Трудовые ресурсы и показатели их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Ускоренное социально-экономическое развитие страны, всемерная интенсификация производства на основе научно-технического прогресса предполагают эффективное использование трудового потенциала общества. От того, насколько полно и рационально используются трудовые ресурсы, во многом зависят темпы экономического и социального развития, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей советских людей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……...4
1.1.Понятие трудовых ресурсов и их классификация…………………………………… ..4
2.2.Показатели использования трудовых ресурсов………………………………………...8
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Авиасинтез»……………………………………………………………………………27
2.1. Задачи анализа…………………………………………………………………….…..…27
2.2. Анализ динамики численности персонала…………………………………………….27
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов……………………………………………29
2.4. Анализ производительности труда……………………………………………………30
2.5. Анализ фонда оплаты труда…………………………………………………………….32
2.6. Выявление влияния мероприятий по улучшению организации труда………………33
2.7. Изучение выводов анализа организации труда на предприятии…………………….33
Заключение………………………………………………..…………………………………..36
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая по норм труд ресурсы.doc

— 319.00 Кб (Скачать)
 
 

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М. ГУБКИНА»

    КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ И  ПЕРСОНАЛОМ 
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО КУРСУ

    "ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ"

    НА  ТЕМУ:

«Трудовые ресурсы и показатели их использования» 
 
 

Руководитель  курсовой работы:                                    Выполнил: 

Аленина Ксения Николаевна                                          Студентка Аджиева А.С. 

Оценка: ________ Группа: ЭУ-09-1 

Подпись________     Дата__________                     Подпись________     Дата__________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

Оглавление: 

Введение……………………………………………………………………………………....3 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……...4 

1.1.Понятие трудовых ресурсов и их классификация…………………………………… ..4 

2.2.Показатели использования трудовых ресурсов………………………………………...8 

Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Авиасинтез»……………………………………………………………………………27 

2.1. Задачи анализа…………………………………………………………………….…..…27 

2.2. Анализ динамики  численности персонала…………………………………………….27 

2.3. Анализ использования  трудовых ресурсов……………………………………………29 

2.4. Анализ производительности труда……………………………………………………30 

2.5. Анализ фонда  оплаты труда…………………………………………………………….32 

2.6. Выявление  влияния мероприятий по улучшению организации труда………………33 

2.7. Изучение  выводов анализа  организации  труда на предприятии…………………….33 

Заключение………………………………………………..…………………………………..36 

Список использованной литературы………………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Ускоренное  социально-экономическое развитие страны, всемерная интенсификация производства на основе научно-технического прогресса предполагают эффективное использование трудового потенциала общества. От того, насколько полно и рационально используются трудовые ресурсы, во многом зависят темпы экономического и социального развития, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей советских людей.

    Повышение уровня научного управления трудовыми  ресурсами приобретает в наши дни все большее значение, это один из важнейших резервов роста производительности труда. Управлять трудовыми ресурсами — значит с учетом общественных потребностей подготовить квалифицированные кадры; оптимально распределить их между отдельными отраслями и территориями страны; эффективно использовать ресурсы труда в народном хозяйстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

ИЗУЧЕНИЯ  ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 

  1.1. Понятие трудовых ресурсов и их классификация

    К трудовым ресурсам относится та часть  населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и  навыками труда в соответствующей  отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

    В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность первой и второй групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

    Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить  и в настоящее время, хотя, как  об этом будет сказано ниже, требования рыночной экономики делают необходимым  переход нашей статистики к принятому  в международной практике иному  учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).

    Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

    Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны.

    Так, в первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К. концу второй пятилетки (1935- 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста - 16 лет.Верхняя граница это выход работника на пенсию.

    Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в  зависимости от возраста все население  может быть разделено на три группы:

  • лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);
  • лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 да 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;
  • лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

    Во-вторых, в зависимости от способности  к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны  в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

    Исходя  из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:

          1) население в  трудоспособном возрасте за исключением  инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;

          2) работающие лица  пенсионного возраста;

          3) работающие подростки  в возрасте до 16 лет. По российскому  законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу  по достижении ими 15-летнего  возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда. Не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

    Численность всего населения и его возрастная структура в разные годы показаны в таблицу 1.

          Таблица 1

Численность населения России и его возрастная структура

  Численность всего В том  числе население в возрасте
Годы населения на начало года Моложе тру- Трудоспо- Старше тру-
  млн. чел. % доспособного собного доспособного
2007 142,2 100,0 24,5 57,0 18,5
2008 142,0 100,0 24,1 56,6 19,3
2009 141,9 100,0 24,0 56,0 20,0
2010 141,7 100,0 22,5 55,9 21,6
2015 (прогноз) 137,1 100,0 20,1 54,9 25,0

 

    Как видно из таблицы 1, прослеживаются тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. К 2015 году в России прогнозируется заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, т.е. старение населения, что в дальнейшей перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.

    С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую  международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

    Экономически  активное население (рабочая  сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

    Численность этой группы населения включает занятых  и безработных.

    К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:

    а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного  рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;

    б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

    в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

    К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

    а) не имели работы и заработка;

    б) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

    в) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации  предприятий, помещали объявления в  печати или предпринимали шаги к  организации собственного дела;

    г) были готовы приступить к работе;

    д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости;

    Для отнесения лица к категории «безработный»  необходимо одновременное наличие  у него четырех первых условий.

    Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

    Экономически  неактивное население  - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

    а) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

    б) лица, получающие пенсии по старости и  на льготных условиях;

    в) лица, получающие пенсии по инвалидности;

    г) лица, занятые ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

    д) отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;

Информация о работе Трудовые ресурсы и показатели их использования