Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:44, курсовая работа
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:
Введение……………………………………………………………………. 3
1 Управленческое решение………………………………………….. 4
1.1 Содержание и виды управленческих решений ………………….. 4
1.2 Сущность и функции решения……………………………………. 7
1.3 Основные стадии подготовки принятия решения……………… 10
1.4 Процесс принятия решений ……………………………………… 14
1.5 Методы принятия решений ………………………………………. 16
1.6 Индивидуальные стили принятия решений ……………………… 20
1.7 Условия эффективности управленческих решений …………….. 21
1.8 Организация и контроль выполнения решений………………….. 26
2 Элементы теории принятия управленческих решений…………. 33
3 Информационно-компьютерная поддержка управленческих решений……………………………………………………………..
39
4 Моделирование управленческих решений……………………….. 44
Заключение………………………………………………………………… 47
Список литературы………………………………………………………… 49
где xi = Aj(Sj) — исход альтернативы, который наступит в случае, если внешняя среда находится в состояниях Si, X — множество всех исходов. Обозначим, как m(Si) меру уверенности ЛПР в том, что истинным является состояние Si.
Если каждому множеству исходов Xj £ X можно поставить в соответствие число и(Хi) таким образом, что альтернатива Аj с множеством исходов Xj будет не менее предпочтительна, чем альтернатива Ak с множеством исходов Xk, в том и только в том случае, если
то величину m(Si) называют субъективной вероятностью.
Условия противодействия означают, что исходы зависят от выбора стратегии разумным противником. Изучением такого подхода занимается теория игр.
Таким образом, задачи принятия решений могут быть классифицированы по трем признакам:
• индивидуальные или коллективные;
•
со скалярным или векторным
•
в условиях определенности, риска, неопределенности
или противодействия.
3.
ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНАЯ
ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
Функционирование организации возможно исключительно при наличии информации, необходимой для выработки и реализации управленческих решений. Информация в организации образует информационные потоки, принципиальная схема которых представлена на рис. 13.
Рис. 13.
Информация в управлении
Как видно из схемы, вся информация системы управления образуется входными и выходными данными.
Входная информация для системы управления делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешними по отношению к организации являются сведения со стороны окружающей среды, которые включают характеристику потребителей, поставщиков, конкурентов, раскрывают финансово-кредитную политику, социальные и экономические тенденции, тенденции научно-технического прогресса, доступность и производительность факторов производства.
Внутренняя информация характеризует производственный потенциал организации и включает сведения о состоянии основных производственных факторов (финансы, рабочая сила, материалы, оборудование, здания и сооружения).
Выходные данные могут быть выражены в форме различных управленческих воздействий (решений), направленных на управляемую подсистему (производство). Наиболее распространенным инструментом для этих целей является план (бизнес-план).
Обратная связь пополняет внутреннюю информацию в результате производства и обеспечивает корректировку отклонений от плана в процессе функционирования организации.
Система управления (вне зависимости от происхождения (природы) системы или ее сложности) обладает свойством, которое заключается в том, что все элементы подсистем реагируют на внутреннюю и внешнюю информацию, строящуюся на основе обратной связи. Это свойство определяет природу и принципы построения и функционирования систем управления и оценки степени обеспечения процессов связи и принятия решений в организации.
Таким образом, в современном менеджменте информация становится самостоятельным фактором производства. Этому способствовало развитие повсеместного применения компьютеров для сбора, передачи, обработки и хранения информации, что, в конечном счете, привело к появлению информационных компьютерных технологий.
Широкое применение информационно-компьютерных технологий предоставляет менеджменту организации следующие возможности:
• ориентироваться на более глубокий анализ ситуаций, в которых руководители принимают решения;
• рассматривать технологии выработки и принятия решений во всей их полноте;
• в процедурах принятия решении перейти от «жестких» (hard) математических моделей к «мягким» (soft) моделям, в которых формальные расчеты комбинируются с экспертными оценками, ситуационным подходом;
• активнее использовать инновационные технологии прогнозирования, стратегического и тактического планирования;
•
повысить внимание к организационной
и психологической стороне
Главная отличительная особенность современного этапа применения информационно-компьютерных технологий заключается в возможности создавать разделенные системы поддержки решений на базе локальных вычислительных сетей и глобальной системы Интернет, обеспечивающих комплексный подход к принятию управленческих решений. В связанных между собой узлах компьютерной сети располагаются пользователи сети — менеджеры различного уровня. Каждый пользователь может независимо решать частные задачи организации, используя для этого информационно-вычислительные возможности той системы, к которой он имеет доступ пользователя.
Решение проблем общего характера организации требует привлечения знаний, информации и ресурсов, подведомственных ряду пользователей. Общую проблему они могут решить только совместно, объединяя свои локальные возможности и согласовывая принятые решения.
Наилучшие решения могут быть приняты тогда, когда менеджеру в определенный им момент выдается необходимая, надежная информация. Без информации, получаемой из надежных источников, менеджер не может осуществлять эффективное планирование и руководство деятельностью организации.
В процессе управления достаточно сложно определить, какая информация является необходимой, а какая — излишней. Объем и качество информации устанавливается опытом, поскольку реальная ценность информации определяется в процессе ее использования по результатам принятых управленческих решений.
Применение информационно-компьютерной технологии позволяет снизить интеллектуальные и психологические затраты менеджера и специалиста, что, с одной стороны, высвобождает его личные ресурсы для выполнения более ответственных задач, с другой — создает предпосылки для использования менее ценных специалистов на работах, где без вычислительной техники требовался бы менеджер или специалист с большим опытом и квалификацией. Последнее объясняется тем обстоятельством, что информационное обеспечение процесса принятия решений состоит из двух этапов: получение фактического материала (данных) и их анализ на основе имеющихся знаний у ЛПР. Компьютерное обеспечение процедур первого этапа реализуется с помощью информационных технологий, анализ характеристик которых приведен в таблице 1.
Таблица 1
Группировка информационно-компьютерных технологий
Группа информационных технологий | Назначение технологии | Область применения технологии |
Базы данных | Сбор, структуризация, хранение и предварительный анализ данных | На всех уровнях иерархии управления |
Телекоммуникации | Доступ к территориально удаленным источникам информации | Внутри организации для создания распределенных баз данных |
Компьютерная графика | Представление информации в компактном виде, удобном для восприятия ЛПР | Построение графиков, . диаграмм; отображение реальных и виртуальных (например, проектируемых) объектов |
Региональные информационные системы | Соединение баз данных с визуальным (вербальным) представлением о регионе | Управление системами, имеющими пространственное распространение |
Информационно-
В общем виде СППР можно представить в виде:
M=<S, R, I,K>,
где S — база имитационных моделей; R — база продукционных правил, которая пополняется в результате анализа принятия решений в сложных ситуациях; I— информационная база; К — базf общих знаний.
Основные этапы разработки информационно-компьютерной СППР в организации состоят в следующем:
1.
Определение основных
2.
Анализ закономерностей и
3.
Анализ и систематизация
4.
Разработка методов принятия
решений и математических
5. Комбинированная оценка опасности принятия не совсем рационального решения в условиях неопределенности.
6.
Разработка спецификации, интерфейса
и структуры информационно-
7.
Реализация и тестирование
Таким образом, для информационного обеспечения управления организацией необходимо и возможно создание информационно- компьютерной СППР. Такие системы должны иметь доступ к оперативной информации и базам знаний, хранящим способы и методы разрешения ситуаций в данной и смежных областях, должны использовать преимущества телекоммуникационных технологий Интернет. В ситуациях, когда необходимо принимать решения в короткие сроки и когда трудно, а иногда и невозможно собрать специалистов, провести консилиум или заседания совета компьютерные системы поддержки принятия решений являются не желанной целью, а становятся вынужденным вариантом в условиях ограниченных ресурсов, прежде всего временных ограничений.
4.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
Моделирование заключается в построении системы знаков (символов, формул, матриц, слов, графиков), которые воспроизводят исследуемый объект, и с помощью которых можно выявить его свойства, недоступные при изучении любым другим способом. Таким образом, моделирование позволяет получить новую информацию о свойствах исследуемого объекта на основе особого рода обработки и представления существующей и доступной информации. Главной проблемой при этом остается проблема обеспечения соответствия структуры и свойств модели структуре и свойствам реального экономического процесса, явления или объекта, т.е. проблема изоморфизма. Если модель изоморфна и имитирует наиболее существенные характеристики объекта и при этом для своего построения использует доступный инструментарий, то можно значительно сократить затраты ресурсов, в том числе времени, на изучение характеристик экономического объекта. С помощью моделей можно также исследовать процессы в будущем, формировать варианты стратегии и отбирать из них наиболее эффективный вариант.
В основе построения имитационных моделей организации лежит сбор, обработка, анализ и интерпретация информации о количественных характеристиках экономического процесса. Качественные характеристики моделируются только в той мере, в какой они могут быть выражены как показатели вектора меры какого-либо явления или процесса.
Для того чтобы модель была изоморфна исследуемому объекту, необходима, прежде всего, классификация моделей организаций, функционирующих в сложных информационных условиях, когда эти условия изменчивы, противоречивы, разнонаправленны.
Моделирование
процессов поведения
Экономическая модель организации — это комплекс технико-технологических, организационных, финансово-экономических и иных документов, с помощью которых имитируется реальное состояние организации. Такая модель представляет системный пакет информации о факторах, параметрах, критериях оценки деятельности организации во времени, в разрезе его функциональной деятельности. К классу экономических моделей относятся:
• паспорт организации;
• бизнес-план;
Информация о работе Управленческие решения и методы их принятия