Управление издержками предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий.

Оглавление

Введение……………………...……………………………………………………3
Глава 1.Основы управления издержками предприятия ……………………......6
Экономическое содержание и классификация затрат на предприятии...….6
Подходы к управлению затратами на предприятии………………………...9
Анализ управления затрат на предприятии…………………….………….11

Глава 2 Анализ состава и структуры издержек ООО «Гулливер»…..........….15
Анализ общей суммы затрат предприятия…………………..…………..15
Анализ динамики издержек ООО «Гулливер» по общему объему и по статьям затрат…………………………………………..……………………18

Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на снижение издержек ООО «Гулливер»……………… ………………………………..…………….24
Рекомендации, направленные на относительное снижение издержек ООО «Гулливер»………………………………….………………………..24
Финансовый контроллинг как способ управления затратами предприятия………………………………………………………………..26

Заключение………………….………………………………………………….31
Библиографический список…………………………………………………………………………..34
Приложения……………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Мой курсач2.doc

— 286.50 Кб (Скачать)
  1. По технико-экономическому назначению:
    • Основные (технологические) расходы.

     Основные (технологические) расходы – непосредственно  связаны с производством и  оказанием услуг, к ним относятся  первые шесть статей затрат: затраты  на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

  • Накладные затраты

     Накладные – связаны с обслуживанием  отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и  управлением ими.[12,215]

  1. По однородности состава затрат:
    • Одноэлементные.

     Одноэлементные – затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие, которые состоят из однородных элементов (основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата основного производственного персонала и т.п.).

  • Комплексные

     Комплексные – затраты, состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

  1. По рациональности использования выделяют производственные и внепроизводственные (коммерческие) затраты.

     Производственные  затраты включают все расходы, которые связаны с процессом производства продукции (работ, услуг). Внепроизводственные (коммерческие) – это расходы, связанные с реализацией продукции.

  1. По целесообразности использования: производительные и непроизводительные затраты.

     Производительные  – затраты на производство продукции (работ, услуг) надлежащего качества, затраты, целесообразные для данного  производства.

     К непроизводительным расходам относят  те, которые являются следствием недостатков  в технологии и организации производства (брак продукции, оплата простоев и сверхурочных работ и др.).

  1. По отношению  к отчетному периоду: затраты  текущего периода и затраты будущих  периодов.

     Затраты текущего периода связаны с производством  и реализацией продукции в  данном периоде, а также часть резервируемых расходов и затрат будущих отчетных периодов, включаемых в себестоимость продукции планового и отчетного периода (вознаграждение за выслугу лет и др.). [23, 115]

  1. По времени возникновения:

     Текущие – постоянно производимые затраты.

     Единовременные – однократные или периодически производимые[25, 59].

     Существует  множество классифицирующих признаков, по которым проводится разделение издержек производства  по видам (наглядно представлено в приложении 1). Но для того, что бы эффективно управлять затратами мало их классифицировать, для этого необходимо определить подходы к их управление, о чем пойдет речь, в следующей части главы. 

     1.2. Подходы к управлению затратами  предприятия

     Процесс управления затратами предприятия  носит комплексный характер и предусматривает решение следующих вопросов:

     -  где, когда и в каких объемах  расходуются ресурсы предприятия;

     - где, для чего и в каких  объемах необходимы дополнительные  финансовые ресурсы;

     - умение обеспечить максимально  высокий уровень отдачи от  использования ресурсов.

     Управление  затратами – это умение экономить  ресурсы и максимизировать отдачу от них.

     Для разработки комплексной методологии  управления затратами необходимо провести систематизацию наиболее значимых в  современных условиях рынка известных подходов к управлению затратами.

     Рассмотрим  существующие на сегодняшний день подходы  к управлению затратами.

  • Организация управленческого учета затрат.
  • Метод стандарт-кост (Standard-Costing). Близок к применяемому на российских предприятиях методу нормативного учета затрат. Представляет собой традиционный инструмент учета, контроля, анализа и управления производственными затратами.
  • Метод директ-костинг (Direct-costing). Основой метода является различие в поведении затрат в зависимости от изменения объемов производства, и соответственного деления их на постоянные и переменные.
  • Маржинальный анализ. Применяется для принятия ряда краткосрочных управленческих решений. Метод основан на калькуляции затрат по системе директ-костинг. Неизбежные постоянные расходы, общие для нескольких сегментов и распределяемые между ними традиционным способом пропорционально какой-либо базе, не учитываются при принятии решений.
  • Контролинг (Controlling)
  • Бюджетирование затрат.
  • Метод пооперационного учета (Activity-based-costing – ABC).
  • Процессно-ориентерованное управление затратами (Activity-based-management).
  • Метод снижения затрат, учитывающий жизненный цикл продукта.
  • Бенчмаркинг.
  • Реинжиниринг бизнес-процессов.
  • Калькулирование целевой себестоимости (Target costing).
  • Метод непрерывного совершенствования (Kaizen costing).
  • Определение и анализ затратообразующих факторов.
  • Анализ цепочки ценностей.
  • Стратегическое позиционирование предприятия.
  • Маркетинговый метод. [12, 48]

     В целом управление затратами сводится к выбору подходов и методов снижения или сдерживания затрат. Предпочтение одного подхода другому и выбор определенною метода связан в первую очередь с целями, которые ставит перед собой руководство предприятия, во вторую очередь - с рядом факторов, ограничивающих данный выбор.

     Определение целей предприятия в области управления затратами позволяет выделить несколько уровней управления :

     1.     оперативное управление производственными затратами;

     2.     тактическое управление производственными затратами;

     3.     стратегическое управление производственными затратами.

     Одним из самых эффективных методов  решения задач по управлению затратами  с целью оперативного и стратегического  планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки  – Объем - Прибыль», отслеживающий  зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).

     Важнейшей составляющей операционного анализа  является разделение затрат на переменные и постоянные.

     Рассматривая  поведение переменных и постоянных издержек, необходимо очерчивать релевантный период: структура издержек неизменна лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж.

     Однако  следует заметить, что такое деление  издержек лишь на два вида иногда оказывается  недостаточным для того, чтобы  обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены. Неточность возникает из-за того, что в практике случаются ситуации, когда с вводом в производство нового вида продукции или при увеличении объемов выпуска существующих изделий может потребоваться увеличение части постоянных затрат. Указанная погрешность сокращается при делении затрат на прямые и косвенные с последующим расчетом промежуточной маржи как результата от реализации, полученного после вычитания из выручки прямых переменных и прямых постоянных затрат.[15,254]

     Следует отметить, что на выбор наилучшей  структуры издержек влияют многие факторы, включая долговременную стратегию  продаж, ежегодные колебания выручки, отношение менеджмента к риску.

     Критерием выбора наиболее прибыльной и рентабельной продукции могут служить следующие  показатели:

     - валовая маржа на единицу продукции;

     - доля валовой маржи в цене  единицы продукции;

     - валовая маржа на единицу ограничивающего  фактора.

     Под ограничивающим фактором подразумевается  производственный фактор (оборудование, трудовые ресурсы), который определяет технологические пределы изменения  ассортимента выпускаемой продукции.

     Несмотря  на длительную и богатую историю  развития науки о затратах, нельзя с полной уверенностью утверждать, что управление затратами сегодня является хорошо изученной областью экономических исследований. При этом большинство подходов к управлению затратами, о которых говорят в России, так или иначе базируются на зарубежных теориях и практике управления затратами, методах и инструментах, свойственных развитым странам. Но если в экономически-развитых странах интерес к стратегическому управлению затратами в настоящее время значителен, то на российских предприятиях данному направлению внимания практически не уделяется.[15,252]  

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ  ИЗДЕРЖЕК ООО «ГУЛЛИВЕР» 

     2.1. Анализ общей суммы затрат  предприятия

     Торговое  предприятие «Гулливер» осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Тольятти и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

     Торговое  предприятие ООО «Гулливер» было создано 23 августа 2004 г. в соответствии с действующим на территории России законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом  и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актам в сфере предпринимательской деятельности.

     Основной  целью деятельности ООО «Гулливер» являются:

     -наиболее  полное и качественное удовлетворение  потребностей потребителей продукцией, реализуемой предприятием в соответствии с уставными видами деятельности;

     -получение  прибыли и реализация на ее  основе социально-экономических  интересов членов трудового коллектива  и учредителей.

     Основным  видом деятельности ООО «Гулливер» является осуществление розничной торговли детскими игрушками.

     Общая площадь ООО «Гулливер» 523 м2, в том числе торговая составляет 226,5 м2. Основное направление торговой деятельности происходит в 6 торговых точках г.Тольятти, 2 из которых являются торговыми павильонами на торговых базах города (в собственности данной фирмы) и 4 отдела в крупных магазинах города (арендованная торговая площадь). Также ООО «Гулливер» имеет в аренде склад и офис, который используется для торговли в розницу, а также служит местом хранения продукции закупленной для дальнейшей реализации.

     Численность работников составляет 22 человека, из них 3 человека – административное управление, 7 человек вспомогательный  персонал и 12 человек торгово-оперативный  персонал.

     Доведение товаров до потребителей связано  с определенными затратами материальных, денежных и трудовых ресурсов на транспортирование, хранение, подработку, подсортировку, фасовку, упаковку и продажу товаров. В торговле, как отрасли сферы товарного обращения, формируются расходы по реализации потребительских товаров, которые и являются предметом исследования в данной главе.

                  Таблица 2.1 Состав и структура расходов ООО «Гулливер» за 2008-2010 год

Виды  расходов

(тыс. руб.)

  

2008

 
2008
 
2010
Отклонение (+;-)

2007/2009

Темп роста, % Темп прироста,%
      1      2    3      4         5        6         7
Расходы всего, в т.ч. 2245 2271 2386 141 106,3 6,3
Издержки  обращения 2045 2020 2009 -36 98,2 -1,8
Прочие  расходы 52 98 132 80 253,8 153,8
Проценты  к уплате 15 7 - -15 0 0
Текущий налог на прибыль 133 171 245 112 184,2 84,2

Информация о работе Управление издержками предприятия