Управление инновационными процессами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Цель курсовой работы состоит в развитии методов управления инновационным процессом на предприятии.
Объект работы: Непосредственно инновационные процессы проходящие на предприятиях
Предмет работы: Предметом данной работы выступают теоритическо-прикладные основы управления инновационными процессами на предприятии.
Задачи:
Проанализировать и уточнить сущность и содержание понятия инновационный процесс.
Обобщить существующие теоритические и методические подходы,а также практические положения управления инновационными процессами на предприятии.
Выявить основные проблемы управления инновационным процессом на предприятии в современных экономических условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.Сущность и функции инновационной деятельности
1.1 Содержание понятия "инновация"……………………………………………………………………….5
1.2 Виды инноваций.Инновационные процессы…………………………………………………………………………..7
1.3 Инновационная активность- фактор повышения конкурентоспособности.10
1.4. Инновационная политика и оценка инновационного потенциала крупных предприятий………………………………………………………………………...14
2. Стратегия и планирование инновационной деятельности
2.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий……………….17
2.1.1 Государственная инновационная стратегия……………………………..17
2.1.2. Инновационная стратегия предприятий………………………………..18
2.2 Планирование инноваций и инновационные проекты…………………….20
2.3 Технология управления инновационным процессом………………………25
2.4 Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя!!!!!!!!.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Характерной тенденцией развития инновационной  деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:

    1. отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;
    2. инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;
    3. финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

В современных  условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.

Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия  в целом не влияет на эффективность  инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые  проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:

наличие больших  материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;

возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;

возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;

меньшая вероятность  банкротств в случае неудачи некоторых  инноваций.

Роль мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;

возможность деятельности в тех областях, где  крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;

фактическое отсутствие бюрократического руководства.

Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков. [ 4, c. 94 ] 
 

2.4. Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства. 

Главное, из чего следует исходить при разработке механизмов идентификации оценки вклада каждого или групп исполнителей в реализацию бизнес-планов предприятия - это уровень экономического проявления их созидательных действий (творческой энергии) [1]. Интеллектуальные накопления образуют интеллектуальный капитал – сумму знаний, опыта, профессиональной подготовки и интуиции каждого и всех работников предприятия. 

Интеллектуальный  капитал организации обеспечивает:  

а) эффективное  управление средствами производства, товарно-материальными, финансовыми и информационными потоками;  

б) снижение уровня совокупных затрат;  

в) внедрение  инновационных методов управления.  

Поэтому естественным стремлением производителя, желающего  обеспечить себе конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, является поиск путей увеличения отдачи интеллектуально-креативной энергии каждым из специалистов. Это возможно только с помощью управления развитием и поддержанием интеллектуально-креативных возможностей всех сотрудников и хорошо развитого структурного (организационно-технического) капитала.

    Для того, чтобы человеческий капитал заработал, необходимо управление движением знаний. Нужна коллективная работа, и, следовательно, соответствующая организационная структура, которая включала бы в себя исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, центры доведения исследований и разработок до конкретных «ноу-хау» широкого применения.

   Самоценность структурного капитала, как капитала вообще, определяется не его наличием, а эффективностью использования. Таким образом, можно утверждать, что структурный капитал является проявлением организационных способностей предприятия реагировать на изменения рынка, дает  возможность  создавать новые ценности для потребителя. Он должен обеспечивать эффективное использование человеческого ресурса в организационных системах, преобразовывать информацию и, как следствие, обеспечивать производительный труд работников.

   Проблема качественного развития деятельности в области создания интеллектуальной собственности, ориентированной на инновационное развитие российской экономики, в том числе и логистики, является одной из наиболее актуальных задач. Организация единого эффективно действующего комплекса - «образование-наука-производство» поможет ускорить вхождение российской экономики в число стран постиндустриального развития.

   В настоящее время назрела необходимость создания механизма управления человеческим капиталом и инновационными процессами высшей школы, призванного сформировать новую организацию – экономическую среду, благоприятную для ускоренного создания нововведений и их восприятия производством и рынком. 

Создание  комплекса «образование-наука-производство»  означает: 

а) развитие интеграции по уровням образования, повышения качества подготовки специалистов на основе научной и инновационной деятельности учёных и специалистов;  

б) интеграцию высших учебных заведений и реального  промышленного сектора, где необходимо претворять результаты научных разработок в реальную наукоёмкую продукцию, то есть в товар, востребованный рынком. 

Миссия  современных научно-образовательных  производств –ускорение адаптации российских предприятий к условиям постиндустриальной экономики, которую обеспечивают: 

·                     высококвалифицированные специалисты нового интеллектуально-креативного типа, как особый вид инновационного продукта; 

·                     информационная продукция – новые фундаментальные и прикладные разработки, программная продукция; 

·                     материальный инновационный продукт – практическая реализация научных разработок в виде востребованной на рынке наукоёмкой инновационной продукции, в том числе в качестве логистических систем или системных логистических новообразований.

  Реализация инновационного логистического процесса даёт ряд преимуществ: практически на всех этапах инновационного процесса обеспечивается необходимый уровень подготовки специалистов, единство и близость разработчиков идей, создателей инноваций и исполнителей, ускоряет процесс реализации нововведений, даёт возможность осуществления авторского надзора и делает инновационный процесс более результативным. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Жизнедеятельность современного человека, тем более  освоение новых областей знаний, техники и технологий, требует четкого определения используемых в этих процессах понятий. Для успешного создания и внедрения эффективной инновации необходимо понимать сущность самих понятий «инновация», «инновационный процесс».

Инновационный процесс - процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта - обязательное завершение инновации, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации. Инновационный процесс имеет социальную значимость, так как процесс происходит в социальной среде, вызывает к жизни социальные потребности и сопровождается процессом социальных изменений. Поэтому при исследовании, планировании и управлении инновационными процессами необходимо учитывать их социальные последствия. Обзор экономической литературы показал, что на сегодняшний день в зависимости от объекта и предмета своего исследования различные экономисты рассматривают инновацию по-разному. И в общем виде можно выделить четыре основных направления в исследованиях в зависимости от того, что составляет сущность инновации:

  • изменение (Ф. Валента, Л. Волдачек, Ю.В. Яковец и др.);
  • конечный результат (Н.Н. Молчанов, Л.М. Гохберг, Л.И. Уткин, СЮ. Глазьев, Д.В. Соколов, В.Н. Архангельский, Р.А. Фатхутдинов, В.Н. Гунин, А.Б. Крутик, С.Д. Ильенкова, Г.С. Гамидов, Г.Д. Ковалев, и др.);

     - прогресс (В.Н. Лапин, Б. Твисс, Б. Санто, СВ. Валдайцев, Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, А.Б. Титов, В.П. Воробьев и др.);

     - совокупность мероприятий (Ф. Никсон).

И это становится тем более важно и актуально, что на сегодняшний день продолжает существовать проблема отсутствия официальной общепринятой терминологии в области инновационной деятельности. Именно поэтому, интерес к этой проблеме не ослабевает и сегодня, так как существует, с одной стороны, большая практическая и теоретическая значимость и актуальность исследования данного вопроса, а с другой стороны, значительная неопределенность и путаница в понятиях.

Вообще, главным  вопросом управления работой по развитию является равновесие между изменениями  и стабильностью. Основным в управлении развитием представляется умение видеть состояние целей деятельности предприятия в динамике. Цель - это направление, а не пункт назначения, поэтому достижение цели предполагает постоянную готовность к инновациям и реагирование на необходимость внутренних и внешних инноваций.

Для успешного  осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство  товара, стремление к выпуску новых  товаров, использование оценочных  процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.

При создании инфраструктуры поддержки инновационной  деятельности (технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров) только в последние годы стали использоваться рыночные подходы, в том числе финансирование на паритетной основе. К сожалению, пока масштабы сформированной инфраструктуры не соответствуют даже тем низким инновационным запросам, которые существуют в стране. В итоге число инновационных предприятий невелико.

Косвенные меры стимулирования не способствуют созданию благоприятных условий  для развития партнерских отношений  между наукой и бизнесом, между малыми инновационными предприятиями и промышленностью.

На сегодняшний  день государственные инициативы пока еще фрагментарны и несистемны, а  поэтому нередко неэффективны и  решают даже части проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям, занимающимся инновационным бизнесом. Низкая деловая активность в научно-технической и инновационной сфере, наблюдающаяся сегодня, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги. Вместе с тем, инновации имеют огромное значение для развития национальной экономики в целом, и приоритетных отраслей в первую очередь. 
 
 
 
 

Информация о работе Управление инновационными процессами на предприятии