Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
1. Введение………………………………………………………….3
2. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………………………….4
3. Новое в деятельности предприятий…………………………….6
4. Обновление ассортимента………………………………………7
5. Эффективность нововведений в управлении рыночным
поведением…………………………………………………………7
6. Влияние нововведений на перспективы бизнеса………….....10
7. Роли и позиции в нововведениях …………………………….11
8. Управление предприятием в кризисной ситуации…………..14
9. Система целей и инновационная стратегия………………….16
10. Заключение……………………………………………………19
11. Список литературы……………………………………
4. Эффективность нововведений в управлении рыночным поведением
На динамику показателей результативности бизнеса новшества в управлении рыночным поведением повлияли ощутимо. Так, среди МП, реализовавших нововведения, оказалось в 1,7 раз меньше убыточных фирм, соответственно больше работавших с прибылью (всего на 7%). Предприятия той же группы в 1,5 раза чаще констатировали увеличение выручки от реализации/оборота. Новшества в рыночной политике позволили МП легче справиться с последствиями финансового кризиса. Одно из главных – сокращение спроса, “новаторами” отмечено существенно реже: 41% представителей группы “в управлении осуществлены нововведения” против 56% по группе “в управлении есть проблемы”.
Интегральный показатель состояния бизнеса, финансовое положение предприятия, также не остался “равнодушным” к управленческим новациям в сфере рыночного поведения (см. таблицу 3). Предприятия, осуществившие их, в лучшем финансовом состоянии встретили кризис (по данной группе доля МП с хорошим финансовым состоянием была в 1,4 раза выше). Эти фирмы относительно меньше ухудшили состояние в результате кризиса и, немаловажно, прогнозируют интенсивнее восстанавливать финансовую стабильность бизнеса. На хорошее финансовое состояние рассчитывает в 1,5 раза больше предприятий, ранее реализовавших нововведения в управлении рыночным поведением.
Таблица 3. Управленческие новации в сфере рыночного поведения.
Оценка финансового состояния |
Управление реализацией продукции и рыночным поведением | |
есть затруднения, в % от числа ответивших |
осуществлены нововведения, в % от числа ответивших | |
По итогам 1997 г.: плохое |
9 |
1 |
удовлетворительное |
61 |
69 |
хорошее |
30 |
30 |
В июле 1998г.: плохое |
16 |
12 |
удовлетворительное |
59 |
53 |
хорошее |
25 |
36 |
По итогам 1998г.: плохое |
44 |
39 |
удовлетворительное |
48 |
50 |
хорошее |
8 |
11 |
Прогноз на 1999г.: плохое |
24 |
18 |
удовлетворительное |
57 |
53 |
хорошее |
19 |
29 |
Достаточно противоречивый, на первый взгляд, результат получен при сопоставлении обеспеченности бизнеса ресурсами и состояния дел в управлении рыночным поведением (см. таблицу 4). Там, где были нововведения в управлении рыночной политикой, отмечена повышенная, в среднем в 1,5 раза, дефицитность всех ресурсов. По нашему мнению, более “дефицитарный” режим функционирования свидетельствует о том, что в результате модернизации управления рыночным поведением увеличились “обороты” бизнеса, появился ощутимый задел для его роста. Косвенно это подтверждается следующим обстоятельством: вводя новшества в управлении рыночным поведением, предприятие добивается определенных конкурентных преимуществ. Во всяком случае, эти МП в 1,2 раза реже оценивают уровень конкуренции как высокий.
Таблица 4. Обеспеченность бизнеса ресурсами.
Дефицит ресурса |
Управление рыночным поведением | |
есть затруднения, в % от числа ответивших |
осуществлены нововведения, в % от числа ответивших | |
Трудовые ресурсы |
5 |
7 |
Оборудование |
18 |
29 |
Помещения |
21 |
33 |
Производственные запасы |
25 |
37 |
Готовая продукция |
13 |
27 |
Денежные оборотные средства |
80 |
86 |
Тот факт, что МП реализовало новые методы управления в сфере рыночного поведения, характеризует его, в общем случае, как бизнес с более
перспективными целевыми установками. По-видимому, верно и обратное: те
предприятия, что нацелены не на выживание, а на долгосрочное и активное
присутствие на рынке, осознанно модернизируют сферу управления и управления рыночным поведением в том числе. Так, среди респондентов, испытывающих затруднение в управлении поведением на рынке, 42% признали, что цель их бизнеса – выживание. Среди МП, реализовавших новшества в указанной сфере управления, “выживающих” предприятий в 1,4 раза меньше. Зато в 1,3 раза больше предприятий, сориентированных на стабилизацию бизнеса.
Несомненным показателем эффективности нововведений в управлении рыночным поведением является то, что они (нововведения) в значительной мере снимают внешние барьеры для развития бизнеса, для реализации целей предпринимателей.
Результаты опроса подтверждают: снижение спроса, низкая платежеспособность, высокая конкуренция как факторы, препятствующие реализации целевых установок, называются респондентами из группы “были нововведения в управлении” соответственно в 1,3, 1,3 и 2,7 раза реже, чем предпринимателями из группы “есть затруднения в управлении”. Для “новаторов” относительно больший вес приобретают внутрифирменные ограничители развития бизнеса. Недостаток денежных оборотных средств как барьер ими упоминается в 1,7 раза, а дефицит финансовых средств на развитие – в 1,3 раза чаще, чем респондентами другой группы.
Планируя бизнес на следующий год, руководители МП в качестве основных, определяющих деятельность предприятия называли разные факторы. Там, где уже знакомы с практикой управленческих нововведений в области регулирования рыночным поведением, ощутимо чаще, в среднем в 1,3 раза, связывают перспективы бизнеса с обновлением номенклатуры выпуска, освоением новых видов деятельности, привлечением новых поставщиков. Данный результат, если его интерполировать, еще раз подтверждает: сегодня более эффективная рыночная политика - политика активной адаптации за счет своевременной переориентации бизнеса на новые рынки, новых партнеров. Для реализации данных установок необходимы дополнительные средства, основной источник которых – внешнее финансирование. С возможностью его привлечения связывают деятельность фирмы пятая часть респондентов из группы МП, практиковавших новшества в управлении рыночным поведением. Это в 1,3 раза больше, чем значение аналогичного показателя для другой группы. По-видимому, можно говорить об устойчивости установки на управление бизнесом через, как минимум, частичную смену егоориентации.
5. Влияние нововведений на перспективы бизнеса
Эффективность управленческих новаций в области рыночного поведения, попризнанию респондентов, достаточна для того, чтобы и впредь обращаться к ним.
Как следует из данных таблицы 5, предприниматели, уже практиковавшие новшества, значительно более оптимистично оценивают их положительное влияние на состояние бизнеса.
Таблица 5. Эффективность управленческих новаций в области рыночного поведения.
Влияние управленческих нововведений на состояние фирмы |
Управление рыночным поведением | |
есть затруднения, в % от числа ответивших |
осуществлены нововведения, в % от числа ответивших | |
Значительное улучшение |
16 |
22 |
Улучшение в средней степени |
21 |
37 |
Незначительное улучшение |
27 |
25 |
Нет улучшения |
16 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
20 |
10 |
Ожидают его улучшения, значительного или в средней степени, в 1,6 раза больше руководителей МП, имевших подобный опыт. Они же в 2,7 раза реже не ждут от управленческих нововведений никаких позитивных сдвигов в состоянии бизнеса. Показательно, личный опыт в вопросе нововведений значительно повышает планку представлений предпринимателей об их наиболее вероятных последствиях.
Респонденты данной группы в 2 раза реже не смогли спрогнозировать влияниеуправленческих нововведений на состояние своей фирмы.
6. Роли и позиции в нововведениях
Обратимся к случаям нововведений, используя позиционный анализ. Суть позиционного анализа состоит в том, что в инновационном процессе разделение труда рассматривается по разным группам участников (организаторы, разработчики, проектировщики, изготовители, пользователи), каждая из которых, таким образом получает свою роль. Но в рамках этой роли она может занять разные по своей активности и заинтересованности позиции: инициативы, содействия, бездействия, противодействия. Как же и почему распределяются эти позиции среди участников данного нововведения?
Организаторы
Этим условным понятием объединяются работники аппаратов управления.
Характеристика группы. В инновационном плане они наиболее тесно сотрудничают с управлением, выполняющим некоторые функции по внедрению новой
техники. Материальной заинтересованности в результатах своей работы у сотрудников аппарата практически нет, премии имеют разовый характер, незначительны по размеру.
Назначение. Роль руководителя методического обеспечения и технического развития с осуществлением функций планирования и финансирования НИОКР подведомственных научных организаций, контроля за их отчётами; проведения кадровой политики в научных и производственных организациях.
Отношения с партнёрами. Аппарат республиканского управления наделён
директивными полномочиями по отношению ко всем другим участникам данного нововведения (возможно, за исключением изготовителей, относящихся к другим министерствам и ведомствам).
Разработчики. Эта группа участников нововведения объединяет ряд исследовательских объединений. Характеристика группы. Примерно 20% исследовательского персонала составляет контингент ведущих сотрудников. Назначение. Главная задача - разработка новых методических и технических средств. Их продукция - расчёты, схемы, чертежи - оцениваются по следующим главным параметрам (по степени важности):
· защита отчётов в плановые сроки;
· качество работ;
· отдача на рубль затрат.
Отношения с партнёрами. Разработчики имеют активные рабочие контакты со всеми участниками нововведения.
Основная проблема
отношений разработчиков с
Связи с
пользователями у
Вклад. Особенность участия разработчиков в данном инновационном процессе состоит в том, что они выполняют значительно более широкий круг
функций, чем тот, который задан им извне.
Проектировщики. Зачастую по своим функциям и вкладу эта группа участников нововведения неотделима от разработчиков, совпадает с ними (когда одни и те же работники выполняют оба этапа). Положение обеих групп весьма сходно, поэтому многое из того, что было сказано о разработчиках, можно отнести и к проектировщикам.
Характеристика группы. Их особенность в том, что они стоят на одном из
самых критических переломов инновационного процесса - переходе новшеств к изготовителям. В отличии от разработчиков, у них меньше возможностей выбора тематики работ, однако больше возможностей их реализации.
Назначение. Проектировщики доводят разработку новшества до опытного
образца, составляют техническое задание для его промышленного производства.
Отношения с партнёрами. Переговоры по линии общения с управлением
(отношения директивно-
При взаимодействии
с разработчиками может
Вклад. Фактическое участие проектировщиков в осуществлении нововведения шире отведённой им роли. В особенности это касается процедуры передачи проекта изготовителям.
Изготовители. Участие изготовителей по ряду важных параметров существенно отличается от деятельности других групп, занятых в инновационном процессе.
Информация о работе Управление нововведениями на предприятии