Управленческие решения и их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Оглавление

1.Введение.
2.Понятие, значение и место управленческих решений в процессе управления.
3. Характеристика, классификация и требования к управленческим решениям.
4. Технология принятия и реализации управленческих решений.
5. Экономическая и социальная эффективность управленческих решений.
6. Заключение
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

Один из известных подходов к  оценке эффективности управления состоит  в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат  деятельности достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность выражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система линейных показателей экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической эффективности  управления в широком смысле используются следующие обобщающие показатели: эффективность  ресурсная и эффективность затратная.

Частных показателей экономической  эффективности деятельности трудового  коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы  и производительности труда и  т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

- степень выполнения заказов  потребителей;

- доля объема продаж фирмы  на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

- своевременность выполнения заказа;

- полнота выполнения заказа;

- оказание дополнительных услуг;

- послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют  следующие показатели:

обобщающий показатель          Эу= Д(доходы) управ./З(затраты)

Частные показатели:

- доля административно-управленческих  расходов в обще сумме затрат  предприятия,

- доля численности управленческих  работников в общей численности работающих на предприятии,

- нагрузка управляемости (фактическая  численность paботающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

- доля решений, принятых по  предложению работников трудового  коллектива;

- количество работников, привлеченных  к разработке управленческого  решения.

К частным показателям социальной эффективности относятся: степень  технической оснащенности управленческого  труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень  кадров и т.п.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные  календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно - географических и экономических условиях, позволяют  сделать вывод об эффективности  работы аппарата управления.

Изложенный подход к оценке эффективности  правомерен как для характеристики результативности работы аппарата целом, так и для оценки конкретных решений. Эффективность отражает результативность, в истекшем периоде. Эта изложенная методология оценки вполне приемлема  для отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь  глобальном варианте, а допуская некоторое  упрощение расчета.

 

Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование  объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой  деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического  характера.

Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность  коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий (проведенных в рамках принятого  решения) понимается соизмерение затрат на их организацию проведение и полученных результатов;

во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический  эффект, т.к. в достигнутых результатах  содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов  и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы.

в-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой - на повышение экономических  показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений  включает расчет социальной и экономической  эффективности;

в-четвертых, точный расчет эффективности  решений требует строгого учета  доходов и расходов по отдельным  товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование  так называемых, удельных показателей - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота  и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов (либо на 1 тыс. рублей товарооборота  издержек).

При анализе годовой эффективности  коммерческих решений целесообразно  принимать во внимание факторы организационно-технического порядка, при которых совершалась  их разработка: качественный состав работников, укомплектованность специалистами, стабильность кадров, обеспеченность вычислительной техникой и др. Это способствует повышению степени объективности оценки. Одновременно по результатам анализа условий работы могут приниматься необходимые меры по ее улучшению.

Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, - трудная задача и для опытных  руководителей. По разным причинам эффект может не соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к максимизации эффекта, ибо недостаточная эффективность квалифицируется как « брак » в работе менеджера. Отдельные известные экономисты неэффективную работу считают безнравственной. В данном контексте заслуживает внимания рассмотрение вопросов ответственности руководителей, в том числе нравственной, за принятие управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

Центральное место в процессе управления принадлежит управленческому  решению, Решение — это выбор  альтернативы. Вместе с тем решение  — это результат управленческого  труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе управления, классифицируют по различным признакам: уровню управления; масштабу воздействия; содержанию; характеру; форме подготовки и принятия; частоте повторяемости и в зависимости от полноты и достоверности информации.

К управленческим решениям предъявляется ряд общих требований, важнейшими из которых являются минимум  корректировок, сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение, единство распорядительства, согласованность, обоснованность, конкретность, полномочность, своевременности

Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений подразделяется на три фазы, каждая из которых в свою очередь  включает определенные этапы. Так, фаза подготовки управленческого решения  состоит из следующих этапов: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка, вариантов решения. Фаза принятия управленческого решения  подразумевает два этапа: анализ предлагаемых вариантов и выбор     оптимального " варианта.     Заключительная фаза — организация выполнения управленческих решений охватывает такие элементы, как доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана, контроль исполнения.

В целях оптимизации управленческих решений используются методы математического  моделирования, метод экспертных оценок, мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.

Подготовка, принятие и организация  выполнения управленческих решений  требуют информационного обеспечения. Информация — это совокупность сообщений  об изменениях в системе управления и ок­ружающей ее среде. Информация, используемая в процессе управления торговлей, классифицируется по различным признакам. В частности, различают информацию: торгово-оперативную; входящую, исходящую и внутреннюю; первичную и производную; хранящуюся определенный срок и хранящуюся постоянно; однократного и многократного использования,

Основным носителем информации является документ. Все виды работ  по оформлению, написанию и обработке  документов охватывает делопроизводство — специальный раздел управления.

 

 

 

7.Список литературы.

1. Основы менеджменты под ред. Румянцевой, Издательство: М.: ИНФРА-М Год: 2007;

2. Основы менеджмента. Веснин В.Р. Издательство: Проспект (ТК Велби), Год: 2007;

3. Гражданский Кодекс Российской федерации;

4. «Основы менеджмента. Учебное пособие» Пустынникова Екатерина  Васильевна, Издательство: Кнорус, год выпуска: 2010,

5. Управленческие решения. Учебный курс .Методическое пособие В.Б. Ременников 2010.

6. Смирнов Э.А., Селезнев В.Н. Управленческие решения. - М.: Изд-во Национального бизнеса, 2008;

7. Иванов А.П. Менеджмент. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управленческие решения и их эффективность