Трудовой коллектив предприятия как объект управления на примере ООО "Втормет+"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях формирования рыночной политики в России, существования разнообразных форм собственности, рынка и конкуренции существенно изменяется роль и значение трудовых коллективов. Остро встает вопрос об эффективном управлении организацией и совершенствовании в подходах управления. Изучением и решением этих вопросов уделяется огромное внимание в менеджменте.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Общее понятие трудового коллектива предприятия……………….5
Сущность трудового коллектива предприятия и его структура………………………………………………………....................5
Формальные и неформальные группы и их влияние на образование трудового коллектива предприятия....................................10
1.3. Социальная и психологическая структура трудового коллектива предприятия………………………………………………….....................14
1.4. Лидерство как социально-психологическое явление и его влияние на деятельность трудового коллектива предприятия………………...20
Глава 2. Трудовой коллектив ООО «Втормет+» как объект управления………………………………………………………………….........30
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Втормет+»…………30
2.2. Социально-психологическая характеристика коллектива ООО «Втормет+»………………………………………………………………32
Заключение…………...............…………………………………………........…36
Философия менеджмента……………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Мой курсач.docx

— 79.89 Кб (Скачать)

Способом поддержания  бытовой и общественной дисциплины в коллективе является общественное мнение и личная сознательность.

3. Активность большинства членов коллектива можно оценить как высокую. В коллективе принято высказывать свое мнение и вносить предложения. Большинство работников имеют свой взгляд на организацию рабочего процесса и досуга и эти вопросы обсуждаются как в самом коллективе так и на уровне руководства. Это происходит благодаря достаточно тесному контактированию коллектива с руководителями и заинтересованности управления во мнении работников. Также высокая активность спровоцирована тесным общением внутри коллектива и благоприятной дружеской обстановкой, приводящей к отсутствию страха высказывать свое мнение. Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.

4. В коллективе ООО «Втормет+» организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Коллектив достаточно высокоорганизован: в рабочем процессе каждый выполняет свои задачи и функции. Такое четкое разделение обязанностей, на мой взгляд, стало возможным благодаря специфическим особенностям должностей (сварщик – бухгалтер - менеджер), высокому профессионализму и образованности работников (не требуется помощи и вмешательства), а также благодаря тому, что коллектив предприятия невелик.

5. Особенно высоко можно оценить сплоченность коллектива. Между членами коллектива существует общность взаимодействия, практически не случается проблем в общении и серьезных конфликтов. В коллективе нет явных антипатий, существуют лишь более тесные дружественные связи внутри.  На состояние сплоченности данного коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов.

Отрицательным последствием высокой сплоченности коллектива является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива.

Стиль управления руководителя ООО  «Втормет+» трудовым коллективом можно характеризовать как преимущественно демократический, и ситуативный в конкретных исключительных случаях.

В целом моральный климат трудового  коллектива ООО «Втормет+» можно оценить как благоприятный, стабильный, доброжелательный, дружественный. Об этом свидетельствуют такие показатели, как отсутствие текучести кадров, результативность труда, наличие духа сотрудничества, поддержки и взаимовыручки, признание членами коллектива престижности их предприятия и уважение и признание руководителя.

Хорошо известно, что общественные производственные отношения в России значительно отличаются от аналогичных во многих других странах, прежде всего более тесными личными и эмоционально окрашенными связями, которые не позволяют реализовать многие модели управления, связанные с применением властных функций без потенциальной угрозы конфликтов. Это доказывает и подтверждает анализ коллектива ООО «Втормет+».  Специфика управления коллективом предприятия основывается на эмоционально окрашенной и субъективно значимой деятельности, тесно сопряженной с межличностным общением. Эффективность профессиональной деятельности в значительной степени связана с личностью управленца и лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Трудовой коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений  между членами группы.

Управление – это процесс взаимодействия доминирующей подсистемы  с другими элементами системы для достижения определенной общей цели

Тема  управления и социально-психологической диагностики коллектива является достаточно обширной и интересной в современном менеджменте, особо актуальной в практике управления. Роль и значение трудовых коллективов в развитии общества огромны. От эффективности и качества труда работников в конечном счете зависят процветание общества, уровень и качество жизни людей.

В рамках первой главы проекта представлена теория по вопросу трудовых коллективов и управления ими: понятие и структура трудового коллектива, формальные и неформальные группы, социальная и психологическая структура трудового коллектива, лидерство.

В практической части курсового  проекта, во второй главе, проведен анализ и дана характеристика конкретного трудового коллектива, на примере ООО «Втормет+». Результаты проанализированы и сделаны выводы.

В связи с вышеперечисленным можно констатировать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

При написании курсового проекта  были рассмотрены и использованы не только учебные пособия по экономическим  дисциплинам, но и интернет –ресурсы.

 

 

 

Философия менеджмента

Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». В недавнем времени этим термином обозначали умение управлять лошадьми. В настоящее же время речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно. Из фундаментального «Оксфордского словаря» можно извлечь следующие его значения:

1) особого  рода умелость;

2) власть и искусство толкования;

3) способ, манера общения с людьми;

4) административная  единица.

Таким образом, данный термин можно рассматривать  с разных сторон. Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая  с помощью управленческого искусства  достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др. Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение  целей организации путем рационального  использования ресурсов.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Категория менеджмента – это наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Для определения содержания менеджмента необходимо выделить:

1) основные  функции;

2) виды;

3) методы;

4) принципы.

Можно выделить три группы функций:

1) общие;

2) социально-психологические;

3) технологические.

Все функции  менеджмента тесно связаны между  собой. Их взаимодействие составляет четкую структуру.

Виды менеджмента – определенные области управленческой действительности, связанной с решением определенных задач менеджмента.

Методы менеджмента – это система правил и различных процедур, решение различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Можно выделить три группы методов в исследованиях:

1) методы  управления функциональными подсистемами организации;

2) методы  управления функциями менеджмента;

3) методы  подготовки и принятия управленческих решений.

Принципы менеджмента – какие-либо закономерности, устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Большое внимание на современном этапе уделяется человеческому фактору в управлении. В связи с этим появилось много трудов, связанных со спецификой личности человека, развитием его лидерских качеств и способностей, работ, посвященных управлению как одним человеком, так и группой людей. Особое внимание уделяется мотивации труда персонала.

Технология менеджмента. Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности.

Процессный подход. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество  выполнения предыдущего этапа - необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими  процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации  протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию  процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему  процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием  все процессы подразделяют на три группы:

    * основные, которые связаны непосредственно  с производством продукции;

    * обеспечивающие процессы осуществляют  поддержку основных процессов  (снабжение, управление персоналом  и ДР.);

    * управленческие процессы включают  процессы по установлению целей  и формированию условий для  их достижения.

Все перечисленные  процессы взаимосвязаны между собой  и образуют единую систему.

Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с  внешней средой акцент переносится  на выявление и описание ее неразрывной  связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

Ситуационный подход к управлению. Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных  приемов и концепций с конкретными  ситуациями функционирования предприятия  для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями  и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность  деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения  проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных  концепций, принципов, методов в  зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

Функции управления – это однородные по содержанию и направленности цели виды управленческой деятельности. Функции бывают общие и специфические. Общие: планирование (прогнозирование), организация, мотивация, контроль.

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах, и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Виды планирования: стратегическое (более 5 лет), среднесрочное (1-5 лет), текущее (до 1 года).

Организация – процесс создания и формирования структуры предприятия, распределение функций между подразделениями и установление ответственности.

Мотивация – процесс побуждения работника к достижению цели организации.

Контроль – это управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в текущие моменты времени. Включает в себя функцию учета, анализа, оценки.

Специфические функции. Организаторы производства при классификации функций управления используют принцип управленческой деятельности, учитывая специфику объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. МГУ., 1990.

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. - М.: Дело,1998 - 231 с.

3. Брендель С„ Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М„ Мир, 1984.

4. Вудкок М„ Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

5. Громова 0. Н. Конфликтология. М„ 1993.

6. Донцов А. И. Психология коллектива. МГУ, 1984.

7. Дизель П. М., Мак—Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993.

Информация о работе Трудовой коллектив предприятия как объект управления на примере ООО "Втормет+"