Управление командой

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель − рассмотрение процесса обмена опытом, знаниями и навыками в формировании команды.
Для достижения указанной цели в курсовом проекте решаются следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические основы выбранной темы.
2. Рассмотреть предмет исследования в организации.
3.Разработать проектно-практические рекомендации по совершенствованию управления командой.
4. Провести экономическое и социологическое обоснование предложенных рекомендаций.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМАНД В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие команды и её основные свойства
1.2 Стадии развития команды 8
1.3 Методы создания команд 12
1.4 Эффективная команда и процесс её формирования 14
1.5 Ключевые командные роли 17
Раздел 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ НА ПРИМЕРЕ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 22
2.1 Анализ адаптационной работы кураторов ВятГУ
2.2 Основные формы кураторской работы 24
Раздел 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНО- ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КУРАТОРСКОЙ КОМАНДЫ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 27
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию работы кураторов
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности предлагаемых рекомендаций 34
Заключение 36
Источники и литература 39
Приложения 41

Файлы: 1 файл

Бровцына Курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)
    1. Узнать о своих студентах как можно больше сначала заочно, по личным делам, потом в процессе встреч и бесед.
    2. Удачно подобрать актив группы (старосту, профорга, культорга) и помочь создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи.
    3. Регулярно проводить с группой встречи (кураторские часы).
    4. Оказать необходимую помощь в проблемах, возникающих  в общежитии.

     Ещё одна забота кураторов: помощь больным  и нуждающимся студентам. Кураторы совместно со студенческим профсоюзом и деканатами выявляют таких студентов и оказывают им различные виды помощи (социальная стипендия, льготное питание, путёвки в санаторий - профилакторий и летний оздоровительный лагерь, материальная помощь).

     Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте

     В обязанности куратора традиционно входит анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов как по итогам контрольных недель, так и по текущей информации преподавателей, ведущих занятия в группе. По итогам контрольных недель проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами, в необходимых случаях оповещаются их родители. Эти меры приносят определённый положительный эффект.

     Помощь студентам в трудоустройстве        

 Это  ещё одно новое и очень ответственное  направление работы кураторов. Её результаты во многом характеризуют эффективность труда всего коллектива университета. Следует отметить, что основную тяжесть в этом вопросе берет на себя центральная служба занятости университета, созданная по инициативе ректора. Кураторы групп старших курсов и заместители деканов по работе со старшими курсами организационно входят в эту службу. Известно, что работодатели предъявляют весьма высокие требования к молодым специалистам. В этой связи задача кураторов – правильно сориентировать студентов, учитывая ситуацию на рынке труда. С учетом этого кураторы и ведут свою работу. Они объясняют студентам, начиная с 1-го курса, требования, которые предъявляют работодатели, помогают студентам освоить навыки самостоятельной работы, изучить компьютерные технологии, вовлекают их в СНО, помогают выбрать направление будущей деятельности.

     Выводы  по второму разделу:

    1. Адаптация первокурсников в новом для них образовательном учреждений – очень важный этап первичной социализации в вузе.
    2. Помочь первокурсникам адаптироваться к новой студенческой жизни, научить ориентироваться в правах и обязанностях, познакомиться с организацией учебного процесса в вузе, сплотить коллектив и создать благоприятный микроклимат – все это функции куратора студенческой группы.
    3. Работу кураторов организует, координирует и методически обеспечивает Совет кураторов университета, который утверждаются приказом ректора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  3.

     РАЗРАБОТКА  ПРОЕКТНО−ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КУРАТОРСКОЙ КОМАНДЫ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ  

     3.1.Разработка  рекомендаций по совершенствованию                  работы кураторов.

     Основная  кураторская деятельность проводится на первом курсе. Преподаватели кураторы действительно во многом помогают становлению  студента как личности. Опыт и знания преподавателей ценны для студентов, но зачастую им не хватает времени найти индивидуальный подход к каждому. Студент- первокурсник, на первом этапе адаптации в университете, с большим доверием отнесется к куратору своего возраста, чем к преподавателю.

     В процессе работы со вчерашними абитуриентами  куратор должен сделать очень  много. В частности, научить студентов  учиться. Ведь вчерашние школьники, как правило, не умеют пользоваться библиотекой, записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам. Переход от «школьных» форм обучения к «вузовским» очень сложен, и чтобы студент не разочаровался в сделанном выборе, ему на помощь приходит куратор. На первых курсах так же необходимо пробудить у студентов интерес к учебе: показать самые интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом. В силу того что кураторы- студенты сами недавно прошли этот путь, им будет легче взаимодействовать со студентами первокурсниками, заряжать их своей энергией, желанием учиться и реализовать себя в жизни университета и факультета. 

     Именно  поэтому было принято решение  о создании «Школы кураторов», где  активные, творческие студенты 2-4 курсов на волонтерских началах могут курировать вчерашних абитуриентов.  

     Программа деятельности куратора.

     Деятельность  куратора начинается не 1 сентября, а  за полгода до этой даты, чтобы вся  деятельность носила эффективный и  развивающийся характер. В программе  деятельности, на мой взгляд, можно  выделить непосредственно три этапа подготовки и улучшения кураторской активности в студенческом сообществе. I этап: информационный II этап: этап включения III этап: оценки и поддержания. Рассмотрим все три этапа более подробно.

     I этап - информационный

     Весной, ориентировочно март-апрель, начинается кампания по подготовке претендентов в Школу кураторов на будущий учебный год. Проводится информационная лекция для всех желающих студентов факультета, с раздачей печатных материалов о деятельности Школы кураторов за текущий учебный год, нормативные документы и регламенты по организации деятельности на факультете. Основная задача: привлечь к конкурсу в Школу кураторов, который проходит в мае текущего учебного года. Основное требование к конкурсантам: представление своего собственного видения деятельности куратора, анализ деятельности Школы кураторов текущего года и предложение аргументированных идей по улучшению работы студенческого образования факультета.

     По  итогам конкурса подбирается команда  кураторов, которая проходит тестирование на тип характера, способности к участию в управленческой деятельности, на конфликтность и жизненную позицию. Используется типичная методика тестирования для изучения психологического портрета человека. После тестирования команда проходит консультации с психологами на предмет работы со студентами и обучается различным техникам необходимым для дальнейшей работы. Также проводятся лекции по лидерству и организационной психологии и по решению конфликтных ситуаций. Несколько занятий необходимо провести по теме командообразование.

     Таким образом, данный этап формируют начальную  компетенцию у студентов-кураторов  для дальнейшего развития своей  деятельности и совершенствования  навыков. На мой взгляд, подготовка кураторов не менее важна, чем  работа со студентами, так как канал  коммуникации с группой проходит именно через его представителя, и эффективность информационной связи с группой будет зависеть от умения конкретного человека взаимодействовать с группой и организовывать ее работу, поддерживать мотивацию к активной социальной позиции. В дальнейшем  опор в кураторской деятельности делается именно на компетенции самого куратора и его навыков по взаимодействию с академической группой.

     II этап - включение

     Август  – время окончания приемной кампании университета и время подготовки кураторского состава перед началом учебного года. Перед каникулами студенты-кураторы получили необходимую информацию по деятельности на факультете, познакомились с друг другом и начали процесс интеграции в команду. После каникул данные связи ослабляют, поэтому необходимо вновь  провести собрание по информационным основам деятельности куратора и упражнения на командообразованию.

     Данный  этап также предполагает активное распределение  ролей между всеми членами  команды и установления структуры  взаимодействия. Основные цели и задачи прописаны в Дневнике куратора, но структура взаимодействия и работы самой команды должна быть объяснена и рассмотрена отдельно (рис. 1).

     Процесс кураторского лидерства состоит  из 4 взаимосвязанных частей. Первая часть -  Практика: куратор должен уметь руководить собой, определять приоритеты и направления, чтобы руководить другими людьми; куратор должен уметь руководить людьми, определять их желания и потребности, строить «мост» между двумя системами – групповыми и индивидуальными интересами, создавать эффективную коммуникацию и ориентацию группы, которой руководишь; куратор должен уметь руководить группой, принимая решения, решая задачи и проблемы на основе полученной информации, а также сведение решений и их выполнение в единый процесс.

     Процесс: куратору необходимо постоянно работать с информацией, анализировать и дать ей оценку, произвести отбор наиболее важной информации. На основе отобранной информации мы совершаем действие.

     

 

Рис. 1 Структура студенческого  лидерства  

     Данную  процессную структуру куратор должен передать в академическую группу для налаживания коммуникативного и рефлективного процессов14.

     Профессионализм: включает в себя постоянный самоанализ знаний, выполняемой роли в группе и инструментарий, который помогает в осуществлении деятельности. Вопросы к самоанализу: Почему я это делаю? Какая моя роль, что от меня ожидают? Что я могу дать команде, за что я ответственен?

     И, наконец, следование в своей деятельности принципам позитивизма: деятельность куратора должна ассоциироваться с командой, не с личными интересами и самопродвижением – когда команда выигрывает, значит, куратор как часть этой системы также выигрывает. Оптимизм проявляется в умении принимать и выучивать уроки из всех ситуаций при продвижении в развитии, а также направлять и достигать видимых результатов в желаемом направлении. Маленькие победы, маленькие удачи иногда делают больше, чем безоговорочная и быстрая победа.

     Следуя  данной структуре, куратор сможет осознать свою роль в команде кураторов  и перенести эту структуру в академическую группу или ее отдельные части для более удобного взаимодействия.

     Также на данном этапе развивается корпоративная  культура команды кураторства. Отличительная  символика, значки, бейджи, совместные выезды командой на природу, занятия  по командообразованию и созданию атрибутов Школы кураторов, таких как, например, буклетов для студентов.

     III этап – оценка и поддержание

     Студенты  включились в учебный процесс, им раскрыли всю информацию о том, как  принимать участие  в общественной жизни и развивать свой потенциал. Но в данный момент возникает много психологических противоречий. Не оправдались ожидания по поводу учебного процесса, предметов, возникает конфликт интересов между желаниями и возможностями, снижается уровень мотивации, свобода выбора и отсутствие прямого контроля расслабляет. И как следствие всех названных факторов снижение активности в общественной жизни.

     Ответом на данную проблему должна быть постоянная работа куратора в направлении связи  с группой, ее изучения и помощь в  поиске своего места. На профессиональном уровне такую поддержку может оказать только психолог, которого также может посоветовать куратор. Но на начальном этапе куратору необходимо составить портрет группы и сразу обозначить, какие студенты находятся в группе риска, и каким образом можно им помочь в развитии. Доверительные отношения между куратором и группой также важны, как и постоянная коммуникация.

     Помощь  в поддержки мотивации необходимо оказывать при поддержке факультета (мероприятия, конкурсы, стипендии, рейтинг и бальная система), и как бы странно не звучало, сдерживать обещания по поводу процесса обучения, возможностей развития и будущего трудоустройства. Куратор в данной ситуации должен служить нивелированным элементом, который будет смягчать разочарования в неосуществленных желаниях, поможет занять свою нишу в студенческом самоуправлении и провести через все ступени адаптации к новой жизни, не теряя из виду самого студента. Основная задача куратора – искренне интересоваться проблемами академической группы, но при этом оставлять дистанцию, стать наставником и преодолевать все проблемы совместно с ними. Работа со сложными студентами ( часто пропускают, имеют проблемы с преподавателями, с поведением) должна осуществляться через администрацию.

     Воспитание  студентов на первом курсе совместно с факультетом, введение их в университетскую жизнь по четкому плану с учетом особенностей студенческих групп поможет в поддержании и дальнейшем контроле студентов.

     Результаты

     Предложенная  выше структура частично была реализована на гуманитарном факультете Вятского Государственного Университета в  2010/2011 учебном году. Как показывает практика, очень многое зависит от личности куратора и его компетенции в сфере общения со студентами. Если нет возможности заинтересовать на определенном этапе в активной деятельности, то студент, разочаровавшись, теряет любой интерес к дальнейшей интеграции на факультете. В современной российской высококонтекстуальной культуре очень многое зависит от личности руководителя, и импульсы развития идут первоначально от него. Поэтому необходимо от условий жесткого контроля и направления своевременно переходить к структуре делегирования полномочий и развития групповой структуры.

     Мое предложение по улучшению интеграции студентов в студенческую жизнь:

Информация о работе Управление командой