Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:25, курсовая работа
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………………………….3
I. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ…………………...…………………………………......4
1.1. Понятие конфликта…………………………………..………………………......4
1.2. Виды конфликтов…………………………………………………………….…..5
1.3. Объективно – субъективные причины конфликтов…………………………...7
1.4. Организационно – управленческие причины конфликтов…………………….8
1.5. Социально – психологические причины конфликтов……………………….....9
1.6. Личностные причины конфликтов……………………………………………..10
1.7. Предотвращение конфликтов…………………………………………………..12
1.8. Сплочение персонала, целеустремленность, избавление от бездельников…12
1.9. Забота о справедливости…………………………………………………….….15
1.10. Упорядоченное распределение материальных ресурсов……………………15
1.11. Полная и достоверная информация…………………………………………..17
1.12. Неукоснительное соблюдение достигнутых договоренностей, принятых
решений………………………………………………………….….………… 18
1.3. Условия и правила взаимодействия руководителей с подчиненными………20
II.РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ………..………………………………………...23
2.1.Этапы выхода из конфликтов……………………………………………………23
2.2. Условия и факторы успешного разрешения конфликтов……………………..24
2.3. Стратегии разрешения конфликта………………………………………………25
2.4. Техника ПРИСН………………………………………………………………….27
2.5. Конфликты «по вертикале»……………………………………………………...28
2.6. Средства выхода из конфликтных ситуаций…………………………………...29
2.7. Посредничество в конфликтах…………………………………………………..32
2.8. Вспомогательные приемы………………………………………………………..33
2.9. Разрешение конфликтов………………………………………………………….34
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………..…………………………38
3.1. Описание предприятия…………………………………………………………...38
3.2. Характеристика персонала……………………………………………………….39
3.3. Отбор персонала…………………………………………………………………..41
3.4. Разрешение конфликтных ситуаций…………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………
Исходя из временных параметров,
конфликты делятся на кратковременные
(чаще всего являются следствием взаимного
непонимания или ошибок, которые
быстро осознаются); затяжные (связаны
с глубокими нравственно-
Длительность конфликта
Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе. Построение объяснительных моделей является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Он позволяет определить причины возникновения конфликта, вскрыть движущие силы их развития.
Возникновение конфликтов обусловлено действием 4 групп причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы носят объективный характер, а последние субъективных.
1.3. Объективно-субъективные причин конфликтов
Понимание объективно-субъективных причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов. К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины
Во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление неравномерно. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов.
Во-вторых, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В тоже время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин. Проведенный авторами анализ более 2000 межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей показывают, что существует много объективных причин, вызывающих конфликты. Они очень разнообразны и пока не поддаются строгой квалификации. К числу наиболее часто встречающихся, можно отнести следующие:
1. Естественное столкновение
2. Слабая разработанность
Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению. В нашем обществе пока не разработаны эффективные, стандартные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. В большинстве предконфликтных ситуаций подчиненный предпочитает либо уступить, либо пойти на конфликт.
3. Недостаток значимых для
То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними. Основным дефицитом сегодня стали деньги. Если в организации появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками.
4. Образ жизни многих россиян.
Это объективная причина части
межличностных конфликтов, связанных
с материально-бытовой
Кроме названных, существуют еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека не изучено. К ним можно отнести заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязненные вода, воздух, пища), отклонения в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активностью или техническими устройствами, и т.п.
1.4. Организационно-управленческие причины конфликтов
Вторая группа причин носит организационно-управленческий характер. Эти причины конфликтов связанны с созданием и функционированием организаций, коллективов и групп. Организационно-управленческие причины конфликтов делятся на: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие (рисунок 1).
Структурно-организационные
Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах.
Несоответствие структуры
- допускаются ошибки при
- задачи и деятельность организации непрерывно изменяются. Поскольку структура организации не может меняется каждую неделю, возникает ее несоответствие деятельности. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к изменяющимся требованиям деятельности, тем больше в организации возникает конфликтов.
Функционально-организационные
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Любая работа требует определенных профессиональных знаний и опыта, иногда весьма значительных. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Они будут вызваны тем, что ошибки, допускаемые этим работником, затрагивает интересы всех, кто с ним взаимодействует. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения создает возможность конфликта между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, так же вызывает опасность конфликта по этому поводу.
Качество правильных решений должно оцениваться не только по их предметной компетентности, но и потому конфликтному потенциалу, который они содержат. Чем более масштабен характер решений, тем более тщательную конфликтологическую экспертизу они должны проходить.
1.5. Социально-психологических причины конфликтов
К числу социально-
Одной из таких причин является возможные значимые потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без не редко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного, и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию не выгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся от того, что сказал собеседник. Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.
Второй социально-