Управленческое решение как явление и как процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной курсовой работе является белорусское предприятие ОАО «Элема».
Предмет исследования – управленческие решения по выбору каналов сбыта данного предприятия.
Для достижения цели курсовой работы в ней решаются следующие задачи:
1) Изучаются теоретические основы принятия управленческих решений: понятие, сущность, виды управленческих решений, требования, предъявляемые к управленческим решениям; процесс принятия управленческих решений.
2) Приводится модель рационального выбора каналов сбыта, для чего: рассматривается сущность, понятие, уровни каналов сбыта; производится модель расчета рентабельности каналов сбыта;

Оглавление

Введение 3
1. Управленческое решение как явление и как процесс: теоретические основы 4
2. Решения по рациональному выбору каналов сбыта продукции предприятия 14
3. Управленческое решение по выбору каналов сбыта продукции ОАО «Элема» 21
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Курсовая решения 11 Документ Microsoft Word.docx

— 77.30 Кб (Скачать)

     Принятие решений  — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его  выполнения. Наиболее целостное и  наглядное представление о процессе принятия решений дает специфическая  модель, отражающая его основные стадии и порядок их следования (рисунок 1).  
 

         
 

         

         

         

         

         

       

         
 

Рисунок 1 – Последовательность принятия управленческого решения

       Примечание. Источник: [7, с.117] 

     Следует, однако, отметить, что модель эта  является идеализированной, гак как  реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и  проблем, требующих решения, как  правило, от нее отличаются. Таким  образом, структура последовательного  принятия управленческих решений во многом, фактически, определяется ситуацией  и решаемой проблемой. Рассмотрим вкратце  каждую из отдельных фаз процесса принятия управленческого решения  менеджера.

     Анализ  ситуации. Для возникновения необходимости принять управленческое решение, нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, т.е наличие управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации.

     Анализ  управленческой ситуации требует сбора  и обработки информации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней  среды и положении дел в  организации поступают к менеджерам и специалистам,  которые  классифицируют,  анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет  им выявить проблемы, которые следует  решать.

     Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы — ее определение или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему — значит наполовину решить ее.

     Существуют  два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному, проблемой считается  ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня, например, мастер может установить, что производительность труда или качество изделий на его участке ниже нормы. В соответствии с другим, под проблемой следует  понимать также и потенциальную  возможность изменения каких-либо параметров в организации в ту, или иную сторону. Объединяя оба  эти подхода, будем понимать под  проблемой расхождение между  желаемым и реальным состоянием управляемого объекта [3, с.87-89].

     Выявление и формулировка проблемы — весьма сложная процедура. Дело в том, что  в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы. Однако, не смотря на это, они не содержат очевидных целей, альтернативных путей  их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов, и доведение этих проблем  до количественной определенности (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода.

     Пользуясь медицинской терминологией, первый шаг в диагностировании сложной  проблемы — установление симптомов. Общими симптомами болезни организации  являются;

  • низкие показатели – прибыль, объем продаж, качество товаров и услуг, производительность труда;
  • высокие показатели – издержки, текучесть кадров, конфликты, напряженность в работе коллектива и тому подобное.

     Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде, однако подобно тому, как различные болезни нередко  имеют общие симптомы (головная боль может быть вызвана и обычным  переутомлением и гипертонией), различные  причины могут вызывать сходные  организационные проблемы (низкое качество товара может быть следствием как  изношенности оборудования, так и  недостаточной квалификации рабочих). Поэтому менеджеры должны более  глубоко исследовать причины  возникшей проблемы и не спешить  устранять только ее симптомы.

     Нельзя  также забывать, что все элементы и работы в организации взаимосвязаны, а решение какой-либо проблемы в  одной части организации может  вызвать появление проблем в  других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих  при этом проблем было минимальным.

     Определение критериев выбора.  Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. Например, принимая решение о приобретении нового оборудования, можно ориентироваться на критерии цены, производительности, эксплуатационных расходов, эргономичности и т.п., а в случае принятия решения о приеме на работу нового сотрудника, критериями выбора среди кандидатов могут быть: образование, опыт работы, возраст, личные качества.

     Разработка  альтернатив. Следующий важный этап — непосредственная разработка совокупности альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Менеджеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптимальный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять проблему и помогающий отсечь заранее непригодные альтернативы, критерии выбора, определенные на предыдущем этапе.

     Наряду  с положением, когда варианты решения  проблемы заранее известны или обнаруживаются без особых трудностей, часто бывают ситуации, при которых решаемая проблема не встречалась раньше, т.е. возможные  альтернативы неизвестны, и их необходимо предварительно сформулировать. В таких случаях весьма полезным может оказаться коллективное обсуждение проблемы и генерирование альтернатив (так называемый («мозговой штурм»).

     Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Такие критерии выбора были установлены на третьем этапе. С их помощью и производится выбор наилучшей альтернативы: для математического расчета рационального ее выбора используется специально построенное «дерево решений». Суть данного метода заключается в оптимизации критериев сложности проблемы и вероятности ее разрешения, а уже после этого можно вычислить и количество затраченного времени на разрешение проблемы, и связанные с этим издержки.

     Поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких критериев, а не одного, он всегда носит характер компромисса. Кроме того, при оценке возможных  вариантов решения руководитель фактически имеет дело с прогнозными  оценками сравниваемых величин, а они  всегда вероятностные. Поэтому очень  важно учитывать фактор риска, т.е. определять вероятность осуществления  каждой альтернативы. Учет фактора  риска приводит к пересмотру самого понятия наилучшего решения: им является не тот вариант, который максимизирует  или минимизирует некоторый показатель, а тот, который обеспечивает его  достижение с наиболее высокой степенью вероятности.

     Согласование  решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники организации, принимают или утверждают — другие, а выполняют — третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несет ответственность за решение, которого не разрабатывал, специалисты, готовившие и анализировавшие решение, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Между тем. хотя основные этапы последовательного принятия управленческих решений организациями и отдельными людьми совпадают, формирование решений в организации существенно отличается от индивидуального принятия решения. Именно организация, а не отдельный руководитель, должна реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности ее работы. Конечно, менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятия решений весьма существенную роль играет стадия согласования [4, с.78-79].

     В идеальном случае исполнители будут  действовать в соответствии с  решениями менеджеров, однако практика далека от идеала и так происходит не всегда. Признание решения редко  бывает автоматическим, даже если оно  явно хорошее. Поэтому руководитель должен убеждать в правильности своей  точки зрения, доказывать работникам, что его решение несет выгоды и организации, и отдельным ее членам. Практика показывает, что вероятность быстрой и эффективной реализации значительно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, внести предложения, замечания и т.п. Тогда принятое решение воспринимается как свое, а не навязанное «сверху». Поэтому лучший способ согласования решения — привлечение работников к процессу его принятия. Разумеется, этот способ не надо абсолютизировать: встречаются ситуации, когда это невозможно или не рационально и менеджер вынужден принимать решение единолично, не прибегая к обсуждениям и согласованиям, но надо помнить, что систематическое игнорирование мнения подчиненных ведет к авторитарному стилю руководства.

     Управление  реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.

     Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ  и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять, и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы [12, стр.123-125].

     Обратная  связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Однако у этой стадии последовательного принятия управленческого решения есть одна характерная особенность - она не является фактическим составляющим, или звеном цепи, а прослеживается, как бы, на подсознательном уровне, т. е. срабатывает и действует автоматически. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь, или поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.   Соизмерение   последствий   принятого   решения   и   дальнейшая   оценка   его результативности выполняется руководством, прежде всего, с помощью функции контроля.

     Контроль  и оценка результатов. Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

     Не  следует забывать, что решение  всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно  считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может  перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность — не способствовать решению проблемы, а  обострять ее. В связи с этим основная задача контроля — своевременно выявлять убывающую эффективность  решения и необходимость в  его корректировке или принятии нового решения. Кроме того, осуществление  этого этапа является источником накопления и систематизации опыта  в принятии решений.

Информация о работе Управленческое решение как явление и как процесс