Управление издержками на предприятии КУП “Лидская мебельная фабрика”

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение издержек производства и анализа себестоимости продукции и проведение его на основе данных о хозяйственной деятельности по КУП «Лидская мебельная фабрика».
Изучены значение, задачи и источники информации для анализа себестоимости продукции. Рассмотрено понятие себестоимости и характеристика ее основных показателей. Проанализированы различные методики анализа себестоимости продукции (товаров, услуг), выявлены их положительные и отрицательные возможности применения. Оценены резервы снижения себестоимости продукции.

Оглавление

Введение
1 Издержки производства и себестоимость продукции
Понятие и сущность себестоимости, ее экономическое значение
Виды себестоимости
Классификация затрат, образующих себестоимость продукции
Планирование себестоимости
Калькулирование себестоимости
Анализ себестоимости продукции
Основные системы управления издержками
2 Анализ затрат на производство продукции
История создания и развития предприятия
Анализ технико-экономических показателей
Анализ общей суммы затрат на производство
Анализ затрат на рубль выпущенной продукции
Анализ себестоимости по статьям калькуляции
Анализ структуры себестоимости продукции
3 Мероприятия по снижению себестоимости продукции
Заключение
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

моя курсовая по менкджменту.doc

— 2.25 Мб (Скачать)

Система учета  затрат "директ-костинг" (Direct-costing) представляет собой систему учета  затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и  в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции. Основным понятием данной системы учета затрат является понятие маржинального дохода, который представляет собой доход, полученный предприятием после возмещения всех переменных затрат. Классификация затрат на переменные и постоянные - главный принцип операционного анализа, который представляет собой основной инструмент оперативного планирования на предприятии и служит поиску оптимальных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Анализ позволяет найти точку равновесия (точку безубыточности), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Продажи ниже точки безубыточности влекут для предприятия потери.

В практике указанная  классификация затрат для целей  проведения операционного анализа не слишком распространена.

Применение  операционного анализа имеет  ряд ограничений:

·        предприятие должно либо производить  один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции;

·        размер постоянных затрат и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение времени осуществления анализа;

·        должна существовать возможность классификации  затрат на переменные и постоянные по единому критерию;

·        в идеальном случае объем производства должен быть равен объему продаж.

Основные  преимущества указанной системы:

·             установление взаимосвязи между  объемом производства, величиной  затрат и прибылью;

·             определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка;

·             возможность применения более гибкой системы ценообразования и установление нижней цены единицы продукции, что  особенно эффективно при неполной загрузке производственных мощностей и уменьшает затоваривание продукции на складе;

·             упрощение расчета себестоимости (по сравнению с системой учета  полных затрат), поскольку отсутствует  процедура распределения постоянных расходов по видам продукции;

·             возможность составления оптимальной  производственной программы и плана сбыта продукции;

·             возможность определить прибыль, которую  приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

Однако система  учета переменных затрат не лишена некоторых недостатков, среди которых:

·     ведение учета затрат только по производственной себестоимости, что не отвечает требованиям  российского законодательства в части формирования себестоимости;

·     отсутствие информации о полной себестоимости  единицы продукции.

При применении метода переменных затрат необходимо помнить, что он предназначен главным  образом для расчета минимальной  цены единицы продукции. Если же использовать этот метод для проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке), то в случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков.

Управленческий  учет для решения некоторых задач  может использовать данные финансового учета. В свою очередь управленческий учет через свою подсистему производственного учета участвует в расчете показателей себестоимости, остатков НЗП, готовой продукции, необходимых для финансового и налогового учета.

Контроллинг основан на принципах директ-костинга, но может также включать в себя элементы системы «стандарт-кост» и подобных ей.

Применять или не применять  ту или иную методику контроллинга - это внутреннее дело каждого предприятия, обусловленное экономической целесообразностью.

Структура расчета затрат и методики расчета и распределения  затрат по объектам калькуляции, предлагаемые концепцией контроллинга, обеспечивают расчет затрат, более адекватный потребностям менеджмента в информации по затратам.

Выделяют следующие  направления расчета затрат [4]:

- по видам (какие затраты возникли в процессе производства?);

- по местам возникновения затрат (где возникли затраты? Распределенные по сферам ответственности косвенные затраты легче контролировать, а также это промежуточный этап для более полного распределения издержек по их носителям (продуктам, договорам));

- по носителям затрат (зачем возникли издержки? Производственные затраты рассчитываются по реализуемым на рынке продуктам или внутрифирменной продукции).

Предлагаемые методы распределения косвенных затрат обеспечивают более точный расчет себестоимости за счет более гибкого (широкого) выбора влияющих на величину затрат факторов.

 

 

 

 

 

 

 


    1.  Анализ затрат  на производство продукции

2.1 История  создания и развития предприятия

 

КУП "Лидская мебельная  фабрика" одно из старейших предприятий  Гродненщины. За 60 лет своего существования прошло  путь от промкомбината до специализированного предприятия по производству высококачественной и  конкурентоспособной мебели.

КУП "Лидская мебельная фабрика"  расположена в престижном районе города на площади немногим более 6 га. Рядом находятся железнодорожный и автовокзалы, что благоприятно сказывается на доступе потребителей и  поставщиков сырья.

Имущество предприятия  с 1.05.2005 г. в связи с ликвидацией  ОУП «Гродноместпром» перешло в собственность Лидского райисполкома.

На основании постановления № 2 от 03.03.2006 г. Совета концерна «Беллесбумпром» КУП "Лидская мебельная фабрика" принята в состав концерна.

Основными видами деятельности предприятия являются производство и реализация мебели. В структуре  основного производства два участка по производству мебели:

- из древесностружечной плиты;

- из массивной древесины с производственными мощностями по распиловке леса и сушильного хозяйства.

В ассортименте выпускаемой  продукции более 150 наименований мебели, предназначенной для бытовых и офисных помещений. Кроме этого в течение двух лет на предприятии функционирует участок по изготовлению  мебели по заказам организаций и населения.

Сектор деревообработки и производства мебели разделяется на две крупные ветви, которые тесно переплетаются между собой: с одной стороны, это древесина и продукция из древесины, которая является результатом первичной переработки древесного сырья и выпуском элементов для мебельной и строительной промышленности (окна, двери, погонажные изделия, древесные плиты и т. д.); с другой стороны — это мебель, и эта ветвь напрямую обращена к конечному рынку.

Последние годы предприятие  увеличивает удельный вес мебели из натуральной древесины, изготавливая качественную конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка Республики и осуществляет поставки на рынки дальнего и ближнего зарубежья.

Невзирая на непростое  финансовое положение, фабрика не допустила  неплатежей в бюджет и за энергоносители, своевременно рассчитывалась  по заработной плате и инвестировала средства в основной капитал. Источниками финансирования деятельности являлись собственные средства, средства инновационного фонда, фонда Минэнерго,  кредиты банков и др.

 

 

 

 

 

    1. Анализ технико-экономических показателей

 

  Общие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние два года продублированы в приложении к годовому балансу за 2010 год и характеризуются следующими данными таблицы 1. (Приложение А, Б).

 

Таблица 2.1. Показатели производственной деятельности

Наименование показателей

Прогноз

Фактическое выполнение

2010

2009

%

Производство продукции, млн. руб.

 

10641

8661

122,9

Производство промышленной продукции, %

120

10026

9110

110,1

Производство потребительских  товаров, %

119

10511

9493

110,7

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

 

11660

9737

119,7

Себестоимость реализованной  продукции, млн. руб.

 

8701

7527

156,0

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

 

1136

754

150,7

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

 

804

579

138,9

Налоги из прибыли, млн. руб.

 

266

152

175

Удельный вес налогов из прибыли, %

 

33,1

26,3

125,9

Чистая прибыль, млн. руб.

 

432

356

121,3

Экспорт товаров, тыс. долл. США, %

154

504,9

701,6

72,0

Импорт товаров, тыс. долл. США, %

138

65,2

-

-

Сальдо внешнеэкономической  деятельности, тыс. долл. США

+1022

+439,7

+701,6

62,7

Показатель по энергосбережению, %

-12

-36,6

-38,8

 

Рентабельность реализованной  продукции, %

8

12,8

9,8

 

Численность ППП, чел.

 

307

305

+2

Темп роста производительности труда, %

 

111

95,5

+15,5

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.  в т.ч. декабрь

753

946,2

760,8

1058,7

606,2

628,4

125,5

168,5

Остаток готовой продукции  на складе, %

100

150,2

161,1

 

 

За 2010 год произведено  промышленной продукции на сумму 10641 млн. руб. в действующих ценах, что  составило 122,9 % к уровню прошлого года. В объеме выпускаемой продукции 98,8 % занимают товары народного потребления, 96,8 % - мебель. Товаров народного потребления произведено на сумму 10511 млн. руб., что составило 110,7 % к уровню прошлого года (119 % по прогнозу).

Экспорт промышленной продукции снизился и составил 504,9 тыс. долл. Это 72 % к уровню 2009 года. Импорт товара – 65,2 тыс. долл.

Сальдо внешнеэкономической  деятельности имеет положительное  значение и составляет +439,7 тыс. долл.

Основными причинами  невыполнения прогнозного показателя по выпуску товарной продукции явилось:

- отсутствие технической  возможности на этапе реконструкции  котельного хозяйства обеспечить  требуемые температурные режимы  в производственных помещениях, сушильных камерах, что нарушало технологические режимы производства и повлияло на обеспечение предприятия сухим пиломатериалом в 1 квартале;

- увеличение производства  мебели под заказ для комплектации  объектов, подлежащих реконструкции в связи с проведением «Дажынки - 2010»;

- отвлечение собственных  средств на реконструкции теплового хозяйства и проведение ремонтных работ сказывалось на ритмичном обеспечении предприятия сырьем и материалами, что приводило к перебоям в производстве.

Чистая прибыль периода 2010 года по сравнению с 2009 годом составила 121,3 % (либо + 76 млн. руб.).

 

2.3 Анализ общей  суммы затрат на производство

 

В таблице 2.2 приведены общие суммы затрат на производство продукции за 2009 – 2010 гг. Фактические данные берутся  с отчета о затратах на производство продукции (работ, услуг) за 2009-2010 года. (Приложение В «Форма 4-ф затраты»).

 

Таблица 2.2 – Основные затраты на производство продукции

Наименование                                    показателей

Год

Темп изменения, %

Отклонение

2009

2010

абсолютное

+/-

относительное,

%

1. Объем производства продукции в текущих ценах, млн. руб.       (Приложение В, стр. 001)

8661

10641

122,9

+1980

+22,9

2. Затраты на производство  продукции, млн. руб.

(Приложение В, стр. 002)

7988

10027

125,5

+2039

+25,5

Из них:

         

- сырье и материалы,  млн. руб.

(Приложение В, стр. 004)

2892

3521

121,7

+629

+21,7

- работа и услуги  производственного характера, млн. руб.

(Приложение В, стр. 007)

48

38

79,2

-10

-20,8

- топливно-энергетические      ресурсы, млн. руб.

(Приложение В, стр. 010+011)

905

1028

113,6

+123

+13,6

- прочие материальные  затраты, млн. руб. (Приложение  В,      стр. 013)

278

283

101,8

+5

+1,8

3. Затраты на оплату  труда, млн. руб. (Приложение В,  стр. 016)

2185

2589

118,5

+404

+18,5

4. Отчисления на социальные  нужды, млн. руб.

(Приложение В, стр. 019)

770

947

123,0

+177

+23,0

5. Амортизация основных  средств и нематериальных активов, млн. руб. (Приложение В, стр. 020)

96

657

684,4

+561

+584,4

6. Прочие затраты, млн.  руб.

(Приложение В, стр. 023)

814

964

118,4

+150

+18,4

7. Затраты на 1 000 руб. товарной продукции, руб.

922

942

102,2

+20

+2,2

Информация о работе Управление издержками на предприятии КУП “Лидская мебельная фабрика”