Теоретические основы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: предложить основные пути совершенствования системы управления персоналом в организации.
Цель позволила сформировать задачи, которые решались в работе:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом.
2. Проанализировать систему управления персоналом в организации.
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управлением персонала в органах местного самоуправления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Сущность основных понятий системы управления персоналом
1.2. Характеристика методов управления персоналом
1.3. Оценка эффективности управления персоналом
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Краткая характеристика деятельности организации
2.2. Анализ состояния кадров в организации
2.3. Анализ основных проблем управления персоналом в организации
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3.1. Совершенствование структуры управления персоналом
3.2. Совершенствование системы мотивации персонала
3.3. Основные направления повышения эффективности процесса подготовки и переподготовки кадров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

прим.диплома.docx

— 144.92 Кб (Скачать)

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к  решению проблем совершенствования  системы управления персоналом. Системный  подход ориентирует на раскрытие  системы управления персоналом в  целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, методов управления людьми, управленческих решений.

Системный подход к развитию персонала  в социальной работе.

Существуют и в той или  иной мере совершенствуются следующие  системы:

  1. Система развития знаний, навыков и умений.
  2. Система улучшения условий труда и отдыха.
  3. Система развития содержания труда.
  4. Система развития средств труда.
  5. Система развития мотивации.
  6. Система изменения оплаты труда.
  7. Система социальной защиты самих «защищающих».
  8. Система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.
  9. Система улучшения психологического климата в коллективе.

Перечень этих систем показывает, что развитие персонала связано  со всеми составляющими процесса труда, а именно: сам «человек работающий», условия, выполняемая работа, средства труда, мотивация, социальная защита, возможность  психологического восстановления, климат в группе, коллективе.

Выборочные опросы специалистов и  руководителей подразделений учреждений социальной защиты населения позволили  определить уровень развития каждой из систем в общей системе управления персоналом. Всего выделяется девять видов систем развития управления персоналом.

Все девять систем можно сгруппировать  в три блока.

Первый блок – благополучного уровня – развитие знаний, навыков и  умений персонала, содержания труда, улучшение  психологического климата в группе, коллективе.

Второй блок, среднего и ниже среднего уровня, - развитие средств труда  и мотивации персонала (исключая оплату труда), улучшение условий  труда и отдыха.

Третий блок, или блок неблагополучия и супернеблагополучия, изменение  оплаты труда, системы защиты самих  «защищающих» и психологической  разгрузки, снятия напряженности после  рабочего дня, рабочей недели.

Отчет «уровня вниз» идет от первого  блока.

Доминирующими системами развития персонала в структурах социальной защиты и помощи является первая, третья и девятая. Это объясняется следующими обстоятельствами. В последнее время  появились большие возможности  для получения высшего образования (в том числе и второго), повышения  квалификации.

Во втором блоке (среднего и ниже среднего уровня) системы развития персонала оказались системы  условий работы и отдыха, средств  труда и мотивации персонала.

И, тем не менее, не наблюдается  «критической» текучести кадров, что объясняется невозможностью трудоустроиться в других местах.

Проблема развития персонала даже в условиях антимотивации не теряет смысла. Этот кажущийся парадокс объясняется  тем, тем что люди, продолжая свою жизнедеятельность, реагируют на попытки  локальных улучшений, позитивных изменений, которые набирая так называемую «критическую массу», приводят к уменьшению антимотивов и усилению позитивной мотивации.

И, наконец, самый неблагополучный  блок в системе управления персоналом – оценка и оплата труда, социальная защита самих «защищающих», психологическая  разгрузка, снятие напряженности после  рабочего дня, рабочей недели.

На практике имеет место своеобразный «предел выполнения работы в соответствии с размером заработной платы». То есть работник «расходует себя» настолько, насколько его «оценили». Это  не совсем прямая зависимость, так как  в конкретных ситуациях срабатывают  факторы морального порядка –  сострадание, отзывчивость, участливость, мнение группы, коллектива и т.д.

На фоне других систем развития персонала  оплата труда расценивается как  самая консервативная, негибкая, не приводящая в действие один из ведущих  интересов «человека работающего» - материальный. Поэтому подвижки в  других системах расцениваются как  своеобразные компенсации за недостаточную  заработную плату.

Для системы социальной защиты, весьма значимой была названа проблема «защиты  самих защищающих». Так как поведение  людей, которые обращаются за помощью -  было непредсказуемым. Это приводит не только к психологическим расстройствам, но и травмам защищающих.

То есть необходимо, прежде всего, соответствующее законодательство, которое бы обеспечивало правовую защиту работников системы социальной работы от различных посягательств.

Как весьма значимую и болевую расценивают  проблему психологической разгрузки, снятия напряжения. Поскольку большинство  работающих в системе социальной системы женщины, то они волей  – неволей аккумулируют в себе все происшедшее за рабочий день и приносят психологическое напряжение в свою семью.

В некоторых местах уже предприняты  организационные и профессиональные усилия по решению этой весьма значимой проблемы, переводу ее в одну из систем развития персонала. Но это только начало. И поэтому вопрос остается неблагополучным.

Таким образом, системный подход к  развитию и управлению персонала  позволяет сделать выводы.

В каждой конкретной системе целесообразно  выявлять, систематизировать и определять приоритетные проблемы, практическое решение которых обеспечивает получение  необходимых результатов по управлению и развитию персонала. Состояние  каждой из этих проблем может быть описано и оценено. Далее с  учетом имеющихся ресурсов, определяются те параметры, практическое достижение которых необходимо и возможно через  определенный период времени. То есть развитие персонала – это не стихийный, а управляемый процесс, имеющий  целевую направленность.

 

1.3. Оценка  эффективности управления персоналом

 

Эффективность управления персоналом -  полная реализация поставленных целей. Это во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы  управления персоналом организации. Позволяет  понять механизм его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.15

В руководстве людьми нет абсолютных истин, так как у каждого свой неповторимый характер, навыки, умения, достоинства и недостатки, и потому все руководители ведут себя по –  разному в одинаковых обстоятельствах. Успешное руководство – это функция  трех переменных: руководителя, подчиненного и изменения ситуации16.

Управлять людьми труднее всего, потому что они – самый трудный  объект, и руководителю необходимо постоянно помнить, что «правильное» их поведение может быть вызвано только «правильным» его поведением. Он должен демонстрировать свою силу и уверенность и одновременно спокойствие и при этом дружелюбно и уважительно относиться к подчиненным, поддерживать у них чувство самоуважения, меньше думать об их слабостях и недостатках и не упрекать за промахи и ошибки (люди без изъяна – скорее всего посредственности), никого не ставить постоянно в пример другим, не заводить любимчиков (особенно в разнородном коллективе).  Но следует немедленно реагировать на изменения поведения путем выдвижения ясных требований17.

Управление идет по следующим направлениям:

  • изменение численности работников и форм занятости;
  • изменение структуры персонала;
  • изменение мотивации персонала и т.д.

Для этого используются различные  методы, имеющие отношение к технологии работы с кадрами: подбор, наем, требования при найме, обучение и продвижение, оценка и оплата труда и т.д.

Практически любая организация  постоянно испытывает потребность  в персонале, на которую влияют различные  факторы: рыночные, технологические, квалификационные, организационные, социальные, государственная  политика в области занятости  и прочее.

Потребность в кадрах организация  удовлетворяет в процессе их набора и создания резерва работников для  занятия вакантных должностей. Из них впоследствии можно отобрать наиболее подходящих лиц.

Набор начинается с поиска и выявления  кандидатов как внутри организации, так и за ее пределами с учетом требований к ним и величины необходимых  затрат. Для замещения должностей, требующих от работников особенно высоких  профессиональных качеств, применяется  конкурсная система отбора кадров.

Различают внутренние и внешние  источники привлечения кандидатов на работу18. Внутренние источники – это люди, работающие в организации. Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны. Это: внутренний конкурс; совмещение профессий; ротация.

Преимущества привлечения своих  работников заключаются в возможности  планирования этого процесса, низких затратах, предоставлении людям перспектив служебного роста, повышающих их удовлетворенность  работой, веру в себя; сохранении основного  состава при сокращении штатов и  быстром заполнении вакансий при  освобождении должностей; хорошем знании претендентами организации, обеспечивающей им нелегкую адаптацию известности  их самих; безболезненном  решении  проблемы занятости сокращении текучести  кадров.

В целом внутренне привлечение  кадров считается более предпочтительным, но оно имеет и свои недостатки: характеризуется малым числом вакансий, ограничивает выбор места приложения труда; требует дополнительных затрат на переобучение; приводит к напряженности  в коллективе вследствие внутренней конкуренции; позволяет продвигать «нужных людей»; снижает активность оставшихся «за бортом»; сохраняет  дефицит рабочей силы.

К внешним источникам подбора персонала  относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в  ней в настоящий момент. Среди  них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники  службы персонала раньше встречались  по вопросу трудоустройства (из так  называемого списка ожидания), так  и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.

Преимуществами найма персонала  со стороны считаются широкие  возможности выбора кандидатов; появление  новых идей о развитии организации, которые они с собой приносят; снижение общей потребности в кадрах за счет привлечения дополнительных людей.

К недостаткам такой формы можно  отнести: большие затраты, ухудшение  морально-психологического климата  вследствие конфликтов между новичками  и старожилами; высокая степень  риска из-за неизвестности человека; плохое знание им организации и потребность  в длительном периоде адаптации.

При определении требований к кандидатам необходимо различать: необходимые  требования, желательные требования и противопоказания. Также необходимо помнить, что требования должны быть реалистичными.

Отбором называется процесс сбора  информации для принятия решения  о приеме на работу19.

Этапы процесса отбора:

а) получение заполненных анкет;

б) собеседование;

в) тестирование;

г) сбор информации о прежних занятиях и должностях кандидатов;

д) прохождение медицинской комиссии;

е) установление испытательного срока.

Перед собеседованием с кандидатом необходимо уточнить:

  1. Что обязательно должно  быть в поведении, реакциях, знаниях, умениях, навыках, опыте работы у кандидата.
  2. Чего категорически не должно быть у кандидата.

Во время собеседования решаются следующие задачи (Приложения 8, 9, 10, 11):

  • определение профессионального уровня кандидата;
  • выявление личностных качеств кандидата;
  • выявление содержания задач, выполняемых на прежней работе, его полномочий, сферы ответственности и обязанностей;
  • определение опыта: жизненный, трудовой, интересы, устремлений, желаний и планов;
  • особенности мышления кандидата, его речь и невербальное поведение.

Качества, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на должность, определяются так называемой профессиограммой, или  картой компетентности. Это – «портрет»  идеального сотрудника (при необходимости  детализированный) определяющий требования к совокупности его личностных качеств, способностям выполнять те или иные функции и социальные роли.

Составление профессиограммы начинается с раздела «Общая характеристика профессии и ее значение», который  должен учитывать перспективные  задачи организации и подразделения  в области организации, кадров, улучшения  психологического климата и  т.п.

Затем на основе детального изучения признаков профессии, условий труда  создается раздел «Особенности трудового  процесса. Выполняемая работа».

Информация о работе Теоретические основы управления персоналом