Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:44, курсовая работа
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:
Введение……………………………………………………………………. 3
1 Управленческое решение………………………………………….. 4
1.1 Содержание и виды управленческих решений ………………….. 4
1.2 Сущность и функции решения……………………………………. 7
1.3 Основные стадии подготовки принятия решения……………… 10
1.4 Процесс принятия решений ……………………………………… 14
1.5 Методы принятия решений ………………………………………. 16
1.6 Индивидуальные стили принятия решений ……………………… 20
1.7 Условия эффективности управленческих решений …………….. 21
1.8 Организация и контроль выполнения решений………………….. 26
2 Элементы теории принятия управленческих решений…………. 33
3 Информационно-компьютерная поддержка управленческих решений……………………………………………………………..
39
4 Моделирование управленческих решений……………………….. 44
Заключение………………………………………………………………… 47
Список литературы………………………………………………………… 49
2.
Использование целевых
3. Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений. В данном случае (особенно на начальной стадии процесса принятия решения) сбор и обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству. Такой подход способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.
4. Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего) руководителя. В данном случае формируется иерархия в принятии решений, т.е. каждый низший руководитель решает свои проблемы (принимает решения) со своим непосредственным руководством, а не с вышестоящим руководством, минуя своего непосредственного начальника.
Как
уже отмечалось, выбор лучшего
варианта решения ведется путем последовательной
оценки каждой из предлагаемых альтернатив.
Определяется, насколько каждый вариант
решений обеспечивает достижение конечной
цели организации. Этим и обусловливается
его эффективность. т.е. решение считается
эффективным, если оно отвечает требованиям,
вытекающим из решаемой ситуации и целей
организации (рис. 5).
Рис. 5. Требования,
предъявляемые к управленческим решениям
Во-первых, решение должно быть эффективным, т.е. наиболее полно обеспечивать достижение поставленной организацией цели.
Во-вторых, решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
В-третьих, своевременность решения. Речь идет о своевременности не только принятия решения, но и достижения целей. Ведь когда решается проблема, события развиваются. Может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем. Она была хороша в прошлом.
В-четвертых, обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.
В-пятых, решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальные, абстрактные решения. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение должно быть эффективным и соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.
В достижении эффективности решений особую роль играет методы доведения принятых решений до исполнителей. Доведение решений до исполнителей начинается обычно с расчленения альтернативы на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате каждый сотрудник получает конкретное собственное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей и целого ряда других объективных и субъективных факторов. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективности принятого решения.
В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений:
1)
решение было недостаточно
2) решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;
3) решение четко сформулировано, и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;
4)
решение было грамотно
Изложенное свидетельствует о том, что эффективность решения зависит не только от его оптимальности, но и от формы доведения до исполнителей (оформления решений и личных качеств руководителей и исполнителей). Организация исполнения принятых руководством организации решений как специфическая деятельность менеджера предполагает, что он держит решения в поле зрения, находит способ влияния на них, управляет ими. Команда «приступить к исполнению решения» не может быть дана раньше, чем у руководителя не будет уверенности, что все звенья, участвующие в исполнении, правильно поняли свои задачи и имеют все средства для их выполнения.
Главный смысл всей работы по доведению задач до исполнителей состоит в том, чтобы построить в сознании некий образ (технологию) будущей работы по выполнению управленческого решения. Первоначальное впечатление о будущей работе формируется у исполнителя при получении и восприятии задания. После этого идея (модель задания) уточняется, обогащается посредством ее адаптации к реальным и объективным условиям внутренней и внешней среды. На этой основе и разрабатывается технология выполнения решения (идеальная модель деятельности исполнителя по выполнению задания менеджера).
Следует
иметь в виду, что для того, чтобы
модель деятельности исполнителя была
выполнена в соответствии с первоначальной
идеей менеджера, к ней (модели) предъявляют
ряд требований (рис. 6).
Рис. 6. Требования
к технологии выполнения управленческих
решений
1.
Полнота модели решения
2.
Точность модели необходима
3.
Глубина отражения
4.
Стрессоустойчивость и
5. Гибкость модели - критерий, который как бы противоречит всем указанным выше. Очевидно, что абсолютно жесткий, не поддающийся образ может быть приемлемым в застывших и неизменных структурах, которых в природе и обществе нет и быть не может. Проблема в том, чтобы выбрать оптимальное соотношение между стабильностью (неподвижностью) и гибкостью модели.
6.
Согласованность модели
7.
Мотивация модели решения.
1.8.
Организация и контроль
выполнения решений
Можно выделить три основных элемента организации выполнения решения.
Первый – это повышение уровня мотивации исполнителей принятого решения. Мотивация выполнения принятого решения начинается с организационных мероприятий по совершенствованию структур и технических средств его доведения до исполнителей.
Другой важный элемент организации выполнения решения – маневр кадрами, ресурсами, а также создание оперативных резервов.
Наконец, третий элемент организации выполнения решения – контроль. Это особый вид целенаправленной аналитической деятельности органов управления, основная функция которой состоит в том, чтобы обеспечить выполнение принятых решений, планов, программ в намеченные сроки.
Организовать выполнение решения - задача не из легких, требующая знания людей, их возможностей, сил, средств и методов исполнения.
Организация выполнения решений - это специфическая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И если на этапе подготовки и принятия решения руководитель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации исполнения решения он сталкивается с реальной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной.
Недостаточно опытный руководитель, мысленно оперирующий вещами и событиями, привыкает к легкости манипулирования идеальными представлениями и неосознанно допускает свободную манеру обращения с реальными ситуациями. В результате такого менеджмента принимаемые решения оказываются непосильными и на практике не выполняются. Здесь следует учитывать, что руководитель организует не свою собственную деятельность, а труд других людей.
Это суть две разные вещи, ибо организацию выполнения решений также нужно организовывать. Исполнители должны получить четкую информацию о том, кто, где, когда и какими средствами должен осуществлять действия, соответствующие принятому решению. Необходимо разработать план его реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих достижение целей решения с минимальными издержками. Одним из механизмов, обеспечивающих успешное выполнение решений, является установление и структуризация коммуникаций в фирме. Задача состоит в оптимальном построении структуры коммуникаций управленческих работников и исполнителей. Структуры таких коммуникационных сетей могут быть различными, а связи между передающей стороной (коммутатором-руководителем) и воспроизводящей стороной (исполнителем) могут существенно различаться. В связи с этим можно выделить наиболее часто встречающиеся в организации коммуникации: цепочную, многосвязную, звездную и иерархическую.
При
цепочной структуре
коммуникаций (рис.7) решение, передаваемое
с одного конца на другой, становится известно
всем исполнителям и всеми обсуждается.
Все связи в такой коммуникации одинаковы,
а командный стиль руководства отсутствует.
Такая структура взаимоотношений распадается,
если нарушается связь между двумя участниками
коммуникации.
Рис. 7. Цепочная
структура коммуникаций
В многосвязной структуре коммуникаций (рис. 8) все ее участники связаны между собой. Ее отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Отношения командования ярко выражены. В практике управления наиболее часто встречается на уровне первичного коллектива.
Рис. 8. Многосвязная структура коммуникаций
И-
исполнитель; Р- руководитель
В звездной структуре коммуникаций (рис.9) ярко выражен «коммутатор-руководитель», через которого передаются все задачи. Все связи замыкаются на нем (Р). Устойчивость и скорость передачи информации невысокие.
Рис. 9. Звездная
структура коммуникаций
Для
иерархической структуры
коммуникаций (рис. 10) характерны ярко
выраженные командные отношения. Промежуточные
ступени одновременно являются и подчиненными
и командными.
Рис. 10.
Иерархическая структура коммуникаций
Организационно-
Таким образом, организация исполнения решений немыслима без контроля. Контроль исполнения решений является заключительной (завершающей) стадией управленческого цикла. Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию об исполнении решения, достижении организацией поставленных целей.
Главное
назначение контроля состоит в своевременном
обнаружении возможных
Информация о работе Управленческие решения и методы их принятия