предприятий.
Новое в деятельности предприятия |
Управление рыночным поведением | |
есть затруднения, в % от числа ответивших |
осуществлены нововведения, в % от числа ответивших | |
Новые потребители |
62 |
63 |
Новые товары |
58 |
63 |
Новые поставщики |
47 |
59 |
Новые посредники |
17 |
26 |
Новые виды деятельности |
37 |
43 |
Новое оборудование, технологии |
36 |
45 |
Новые помещения |
7 |
15 |
Новые работники |
31 |
44 |
Новые структурные подразделения |
7 |
12 |
Как следует из приведенных в таблице 1 данных, там, где были нововведения в управлении рыночным поведением, налицо значительно более интенсивное обновление по всем внутренним и внешним характеристикам бизнеса: что производить, кому продавать, с кем сотрудничать и т.д. В среднем, обновляемость констатировалась респондентами данной группы МП в 1,4 раза чаще. Показательно, что на указанных предприятиях в 1,7 раза чаще отмечалось создание новых структурных подразделений. Рационализация управления, и в сфере рыночного поведения в том числе, требует персонификциии управленческих
функций, усложнения структуры управления. Для МП с их изначально упрощенной организационной структурой эти процессы почти наверняка выливаются в создание новых структурных подразделений.
3.Обновление ассортимента
Судя по данным таблицы 1, нововведения в управлении рыночным поведением – в том числе и более частая смена ассортимента. Объясняется это следующим.
Принимая решение об обновлении текущего ассортимента, руководители МП из группы “новаторов” значительно чаще отслеживают не снижение, а стабилизацию его прибыльности. Соотношение оценок по двум выделенным группам предприятий следующее: условием принятия решения об обновлении ассортимента снижение прибыльности назвали 22% респондентов, чьи фирмы испытывают трудности в управлении рыночным поведением; стабилизацию прибыльности – 14%. По другой группе МП (были новации в управлении указанной сферой) ответы респондентов – 12% и 22% соответственно. Политика обновления ассортимента этих предприятий
более рациональна, согласно теории маркетинга, и более выигрышна (эффективна), согласно результатам опроса. Кстати, в соответствии с ними,
руководители указанных МП, принимая управленческие решения, чаще ориентируются на научные рекомендации. Каждый четвертый из них признал: толчок к нововведениям дает специальная литература. Среди респондентов противоположной группы такого мнения придерживается лишь каждый шестой (в 1,4 раза меньше).
Ориентация на стабилизацию прибыльности (в отличии от ее снижения) требует постоянного и более тщательного контроля за результатами и перспективами функционирования предприятия. В альтернативном случая, возможно, ограничиваются эпизодическим и фрагментарным сопоставлением затрат и результатов. Во всяком случае, внутрифирменный анализ, как источник информации для обновления деятельности, отметил каждый второй предприниматель из группы “были нововведения в управлении” и лишь каждый третий из группы “есть трудности в управлении” (в 1,5 раза меньше).
Информация о работе Управление нововведениями на предприятии