Управление инновационными процессами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Цель курсовой работы состоит в развитии методов управления инновационным процессом на предприятии.
Объект работы: Непосредственно инновационные процессы проходящие на предприятиях
Предмет работы: Предметом данной работы выступают теоритическо-прикладные основы управления инновационными процессами на предприятии.
Задачи:
Проанализировать и уточнить сущность и содержание понятия инновационный процесс.
Обобщить существующие теоритические и методические подходы,а также практические положения управления инновационными процессами на предприятии.
Выявить основные проблемы управления инновационным процессом на предприятии в современных экономических условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.Сущность и функции инновационной деятельности
1.1 Содержание понятия "инновация"……………………………………………………………………….5
1.2 Виды инноваций.Инновационные процессы…………………………………………………………………………..7
1.3 Инновационная активность- фактор повышения конкурентоспособности.10
1.4. Инновационная политика и оценка инновационного потенциала крупных предприятий………………………………………………………………………...14
2. Стратегия и планирование инновационной деятельности
2.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий……………….17
2.1.1 Государственная инновационная стратегия……………………………..17
2.1.2. Инновационная стратегия предприятий………………………………..18
2.2 Планирование инноваций и инновационные проекты…………………….20
2.3 Технология управления инновационным процессом………………………25
2.4 Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя!!!!!!!!.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Достаточно  часто компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившейся ситуации и обеспечить выживание компании. Особое место занимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потребительских характеристик продуктов, а имитирующих их.

К инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей можно отнести нововведения, создающие  новые потребности и развивающие  существующие.

Инновации могут не только сохранять и совершенствовать технологические и рыночные возможности  фирм, но и, как ни странно, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рынке, приводят к появлению иной категории потребителей и разрушают сложившиеся рыночные связи. Радикальные нововведения не являются реакцией на потребности рынка. Они связаны прежде всего с наукой, научными открытиями, прорывными изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. Применение радикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенденциями, открывает новую общую концепцию дальнейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базисные инновации на основе новых знаний о природе материального мира. Они являются основой для формирования нового технологического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связано с крупными инвестициями в формирование новых отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базисных инноваций необходима прямая и косвенная государственная поддержка. Процесс их внедрения является длительным и сопровождается значительным риском. Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. Прежде всего это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений - улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечивается распространение принципиально новой техники и технологии в различных сферах производства, что способствует внедрению базисных инноваций. Такие инновации обеспечивают важные технические улучшения продуктов, технологических процессов. 

Инновационные процессы.

Необходимым условием экономического роста и  повышения качества жизни любой  страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит  от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной  политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных процессов  является их нелинейность в отличие  от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребностей и наиболее полного удовлетво-рения текущего и перспективного платежеспособного спроса.

Правительство Украины определило, что инновационный  процесс включает: нововведения; инновационную  деятельность; государственную инновационную  политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную  инфраструктуру и инновационные программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических  отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных  и государственных структур) и  видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия  в создании матери-альных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства.

Й. Шумпетер следующим образом определил  функциональное назначение инновационной сферы:

коммерческий  анализ потенциальных потребителей инноваций;

поиск перспективных  идей, источников функционирования;

организация создания и внедрения новшества;

тиражирование;

поддержка и утилизация.

В инновационную  сферу входят ученые и изобретатели, подразделения, разрабатывающие и  внедряющие инновации; венчурные и научно-технические организации; система образования.

Условия функционирования инновационной сферы обуславливаются  интеллектуальной собственностью и  собственностью на продукты инновационной  деятельности. В ней формируется специализированная материально-техническая база, накапливаются спе-циальные приемы и методы организации и управления инновационной деятельностью, разрозненные процессы создания и внедрения новшеств объединяются в единый инновационный процесс, обеспечивающий условия их освоения предприятиями и потребителями.

1.3.

Инновационная активность- фактор повышения конкурентоспособности.

Инновационный потенциал. Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого  потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал определяется долей затрат на финансирование научно-исследовательских расходов в валовом национальном продукте.

Инновационная деятельность. Она осуществляется в  любой общественной сфере - от экономики до образования, искусства и даже политики.

Существуют  различные определения инновационной  деятельности. Ее можно определить как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. В частном преломлении это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств.

Деятельность  является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.

Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности.

Она представляет собой комплекс мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерности развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели - созданию новшества.

Инновационная деятельность характеризуется высоким  уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Приоритетными являются экономические условия, а  важнейшим параметром в ходе инновационной  деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые в инновационный процесс, могут быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой продукции на рынок.

Компания McKinsey считает, что задержка выпуска  инновационного товара на рынок на шесть месяцев приводит к уменьшению прибыли на 30 %, а перерасход бюджета группы разработки на 30 % означает сокращение объема прибыли на 2 %.

Инновационной деятельности присущи стремление к  максимальной сбалансированности технологических  и экономических факторов, оптимизация  временных границ, вовлечение максимально возможного числа источников инновационных идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла нововведений.

Инновационная деятельность в отличие от обычной  производственной характеризуется:

большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;

сложностью  установления зависимости результатов  от затраченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период внедрения инновационная продукция может не давать никакой прибыли, а затем прибыль резко возрастает).

Инновационная инфраструктура. Производственная, научно-техническая  и инновационная деятельность тесно  связаны между собой, однако формирование инфраструктуры каждого вида деятельности характеризуется специализированными организационными элементами и механизмами их функционирования. Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструктура науки, соответствующая требованиям рыночной экономики: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развивается сфера наукоемких услуг - инжиниринг, лизинг, консультирование.

Одной из основных целей предприятия, работающего  в условиях рыночной экономики, является не только обеспечение конкурентоспособности  его товаров, но и совершенствование процессов их создания и производства. Практика показывает, что данной цели достигают организации, отличающиеся высокой инновационной активностью специалистов, независимо от того какую работу они выполняют и какие должности занимают. Отсюда следует, что для повышения конкурентоспособности современного предприятия управление инновационной активностью становится одним из основных факторов стратегического управления его деятельностью.

 В Украине  уже более 10 лет формируется  законодательная база по стимулированию  механизма конкуренции и ограничению монополизма на рынке. Если исходить из того, что страна в обозримой перспективе не откажется от курса на открытость экономики, и будет плавно интегрироваться в мировую экономику, то можно смело говорить о развитии следующих тенденций:

1. Ускорится структурирование российского бизнеса, разовьются сегменты «наукоемких» компаний и специализированных высокотехнологичных предприятий.

2. Активизация  инновационной деятельности компаний  приведет к оживлению отечественного рынка исследований и разработок. Борьба за «интеллектуальный потенциал» вызовет повышение его стоимости.

3. Развитие  института венчурного финансирования  позволит эффективно доводить  до производства и реализации  научные идеи и разработки.

4. Усилится  кооперация с иностранными компаниями.

5. Основным  средством повышения конкурентоспособности  российских компаний будет использование творческой энергии персонала, прежде всего, инженерно-технического и управленческого.

6. В структуре  доходов компаний будет возрастать  доля от услуг и сервиса.

Такому  развитию будут, прежде всего, отвечать компании с высокой инновационной  активностью.

Под инновационной  активностью, на наш взгляд, следует  понимать созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны (∆N) технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время (∆t).

Ранее аналогичный  показатель позиционировался нами как  коэффициент творческой энергии  специалиста kэ [1], отражающий уровень  проявления его созидательных (кретивных) действий при решении той или иной бизнес-задачи. Он зависит от множества внешних и внутренних факторов среды существования человека: достижений науки и техники, социально-экономического развития общества, психологического состояния личности и т.д.

«Новое  качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого – резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 гг. – 37 лет, с 1920 по 1944  24 года, с 1945 по 1964 гг. – 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) – 3-4 года» [2, C. 169]. Это, на наш взгляд, объясняется объективностью научно-технических и социальных изменений динамики конкурентной борьбы и непрерывным ростом инновационной активности во всех областях деятельности. Сегодня это, в частности, характеризуется сокращением жизненных циклов всех видов инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и т.д.).

Информация о работе Управление инновационными процессами на предприятии