Управление издержками предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий.

Оглавление

Введение……………………...……………………………………………………3
Глава 1.Основы управления издержками предприятия ……………………......6
Экономическое содержание и классификация затрат на предприятии...….6
Подходы к управлению затратами на предприятии………………………...9
Анализ управления затрат на предприятии…………………….………….11

Глава 2 Анализ состава и структуры издержек ООО «Гулливер»…..........….15
Анализ общей суммы затрат предприятия…………………..…………..15
Анализ динамики издержек ООО «Гулливер» по общему объему и по статьям затрат…………………………………………..……………………18

Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на снижение издержек ООО «Гулливер»……………… ………………………………..…………….24
Рекомендации, направленные на относительное снижение издержек ООО «Гулливер»………………………………….………………………..24
Финансовый контроллинг как способ управления затратами предприятия………………………………………………………………..26

Заключение………………….………………………………………………….31
Библиографический список…………………………………………………………………………..34
Приложения……………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Мой курсач2.doc

— 286.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение……………………...……………………………………………………3 

Глава 1.Основы управления издержками предприятия ……………………......6

    1. Экономическое содержание и классификация затрат на предприятии...….6
    2. Подходы к управлению затратами на предприятии………………………...9
    3. Анализ управления затрат на предприятии…………………….………….11
 

Глава 2 Анализ состава и структуры издержек ООО «Гулливер»…..........….15

    1. Анализ общей суммы затрат предприятия…………………..…………..15
    2. Анализ динамики издержек ООО «Гулливер» по общему объему и по статьям затрат…………………………………………..……………………18
 

Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на снижение издержек ООО  «Гулливер»……………… ………………………………..…………….24

    1. Рекомендации, направленные на относительное снижение издержек ООО «Гулливер»………………………………….………………………..24
    2. Финансовый контроллинг как способ управления затратами предприятия………………………………………………………………..26
 

Заключение………………….………………………………………………….31 

Библиографический список…………………………………………………………………………..34 

Приложения……………………………………………………………………37 
 
 

Введение 

     В России происходят глубокие экономические преобразования, что не может сказаться на работе основного субъекта рыночной экономики – предприятия.

     С переходом на рыночные отношения  повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и  юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий.

     Издержки  производства — затраты, связанные  с производством и обращением произведенных товаров. Показатель издержек производства и реализации продукции (себестоимость) занимает важное место среди качественных показателей деятельности организации. В нем отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности фирмы. От уровня данного показателя зависят не только объем прибыли, но и уровень рентабельности. Чем экономичнее предприятие использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что эффективное управление издержками и пути их минимизации  позволяют предприятию выполнить  не только свою основную цель - увеличить прибыль, но и повысить свою конкурентоспособность в условиях рыночной экономики, что очень важно в настоящее экономически-нестабильное время. Во всех отраслях экономики сегодня усиливается конкурентная борьба, одним из главных инструментов в которой становится снижение затрат на производство продукции. Для каждого предприятия затраты представляет собой решающий фактор поддержания и повышения конкурентоспособности. Современная практика хозяйствования строится на повседневной работе с издержками, направленной на их оптимизацию, что обеспечивает стабильность позиций на рынке и является наиболее эффективным способом достижения рентабельной работы. Управление затратами — необходимая часть экономической работы на предприятии, так как в его рамках для запланированной и фактически совершенной деятельности предприятия должны вскрываться причины возникновения целевого результата и выявляться предпосылки для принятия управленческих решений.

     Актуальность  проблемы усиливается тем, что оперативный  выбор корректирующих воздействий  в сфере менеджмента затрат требует  повседневного отслеживания и сопоставления затрат не только по отдельным продуктам, рынкам, клиентам, но и по всем бизнес-процессам предприятия, операциям и заказам, что снижает пригодность традиционных методов учета затрат и обусловливает их несоответствие потребностям менеджмента в управленческой информации. В этой связи необходимость создания и постоянного совершенствования механизма управления затратами требует поиска научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства.

     Правильное  управление затратами также способствует:

- наличию  качественной и реальной информации  о себестоимости отдельных видов  продукции и их позиций на  рынке по сравнению с продуктами  других производителей;

- возможности гибкого ценообразования;

- предоставлению  объективных данных для составления  бюджета предприятия; 

- возможности  оценки каждого подразделения  предприятия с финансовой точки  зрения;

- принятию  обоснованных и эффективных решений. 

     Все вышеизложенное свидетельствует о важности грамотного управления издержками производства и реализации продукции.

     Целью данной курсовой работы является анализ издержек предприятия и  разработка мероприятий, направленных на их снижение.

     Достижение  поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

     - определить экономическое содержание  и классификацию затрат;

     - рассмотреть подходы к управлению  затратами;

     - проанализировать издержки предприятия  на примере ООО «Гулливер»;

     - разработать рекомендации, направленные  на снижение издержек ООО «Гулливер»;

  • применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления затратами предприятия ООО «Гулливер».

     Объектом  данного исследования являются затраты  предприятия «Гулливер».

     Предметом исследования является процесс управления затратами.

     На  предприятии ООО «Гулливер» осуществляется только планирование затрат и общий  их учет через распределение по элементам  затрат. Поэтому новизна работы заключается  в попытке практического применения на данном предприятии таких важных элементов системы управления затратами, как анализ затрат, контроль за их уровнем.

     Работа  состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

     1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия

     Затраты живого и общественного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками предприятия. В отечественной практике для характеристики всех издержек предприятия за определенный период применяют термин «затраты предприятия».[20,10]

     Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с  понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует  об их серьезном различии. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием доходов и расходов. В бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. Это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж, до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент продажи предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. [10,120]

     Большое значение для правильной организации  учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты предприятия группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.

     Носителями  затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные  для продажи. Эта группировка  необходима для определения себестоимости продукции. [22,179]

     По  видам затраты группируются: по экономически однородным элементам  и по статьям  калькуляции.

  • В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна  и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

     Решению каждой из задач соответствует своя классификация затрат:

  1. По характеру затраты делятся на:
    • классификация по экономическим элементам затрат.

     Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на отдельные составляющие.[14,545]

     Данная  группировка затрат приведена в  п. 5 Положения о составе затрат:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты. [4]

     Группировка затрат по экономическим элементам  позволяет определять и анализировать  структуру текущих издержек производства и обращения. Группировка затрат по экономическим элементам представляет собой величину текущих издержек производства или обращения, произведенных организацией за данный отчетный период независимо от того, закончено ли изготовление продукта, выполнена ли работа.

     Кроме того, расходы, связанные с производством  и реализацией продукции, работ, услуг при планировании, учете  и калькулировании себестоимости  группируются по следующим статьям  затрат:

  • сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций (также за вычетом возвратных отходов);
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ и услуг);
  • отчисления во внебюджетные фонды;
  • расходы на подготовку и освоение производства;
  • расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
  • потери от брака;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • прочие производственные расходы;
  • коммерческие расходы.[18,71]

     Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как  учитывают характер и структуру  производства, создавая достаточную  базу для анализа.

     Затраты по всем установленным на данном предприятии  статьям себестоимости составят производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют внепроизводственные (коммерческие) расходы, то есть расходы, связанные с реализацией продукции. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции. [18,78]

  1. По отношению к объему производства выделяют:
    • Постоянные затраты

     Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.).

    • Переменные затраты

     Переменные затраты изменяются вместе с уровнем объема производства (или деловой активности) компании. По мере ее повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, относится к переменным затратам, и повышение производства данного вида продукции автоматически означает пропорциональный рост основной заработной платы на выпуск).

  1. По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяют:
    • Прямые затраты

     В противоположность косвенным затратам прямые затраты могут быть начислены  на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.) непосредственно  на единицу затрат. Для увеличения величины прямых затрат между расходами и единицей затрат должна существовать непосредственная связь. Расходы на исследования и разработки конкретного товара являются прямыми затратами, поскольку они относятся только к одному продукту (единице продукции).

    • Косвенные затраты

     Косвенными  являются такие затраты, которые  не могут быть начислены непосредственно  на единицу продукции, и, чтобы попасть  в ее себестоимость, они должны быть предварительно собраны на определенном счете и затем расчетным путем  включены в себестоимость изделия, работы, услуги и т.д. Таким образом, менеджменту предприятия необходимо найти какой-нибудь метод отнесения этих расходов на отдельные единицы затрат (с использованием оценок и допущений). Примером косвенных затрат могут быть полные затраты бухгалтерии предприятия. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат. Косвенные расходы часто рассматриваются как накладные расходы, и поэтому общую сумму всех накладных расходов, понесенных в процессе производства, называют «производственными накладными расходами». Оставшаяся часть накладных расходов по ее назначению называется «непроизводственными накладными расходами». [15,302]

Информация о работе Управление издержками предприятия