Управление инновационными процессами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Цель курсовой работы состоит в развитии методов управления инновационным процессом на предприятии.
Объект работы: Непосредственно инновационные процессы проходящие на предприятиях
Предмет работы: Предметом данной работы выступают теоритическо-прикладные основы управления инновационными процессами на предприятии.
Задачи:
Проанализировать и уточнить сущность и содержание понятия инновационный процесс.
Обобщить существующие теоритические и методические подходы,а также практические положения управления инновационными процессами на предприятии.
Выявить основные проблемы управления инновационным процессом на предприятии в современных экономических условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.Сущность и функции инновационной деятельности
1.1 Содержание понятия "инновация"……………………………………………………………………….5
1.2 Виды инноваций.Инновационные процессы…………………………………………………………………………..7
1.3 Инновационная активность- фактор повышения конкурентоспособности.10
1.4. Инновационная политика и оценка инновационного потенциала крупных предприятий………………………………………………………………………...14
2. Стратегия и планирование инновационной деятельности
2.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий……………….17
2.1.1 Государственная инновационная стратегия……………………………..17
2.1.2. Инновационная стратегия предприятий………………………………..18
2.2 Планирование инноваций и инновационные проекты…………………….20
2.3 Технология управления инновационным процессом………………………25
2.4 Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя!!!!!!!!.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Источником  эволюционных инноваций служат научно-исследовательская  и опытно-конструкторская деятельность (разработки и внедрение изобретений), которые необходимо постоянно совершенствовать. Однако организационная система многих российских предприятий зачастую не способна к быстрым инноваций. Или, как образно сказал Лейф Эдвинссон: «Рыночные часы тикают быстрее тяжеловесных организационных ходиков» [3, С. 195].

Отсюда  следует, что предприятиям необходимо научиться оперативно реагировать на изменение потребностей, но эта стратегия сможет обеспечить ему только временное преимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами. Инновационно настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продукты и услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов.

Инновационная активность зависит от многих факторов, главным из которых является инновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что «успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам» [4, С. 135].Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов. По словам Брюса Меррифилда, курировавшего в свое время министерство торговли США, залогом конкурентоспособности в сфере промышленности служит умелое использование следующих факторов [5, С. 210]:

1. Процесс  инноваций, включая разработку  и внедрение.

2. Постоянное  переобучение рабочего персонала.

3. Автоматизация  производства на основе широкого использования возможностей вычислительной техники.

При этом решающую роль играет корпоративная культура сложившейся среды в организации, позволяющая создавать инновации.

Инновационная активность есть суть внутреннего состояния  предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала. Конкурентоспособность предприятия напротив является отражением внешней среды, которой оно управлять в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности.

Однако  мало создать инновационно насыщенное изделие, оно должно трансформироваться в конкурентоспособный товар, который  должен быть воспринят и  оценен потребителем. Этого можно достигнуть только с помощью качественных инновационно активных услуг, и с точки зрения потребителя, являются одной из важнейших характеристик товара, при решении вопроса о его приобретении. Особенно это касается изделий высокотехнологичных производств.

1.4. Инновационная политика и оценка инновационного потенциала крупных предприятий. 

Значение  инноваций постоянно возрастает, так как практика бизнеса буквально  заставляет каждое предприятие вводить  разнообразные новшества и рационализировать  производство. Инновации - залог успешного  развития предприятия. Даже если постоянно модернизировать свои товары, рынки, на которые ориентировано производство, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию предприятиям, время от времени приходится обращать свой взгляд на новые рынки. Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под давлением конкуренции показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.

Не вызывает сомнения, что сфера инновационной  деятельности остается одной из ключевых в экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Очень важно глубоко вникать в сущность и специфику инновационных процессов, протекающих по законам рынка, а в экономической политике активно использовать конкурентные стимулы к инновационному развитию отдельных предприятий.

В условиях современного экономического положения  глубокий анализ и широкое обсуждение вопросов, связанных с взаимодействием  инновационных и конкурентных отношений будет, несомненно, полезным для принятия стратегических решений на уровне различных отраслей и предприятий.

Масштабность  и многопрофильность нефтехимического предприятия, сложность и наукоемкость продукции, длительный и дорогостоящий процесс разработки и постановки ее на производство, острая конкуренция на рынках химических товаров требует, особенно в сложных экономических условиях, разработки продуманной политики развития отрасли, рассчитанной на длительную перспективу.

Таким образом, переход предприятий к инновационному развитию требует разработки соответствующих  методов управления. Одним из таких  методов может стать оценка инновационного потенциала предприятия.

Как известно, понятие «потенциал» включает в  себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы физическими и юридическими лицами, в том числе предприятиями, организациями, административно-территориальными образованиями, государством для решения задач, достижения целей в определенной области.

Применительно к деятельности промышленного предприятия, научно-технической организации  правомерно говорить о наличии у  них общего или совокупного потенциала и его составляющих, а именно:

-научно-технического  потенциала;

-производственно-технологического потенциала;

-финансово-экономического  потенциала;

-кадрового  потенциала;

-инновационного  потенциала.

Все части  общего (совокупного) потенциала тесно  связаны между собой. Эффективная  реализация общего (совокупного) потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Восполнить  данный пробел в теории и практике управления должны методы оценки инновационного потенциала предприятия, которые позволят принимать рациональные управленческие решения и эффективно управлять не только инновационной деятельностью, но и предприятием в целом.

В этой связи изучение инновационного потенциала предприятия представляет особую актуальность. Существовавшая ранее система реализации научно-технических, технологических разработок и изобретений, известная как внедренческая, была рассчитана на иную модель хозяйствования, нежели рыночная экономика. С отказом от этой модели зачастую ликвидировались или ослаблялись те структуры, без которых невозможна и в условиях рыночной экономики полноценная инновационная деятельность, например, патентные службы. С другой стороны, в нужном качестве не создавались и не развивались такие инновационные структуры, которые связаны преимущественно с рынком, например, служба маркетинга. Это привело к тому, что инновационный потенциал во многом складывался стихийно, его структуре был присущ внутренний дисбаланс. Такое положение стало тормозом в реализации уже имеющихся научно-технических разработок и изобретений, вымыванию из структуры экспорта и с внутреннего рынка отечественной наукоемкой продукции.

Инновационный потенциал предприятия – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций. Или же, максимально возможное количество ресурсов, которые предприятие может вовлечь в сферу научно-технического развития производства при заданном размере ресурсных ограничений и без сокращения размеров конечного выпуска продукции.

 Инновационный потенциал состоит из четырех частей.

-Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике;

-Состояние  инфраструктурных возможностей  самого предприятия, организации,  обеспечивающих прохождение новшеством  всех этапов инновационного цикла,  превращение его в нововведение или инновацию;

-Внешние  и внутренние факторы, отражающие  взаимодействие инновационного  потенциала с другими частями  совокупного потенциала промышленного  предприятия, научно-технической  организации и влияющие на  успешность осуществления инновационного цикла;

-Уровень  инновационной культуры, характеризующий  степень восприимчивости новшеств  персоналом предприятия, организации,  его готовности и способности  к реализации новшеств в виде  инноваций. Инновационный бизнес  в мире считается самым выгодным, так как он обеспечивает конкурентоспособность базовым отраслям экономики. Поэтому, осознавая необходимость реализации системных мер в этом направлении, предприятия должны активно реализовывать комплекс мероприятий по формированию своей инновационной инфраструктуры.

Для того чтобы  оптимизировать осуществление интеллектуальной деятельности предприятия можно  предложить следующие пути:

-Создание  плана действий по внедрение  рационализаторских инициатив; 

-Развитие  внешних и внутренних сетей,  увеличение числа партнерских отношений в области научно-технических решений;

-Укрепление  корпоративной культуры основанной, ориентированной на культ инноваций; 

-Оптимизации  процесса «Идея – инновация  – инвестиционный проект». Таким  образом, основными целями в  научно-технической и инновационной сфере развития нефтехимических предприятий будут являться стимулирование инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий; повышение спроса на научно-технические новшества; развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере. 
 
 

  Содержание и характеристика различных типов стратегий 

2.1.1 Государственная  инновационная стратегия. 
 

В условиях перехода к экономике знаний наличие  и реализация инновационной стратегии - необходимое условие динамичного развития как национальной экономики, так и отдельных хозяйствующих субъектов.

Главная функция  инновационной стратегии заключается  в определении основных долговременных направлений научных разработок, внедрении нововведений, обеспечении ресурсами для достижения поставленных целей. Государство гармонизирует интересы участников процесса, контролирует и регулирует инновационную деятельность.

На выбор  стратегии влияют достигнутый уровень  общественного развития, финансовые и материально-технические ресурсы государства. Отечественные ученые различают три типа инновационной стратегии: "переноса", "заимствования" и "наращивания".

Стратегия ".переноса" состоит в том, что  для освоения производства новой  продукции за рубежом закупаются лицензии на новейшие высокоэффективные научные и производственно-технологические достижения. Это делается с целью экономии времени и средств для создания и развития собственного научно-производственного потенциала, который через определенный период времени сможет обеспечить весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций (стратегия Японии в послевоенные годы).

Стратегия "заимствования" заключается в  использовании дешевой рабочей  силы для освоения выпуска продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах. Этим обеспечивается стимулирование и развитие собственного производства и научно-технического потенциала (используется в Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии).

Стратегию "наращивания" предпочитают страны, где наряду с развитием собственного научно-технического потенциала используют достижения ученых и конструкторов других стран, в том числе для разработки новшеств и их внедрения в производство и в социальную сферу (США, Англия, Германия, Франция и др.).

Информация о работе Управление инновационными процессами на предприятии