Управление нововведениями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………….3


2. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………………………….4

3. Новое в деятельности предприятий…………………………….6

4. Обновление ассортимента………………………………………7


5. Эффективность нововведений в управлении рыночным
поведением…………………………………………………………7

6. Влияние нововведений на перспективы бизнеса………….....10


7. Роли и позиции в нововведениях …………………………….11


8. Управление предприятием в кризисной ситуации…………..14


9. Система целей и инновационная стратегия………………….16


10. Заключение……………………………………………………19


11. Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Управление нововведениями на предприятии.docx

— 70.48 Кб (Скачать)

    

    

    

4. Эффективность нововведений в управлении рыночным поведением

 

На динамику показателей  результативности бизнеса новшества  в управлении рыночным поведением повлияли ощутимо. Так, среди МП, реализовавших нововведения, оказалось в 1,7 раз меньше убыточных фирм, соответственно больше работавших с прибылью (всего на 7%). Предприятия той же группы в 1,5 раза чаще констатировали увеличение выручки от реализации/оборота. Новшества в рыночной политике позволили МП легче справиться с последствиями финансового кризиса. Одно из главных – сокращение спроса, “новаторами” отмечено существенно реже: 41% представителей группы “в управлении осуществлены нововведения” против 56% по группе “в управлении есть проблемы”.

Интегральный показатель состояния бизнеса, финансовое положение  предприятия, также не остался “равнодушным” к управленческим новациям в сфере рыночного поведения (см. таблицу 3). Предприятия, осуществившие их, в лучшем финансовом состоянии встретили кризис (по данной группе доля МП с хорошим финансовым состоянием была в 1,4 раза выше). Эти фирмы относительно меньше ухудшили состояние в результате кризиса и, немаловажно, прогнозируют интенсивнее восстанавливать финансовую стабильность бизнеса. На хорошее финансовое состояние рассчитывает в 1,5 раза больше предприятий, ранее реализовавших нововведения в управлении рыночным поведением.

    Таблица 3. Управленческие новации в сфере рыночного поведения.

    

Оценка финансового состояния

Управление реализацией  продукции и рыночным поведением

есть затруднения, в % от числа  ответивших

осуществлены нововведения, в % от числа ответивших

По итогам 1997 г.: плохое

9

1

удовлетворительное

61

69

хорошее

30

30

В июле 1998г.: плохое

16

12

удовлетворительное

59

53

хорошее

25

36

По итогам 1998г.: плохое

44

39

удовлетворительное

48

50

хорошее

8

11

Прогноз на 1999г.: плохое

24

18

удовлетворительное

57

53

хорошее

19

29


 

Достаточно противоречивый, на первый взгляд, результат получен  при сопоставлении обеспеченности бизнеса ресурсами и состояния дел в управлении рыночным поведением (см. таблицу 4). Там, где были нововведения в управлении рыночной политикой, отмечена повышенная, в среднем в 1,5 раза, дефицитность всех ресурсов. По нашему мнению, более “дефицитарный” режим функционирования свидетельствует о том, что в результате модернизации управления рыночным поведением увеличились “обороты” бизнеса, появился ощутимый задел для его роста. Косвенно это подтверждается следующим обстоятельством: вводя новшества в управлении рыночным поведением, предприятие добивается определенных конкурентных преимуществ. Во всяком случае, эти МП в 1,2 раза реже оценивают уровень конкуренции как высокий.

 

 

                      Таблица 4. Обеспеченность бизнеса ресурсами.

    

Дефицит ресурса

Управление рыночным поведением

есть затруднения, в % от числа  ответивших

осуществлены нововведения, в % от числа ответивших

Трудовые ресурсы

5

7

Оборудование

18

29

Помещения

21

33

Производственные запасы

25

37

Готовая продукция

13

27

Денежные оборотные средства

80

86


 

Тот факт, что МП реализовало  новые методы управления в сфере  рыночного поведения, характеризует его, в общем случае, как бизнес с более

перспективными целевыми установками. По-видимому, верно и  обратное: те

предприятия, что нацелены не на выживание, а на долгосрочное и активное

присутствие на рынке, осознанно  модернизируют сферу управления и управления рыночным поведением в том числе. Так, среди респондентов, испытывающих затруднение в управлении поведением на рынке, 42% признали, что цель их бизнеса – выживание. Среди МП, реализовавших новшества в указанной сфере управления, “выживающих” предприятий в 1,4 раза меньше. Зато в 1,3 раза больше предприятий, сориентированных на стабилизацию бизнеса.

Несомненным показателем  эффективности нововведений в управлении рыночным поведением является то, что они (нововведения) в значительной мере снимают внешние барьеры для развития бизнеса, для реализации целей предпринимателей.

Результаты опроса подтверждают: снижение спроса, низкая платежеспособность, высокая конкуренция как факторы, препятствующие реализации целевых установок, называются респондентами из группы “были нововведения в управлении” соответственно в 1,3, 1,3 и 2,7 раза реже, чем предпринимателями из группы “есть затруднения в управлении”. Для “новаторов” относительно больший вес приобретают внутрифирменные ограничители развития бизнеса. Недостаток денежных оборотных средств как барьер ими упоминается в 1,7 раза, а дефицит финансовых средств на развитие – в 1,3 раза чаще, чем респондентами другой группы.

Планируя бизнес на следующий  год, руководители МП в качестве основных, определяющих деятельность предприятия называли разные факторы. Там, где уже знакомы с практикой управленческих нововведений в области регулирования рыночным поведением, ощутимо чаще, в среднем в 1,3 раза, связывают перспективы бизнеса с обновлением номенклатуры выпуска, освоением новых видов деятельности, привлечением новых поставщиков. Данный результат, если его интерполировать, еще раз подтверждает: сегодня более эффективная рыночная политика - политика активной адаптации за счет своевременной переориентации бизнеса на новые рынки, новых партнеров. Для реализации данных установок необходимы дополнительные средства, основной источник которых – внешнее финансирование. С возможностью его привлечения связывают деятельность фирмы пятая часть респондентов из группы МП, практиковавших новшества в управлении рыночным поведением. Это в 1,3 раза больше, чем значение аналогичного показателя для другой группы. По-видимому, можно говорить об устойчивости установки на управление бизнесом через, как минимум, частичную смену егоориентации.

 

 

5. Влияние нововведений на перспективы бизнеса

 

Эффективность управленческих новаций в области рыночного  поведения, попризнанию респондентов, достаточна для того, чтобы и впредь обращаться к ним.

Как следует из данных таблицы 5, предприниматели, уже практиковавшие новшества, значительно более оптимистично оценивают их положительное влияние на состояние бизнеса.

 

     Таблица 5. Эффективность управленческих новаций в области рыночного поведения.

    

Влияние управленческих нововведений на состояние фирмы

Управление рыночным поведением

есть затруднения, в % от числа  ответивших

осуществлены нововведения, в % от числа ответивших

Значительное улучшение

16

22

Улучшение в средней степени

21

37

Незначительное улучшение

27

25

Нет улучшения

16

6

Затрудняюсь ответить

20

10


 

 

 

Ожидают его улучшения, значительного  или в средней степени, в 1,6 раза больше руководителей МП, имевших подобный опыт. Они же в 2,7 раза реже не ждут от управленческих нововведений никаких позитивных сдвигов в состоянии бизнеса. Показательно, личный опыт в вопросе нововведений значительно повышает планку представлений предпринимателей об их наиболее вероятных последствиях.

Респонденты данной группы в 2 раза реже не смогли спрогнозировать  влияниеуправленческих нововведений на состояние своей фирмы.

    

 

6. Роли и позиции в нововведениях

 

Обратимся к случаям нововведений, используя позиционный анализ. Суть позиционного анализа состоит в том, что в инновационном процессе разделение труда рассматривается по разным группам участников (организаторы, разработчики, проектировщики, изготовители, пользователи), каждая из которых, таким образом получает свою роль. Но в рамках этой роли она может занять разные по своей активности и заинтересованности позиции: инициативы, содействия, бездействия, противодействия. Как же и почему распределяются эти позиции среди участников данного нововведения?    

    Организаторы

     Этим условным понятием объединяются работники аппаратов управления.

     Характеристика группы. В инновационном плане они наиболее тесно сотрудничают с управлением, выполняющим некоторые функции по внедрению новой

техники. Материальной заинтересованности в результатах своей работы у сотрудников аппарата практически нет, премии имеют разовый характер, незначительны по размеру.

     Назначение. Роль руководителя методического обеспечения и технического развития с осуществлением функций планирования и финансирования НИОКР подведомственных научных организаций, контроля за их отчётами; проведения кадровой политики в научных и производственных организациях.

     Отношения с партнёрами. Аппарат республиканского управления наделён

директивными полномочиями по отношению ко всем другим участникам данного нововведения (возможно, за исключением изготовителей, относящихся к другим министерствам и ведомствам).     

    Разработчики. Эта группа участников нововведения объединяет ряд исследовательских объединений. Характеристика группы. Примерно 20% исследовательского персонала составляет контингент ведущих сотрудников. Назначение. Главная задача - разработка новых методических и технических средств. Их продукция - расчёты, схемы, чертежи - оцениваются по следующим главным параметрам (по степени важности):

·    защита отчётов в плановые сроки;

·    качество работ;

·    отдача на рубль затрат.

     Отношения с партнёрами. Разработчики имеют активные рабочие контакты со всеми участниками нововведения.

     Основная проблема  отношений разработчиков с проектировщиками  заключается в согласовании параметров новшеств, их конструкций и материалов. Проектировщики стремятся чаще использовать типовые узлы, наиболее доступные материалы, отчего замысел разработчиков упрощается, «заземляется» в противовес их первоначальным целям.

     Связи с  пользователями у разработчиков  в основном сводятся к работе  с так называемыми опытными отрядами (партиями) внедрения.

     Вклад. Особенность участия разработчиков в данном инновационном процессе состоит в том, что они выполняют значительно более широкий круг

функций, чем тот, который  задан им извне.

     Проектировщики. Зачастую по своим функциям и вкладу эта группа участников нововведения неотделима от разработчиков, совпадает с ними (когда одни и те же работники выполняют оба этапа). Положение обеих групп весьма сходно, поэтому многое из того, что было сказано о разработчиках, можно отнести и к проектировщикам.

     Характеристика группы. Их особенность в том, что они стоят на одном из

самых критических переломов  инновационного процесса - переходе новшеств к изготовителям. В отличии от разработчиков, у них меньше возможностей выбора тематики работ, однако больше возможностей их реализации.

     Назначение. Проектировщики доводят разработку новшества до опытного

образца, составляют техническое  задание для его промышленного  производства.

     Отношения с партнёрами. Переговоры по линии общения с управлением

(отношения директивно-исполнительские)  если и возникают, то касаются  главным образом сроков и финансирования. Элемент самостоятельности здесь меньше, чем у разработчиков.

     При взаимодействии  с разработчиками может возникать  напряжённость, поскольку, с точки зрения проектировщиков, они не всегда доводят до конца свою часть работы, вынуждая проектировщиков увеличивать свою производственную нагрузку.

     Вклад. Фактическое участие проектировщиков в осуществлении нововведения шире отведённой им роли. В особенности это касается процедуры передачи проекта изготовителям.

     Изготовители. Участие изготовителей по ряду важных параметров существенно отличается от деятельности других групп, занятых в инновационном процессе.

Информация о работе Управление нововведениями на предприятии