Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа
Цель − рассмотрение процесса обмена опытом, знаниями и навыками в формировании команды.
Для достижения указанной цели в курсовом проекте решаются следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические основы выбранной темы.
2. Рассмотреть предмет исследования в организации.
3.Разработать проектно-практические рекомендации по совершенствованию управления командой.
4. Провести экономическое и социологическое обоснование предложенных рекомендаций.
Введение 3
Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМАНД В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие команды и её основные свойства
1.2 Стадии развития команды 8
1.3 Методы создания команд 12
1.4 Эффективная команда и процесс её формирования 14
1.5 Ключевые командные роли 17
Раздел 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ НА ПРИМЕРЕ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 22
2.1 Анализ адаптационной работы кураторов ВятГУ
2.2 Основные формы кураторской работы 24
Раздел 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНО- ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КУРАТОРСКОЙ КОМАНДЫ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 27
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию работы кураторов
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности предлагаемых рекомендаций 34
Заключение 36
Источники и литература 39
Приложения 41
Ещё одна забота кураторов: помощь больным и нуждающимся студентам. Кураторы совместно со студенческим профсоюзом и деканатами выявляют таких студентов и оказывают им различные виды помощи (социальная стипендия, льготное питание, путёвки в санаторий - профилакторий и летний оздоровительный лагерь, материальная помощь).
Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте
В обязанности куратора традиционно входит анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов как по итогам контрольных недель, так и по текущей информации преподавателей, ведущих занятия в группе. По итогам контрольных недель проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами, в необходимых случаях оповещаются их родители. Эти меры приносят определённый положительный эффект.
Помощь студентам в трудоустройстве
Это
ещё одно новое и очень
Выводы по второму разделу:
Раздел 3.
РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТНО−ПРАКТИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
РАБОТЫ КУРАТОРСКОЙ
КОМАНДЫ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
3.1.Разработка
рекомендаций по совершенствованию
Основная кураторская деятельность проводится на первом курсе. Преподаватели кураторы действительно во многом помогают становлению студента как личности. Опыт и знания преподавателей ценны для студентов, но зачастую им не хватает времени найти индивидуальный подход к каждому. Студент- первокурсник, на первом этапе адаптации в университете, с большим доверием отнесется к куратору своего возраста, чем к преподавателю.
В процессе работы со вчерашними абитуриентами куратор должен сделать очень много. В частности, научить студентов учиться. Ведь вчерашние школьники, как правило, не умеют пользоваться библиотекой, записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам. Переход от «школьных» форм обучения к «вузовским» очень сложен, и чтобы студент не разочаровался в сделанном выборе, ему на помощь приходит куратор. На первых курсах так же необходимо пробудить у студентов интерес к учебе: показать самые интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом. В силу того что кураторы- студенты сами недавно прошли этот путь, им будет легче взаимодействовать со студентами первокурсниками, заряжать их своей энергией, желанием учиться и реализовать себя в жизни университета и факультета.
Именно поэтому было принято решение о создании «Школы кураторов», где активные, творческие студенты 2-4 курсов на волонтерских началах могут курировать вчерашних абитуриентов.
Программа деятельности куратора.
Деятельность куратора начинается не 1 сентября, а за полгода до этой даты, чтобы вся деятельность носила эффективный и развивающийся характер. В программе деятельности, на мой взгляд, можно выделить непосредственно три этапа подготовки и улучшения кураторской активности в студенческом сообществе. I этап: информационный II этап: этап включения III этап: оценки и поддержания. Рассмотрим все три этапа более подробно.
I этап - информационный
Весной, ориентировочно март-апрель, начинается кампания по подготовке претендентов в Школу кураторов на будущий учебный год. Проводится информационная лекция для всех желающих студентов факультета, с раздачей печатных материалов о деятельности Школы кураторов за текущий учебный год, нормативные документы и регламенты по организации деятельности на факультете. Основная задача: привлечь к конкурсу в Школу кураторов, который проходит в мае текущего учебного года. Основное требование к конкурсантам: представление своего собственного видения деятельности куратора, анализ деятельности Школы кураторов текущего года и предложение аргументированных идей по улучшению работы студенческого образования факультета.
По итогам конкурса подбирается команда кураторов, которая проходит тестирование на тип характера, способности к участию в управленческой деятельности, на конфликтность и жизненную позицию. Используется типичная методика тестирования для изучения психологического портрета человека. После тестирования команда проходит консультации с психологами на предмет работы со студентами и обучается различным техникам необходимым для дальнейшей работы. Также проводятся лекции по лидерству и организационной психологии и по решению конфликтных ситуаций. Несколько занятий необходимо провести по теме командообразование.
Таким
образом, данный этап формируют начальную
компетенцию у студентов-
II этап - включение
Август – время окончания приемной кампании университета и время подготовки кураторского состава перед началом учебного года. Перед каникулами студенты-кураторы получили необходимую информацию по деятельности на факультете, познакомились с друг другом и начали процесс интеграции в команду. После каникул данные связи ослабляют, поэтому необходимо вновь провести собрание по информационным основам деятельности куратора и упражнения на командообразованию.
Данный этап также предполагает активное распределение ролей между всеми членами команды и установления структуры взаимодействия. Основные цели и задачи прописаны в Дневнике куратора, но структура взаимодействия и работы самой команды должна быть объяснена и рассмотрена отдельно (рис. 1).
Процесс кураторского лидерства состоит из 4 взаимосвязанных частей. Первая часть - Практика: куратор должен уметь руководить собой, определять приоритеты и направления, чтобы руководить другими людьми; куратор должен уметь руководить людьми, определять их желания и потребности, строить «мост» между двумя системами – групповыми и индивидуальными интересами, создавать эффективную коммуникацию и ориентацию группы, которой руководишь; куратор должен уметь руководить группой, принимая решения, решая задачи и проблемы на основе полученной информации, а также сведение решений и их выполнение в единый процесс.
Процесс: куратору необходимо постоянно работать с информацией, анализировать и дать ей оценку, произвести отбор наиболее важной информации. На основе отобранной информации мы совершаем действие.
Рис.
1 Структура студенческого
лидерства
Данную процессную структуру куратор должен передать в академическую группу для налаживания коммуникативного и рефлективного процессов14.
Профессионализм: включает в себя постоянный самоанализ знаний, выполняемой роли в группе и инструментарий, который помогает в осуществлении деятельности. Вопросы к самоанализу: Почему я это делаю? Какая моя роль, что от меня ожидают? Что я могу дать команде, за что я ответственен?
И, наконец, следование в своей деятельности принципам позитивизма: деятельность куратора должна ассоциироваться с командой, не с личными интересами и самопродвижением – когда команда выигрывает, значит, куратор как часть этой системы также выигрывает. Оптимизм проявляется в умении принимать и выучивать уроки из всех ситуаций при продвижении в развитии, а также направлять и достигать видимых результатов в желаемом направлении. Маленькие победы, маленькие удачи иногда делают больше, чем безоговорочная и быстрая победа.
Следуя данной структуре, куратор сможет осознать свою роль в команде кураторов и перенести эту структуру в академическую группу или ее отдельные части для более удобного взаимодействия.
Также
на данном этапе развивается
III этап – оценка и поддержание
Студенты включились в учебный процесс, им раскрыли всю информацию о том, как принимать участие в общественной жизни и развивать свой потенциал. Но в данный момент возникает много психологических противоречий. Не оправдались ожидания по поводу учебного процесса, предметов, возникает конфликт интересов между желаниями и возможностями, снижается уровень мотивации, свобода выбора и отсутствие прямого контроля расслабляет. И как следствие всех названных факторов снижение активности в общественной жизни.
Ответом на данную проблему должна быть постоянная работа куратора в направлении связи с группой, ее изучения и помощь в поиске своего места. На профессиональном уровне такую поддержку может оказать только психолог, которого также может посоветовать куратор. Но на начальном этапе куратору необходимо составить портрет группы и сразу обозначить, какие студенты находятся в группе риска, и каким образом можно им помочь в развитии. Доверительные отношения между куратором и группой также важны, как и постоянная коммуникация.
Помощь
в поддержки мотивации
Воспитание студентов на первом курсе совместно с факультетом, введение их в университетскую жизнь по четкому плану с учетом особенностей студенческих групп поможет в поддержании и дальнейшем контроле студентов.
Результаты
Предложенная выше структура частично была реализована на гуманитарном факультете Вятского Государственного Университета в 2010/2011 учебном году. Как показывает практика, очень многое зависит от личности куратора и его компетенции в сфере общения со студентами. Если нет возможности заинтересовать на определенном этапе в активной деятельности, то студент, разочаровавшись, теряет любой интерес к дальнейшей интеграции на факультете. В современной российской высококонтекстуальной культуре очень многое зависит от личности руководителя, и импульсы развития идут первоначально от него. Поэтому необходимо от условий жесткого контроля и направления своевременно переходить к структуре делегирования полномочий и развития групповой структуры.
Мое предложение по улучшению интеграции студентов в студенческую жизнь: