Управление командой

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель − рассмотрение процесса обмена опытом, знаниями и навыками в формировании команды.
Для достижения указанной цели в курсовом проекте решаются следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические основы выбранной темы.
2. Рассмотреть предмет исследования в организации.
3.Разработать проектно-практические рекомендации по совершенствованию управления командой.
4. Провести экономическое и социологическое обоснование предложенных рекомендаций.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМАНД В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие команды и её основные свойства
1.2 Стадии развития команды 8
1.3 Методы создания команд 12
1.4 Эффективная команда и процесс её формирования 14
1.5 Ключевые командные роли 17
Раздел 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ НА ПРИМЕРЕ ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 22
2.1 Анализ адаптационной работы кураторов ВятГУ
2.2 Основные формы кураторской работы 24
Раздел 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНО- ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КУРАТОРСКОЙ КОМАНДЫ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 27
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию работы кураторов
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности предлагаемых рекомендаций 34
Заключение 36
Источники и литература 39
Приложения 41

Файлы: 1 файл

Бровцына Курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

     Достижение эффективности команды зависит от влияния не только внутренних факторов (личного состава и командных взаимоотношений), но и внешних (заказчиков, руководителей вышестоящих уровней, других команд и культуры организации).

     При определении состава команды необходимо учитывать опыт многонациональных команд и команд высшей администрации для достижения правильного баланса в личном составе и в соотношении рисков, связанных с единообразием и различием.

     Требуемое соотношение функциональных качеств достигается распределением необходимых ролей в команде.

     Итак:

     Эффективной можно назвать такую команду, в которой:

  • неформальная и расслабленная атмосфера;
  • задача хорошо понята и принимается; члены слушают друг друга;
  • присутствует обсуждение, связанное с задачей, в котором участвуют все;
  • люди выражают как свои идеи, так и чувства;
  • группа осознает, что делает;
 

     1.5 Ключевые командные роли

     Взаимодействие человека и организации предполагает ролевой аспект. С одной стороны, это роль человека в коллективе, т.е. связь его деятельности с целями и задачами организации, содержание его работы и способы ее выполнения, с другой стороны, это готовность человека осознанно выполнять свою роль, что приведет к получению положительного результата не обязательно материального характера и принесет ему удовлетворение.

     Воспользуемся теорией командных ролей, которая была разработана в Англии. В Кембридже под руководством профессора Р. Мередита Белбина. Им выделялось восемь основных командных ролей12. А именно:

     «Рабочая пчелка»

     Это не просто человек, который выполняет или организовывает работу. С поведенческой точки зрения Рабочая пчелка - это личность, которая работает в основном на команду, не сосредотачиваясь на своих целях и всегда поступая достаточно практично и разумно. Рабочую пчелку правомерно идентифицировать с организацией. Такой человек принимает на себя производственные задачи и выполняет свою работу не только как профессиональный, но и как моральный долг.

     Рабочей пчелке как основному члену команды Р.М. Белбин добавляет два набора парных ролей.

     Самый надежный и успешный «Руководитель» - специалист по эффективному использованию ресурсов группы и напористый и деятельный «Мотиватор».

     И еще одна пара связанных ролей, которые управляют креативностью команды.

     Очень интровертированный и умный «Генератор идей» и любознательный «Снабженец».

     Руководитель и Мотиватор предлагают свои способы осуществления действий команд. Эмоционально устойчивый Руководитель объединяет группу. Сверхактивный Мотиватор действует в противоположном направлении. Мотиватор нужен, чтобы постоянно изменять точку равновесия, бросать вызов, беспокоить, побуждать к действию и вытаскивать группу из рутины, в которую она может попасть.

     Такой же принцип противовеса объединяет и другую пару: Генератор Идей и Снабженец. Но в этой паре нет явно выраженного потенциала конфликта. Генератор Идей обычно счастлив, если ему удается сидеть в углу, обдумывая свои планы и формулировки. А Снабженец всегда занимается экспериментированием.

     Но может произойти так, что Генератор Идей и Снабженец начнут предлагать команде несовместимые идеи, каждый из творцов будет рьяно отстаивать свои предложения. Оценка конкурирующих предложений требует человека, обладающего высоким уровнем умственных способностей, которые к тому же сочетаются с беспристрастностью. Такой человек выдвигается на передний план для выполнения особой задачи - оценки идей.

     Называется этот член команды «Аналитик».

     Аналитик проявляет себя серьезным, сдержанным членом команды с органически присущим ему иммунитетом против безосновательной увлеченности. Он несколько медлителен, формулируя свою мысль. Продуманность каждого слова предпочитает быстроте словесного потока. Истинное достоинство Аналитика - способность к прозорливым суждениям, которые учитывали все факторы. Он гордится тем, что никогда не ошибается. Но у него отсутствуют взлеты воображения. У него слабая ориентация на успех.

     «Вдохновитель».

     Вдохновитель - человек, который умеет внимательно слушать других, умеет налаживать контакты с «неудобными» людьми и способен благоприятно подействовать на командный дух. Такие люди цели группы всегда ставят выше собственных интересов.

     «Контролер».

     Способность скрупулезного доведения до конца всего, что начато, важна в любом деле. К сожалению, это редкое личностное качество. Кроме того, это качество трудно разглядеть во время проведения интервью при отборе кандидатов на те или иные роли. Энтузиазм в начале какого-нибудь мероприятия встречается намного чаще, чем умение довести начатое дело до завершения. Есть много талантливых людей, которые обладают разносторонними способностями, но при этом патологически не способны доводить начатое до запланированного итога. Потребность в Контролере свойственна тем командам, которые быстро охватывают множество целей, но не могут преодолеть самый последний барьер.

     При таком подборе команды:

  1. гарантируется присутствие ключевых командных ролей;
  2. отношения между командными ролями основываются на максимальном использовании достоинств и сдерживании слабостей ее членов;
  3. увеличивается доверие друг к другу (при условии, что члены команды поймут и примут свои и чужие достоинства и слабости).

        Надо помнить: целое «команда» - больше, чем сумма слагаемых, сумма способностей отдельных ее членов!

     Подводя итог стоит отметить, что:

     Взаимодействие человека и организации предполагает ролевой аспект. С одной стороны, это роль человека в коллективе, содержание его работы и способы ее выполнения. С другой стороны, это готовность человека осознанно выполнять свою роль, что приведет к получению положительного результата не обязательно материального характера и принесет ему удовлетворение. 

     Выводы по первому разделу:

     Когда перед руководителем стоит задача требующая коллективной работы, разделенных лидерских полномочий, интеграции опыта, навыков, возможностей, стоит использовать команду.

    1. В команде более жесткое распределение ролей, более ясная и формальная цель.
    2. Управленческая команда − группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании и при этом образуют полноценную команду.
    3. Команда − небольшое количество людей (5-7 человек), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности.
    4. Для команды является важным наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих источников.
    5. Создание команды следует начинать с определения целей.
    6. Команда будет наиболее эффективна только в том случае, когда роли «формального» и «неформального» лидеров будут исполняться 1 человеком.

     Эффективной можно назвать такую команду, в которой:

  • неформальная и расслабленная атмосфера;
  • задача хорошо понята и принимается; члены слушают друг друга;
  • присутствует обсуждение, связанное с задачей, в котором участвуют все;
  • люди выражают как свои идеи, так и чувства;
  • группа осознает, что делает.

     Взаимодействие человека и организации предполагает ролевой аспект. С одной стороны, это роль человека в коллективе, содержание его работы и способы ее выполнения. С другой стороны, это готовность человека осознанно выполнять свою роль, что приведет к получению положительного результата не обязательно материального характера и принесет ему удовлетворение. 
 

Раздел 2

     АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ НА ПРИМЕРЕ  ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 

     
    1. Анализ  адаптационной работы кураторов ВятГУ.

     Вятский государственный университет (ВятГУ) — ведущий вуз города Кирова, многопрофильное учебное заведение, готовящее высококвалифицированные кадры по широкому спектру специальностей и направлений, первый на вятской земле университет инновационного типа. Основан в 1955 году.

     В настоящее время Вятский государственный  университет готовит специалистов по 15 специальностям, напрямую относящихся к стратегическим и инновационным секторам экономики Приволжского федерального округа13.

     Этап перехода школа-вуз – это ответственный период в становлении личности студента.

     Адаптация первокурсников в новом для них образовательном учреждений – очень важный этап первичной социализации в вузе. Многие абитуриенты с радостью воспринимают изменение своего статуса, но вслед за радостным восприятием себя как студента сталкиваются с рядом трудностей:

  • Новая, по сравнению со школой, система обучения;
  • Необходимость выстраивания взаимоотношений с одногруппниками и преподавателями;
  • Самостоятельная жизнь без поддержки родителей ( у иногородних студентов).

     Помочь  первокурсникам адаптироваться к новой  студенческой жизни, научить ориентироваться в правах и обязанностях, познакомиться с организацией учебного процесса в вузе, сплотить коллектив и создать благоприятный микроклимат – все это функции куратора студенческой группы. Создание института кураторства для работы со студентами является эффективным средством помощи студентам, а их адаптации к учебно-воспитательной деятельности и новой социальной среде, и позволяет активно включать в дело воспитательной работы высокий потенциал профессорско-преподавательского состава.

     Кураторы  являются частью системы учебно-воспитательной работы со студентами, поэтому все  задачи этой работы одновременно являются и задачами кураторов.

     Работу  кураторов организует, координирует и методически обеспечивает Совет  кураторов университета, который утверждаются приказом ректора. В него входят представители факультетов и заведующие ряда общих кафедр или их заместители. На факультетах распоряжением деканов созданы Советы кураторов факультетов, состоящие из кураторов различных кафедр.

     И, наконец, ключевая фигура – куратор  студенческой группы. Назначение кураторов  также производится приказом ректора. Это, как правило, представитель  профилирующей кафедры. Обычно выпускающая  кафедра начинает работать со своими студентами с 1-го курса. Таким образом, приняв группу на первом курсе, куратор доводит её до защиты диплома, а нередко поддерживает связи с выпускниками ещё долгие годы. Работа куратора является составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах как внеаудиторная учебно-воспитательная работа. Специальных денежных надбавок за кураторскую работу не предусматривается. Однако лучшие кураторы периодически награждаются денежными премиями. Также в университете проводится конкурс «Лучший куратор года», победителям которого на факультетах и в университете объявляется благодарность и устанавливается надбавка к окладу.

     Таким образом:

     Адаптация первокурсников в новом для них  образовательном учреждений – очень  важный этап первичной социализации в вузе.

     Помочь  первокурсникам адаптироваться к новой  студенческой жизни, научить ориентироваться  в правах и обязанностях, познакомиться  с организацией учебного процесса в  вузе, сплотить коллектив и создать  благоприятный микроклимат –  все это функции куратора студенческой группы.

     Работу  кураторов организует, координирует и методически обеспечивает Совет  кураторов университета, который  утверждаются приказом ректора. 

     2.2.Основные формы кураторской работы. 

     Работа кураторов по адаптации студентов 1-го курса в вузе  

       Это одна из важнейших форм  работы, которая в определенной  мере определяет дальнейшую судьбу  студента. В процессе этой работы  куратор должен сделать очень  много. Некоторые из дел куратора:

Информация о работе Управление командой