Теоретические основы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: предложить основные пути совершенствования системы управления персоналом в организации.
Цель позволила сформировать задачи, которые решались в работе:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом.
2. Проанализировать систему управления персоналом в организации.
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управлением персонала в органах местного самоуправления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Сущность основных понятий системы управления персоналом
1.2. Характеристика методов управления персоналом
1.3. Оценка эффективности управления персоналом
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Краткая характеристика деятельности организации
2.2. Анализ состояния кадров в организации
2.3. Анализ основных проблем управления персоналом в организации
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3.1. Совершенствование структуры управления персоналом
3.2. Совершенствование системы мотивации персонала
3.3. Основные направления повышения эффективности процесса подготовки и переподготовки кадров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

прим.диплома.docx

— 144.92 Кб (Скачать)

Рассмотрим подробнее некоторые  функции управления персоналом в  организации.

Практически любая организация  постоянно испытывает потребность  в персонале, на которую влияют различные  факторы: рыночные, технологические, квалификационные, организационные, социальные, государственная  политика в области занятости  и прочее.

Потребность в кадрах организация  удовлетворяет в процессе их набора и создания резерва работников для  занятия вакантных должностей. Из них в последствии можно отобрать наиболее подходящих лиц.

Набор начинается с поиска и выявления  кандидатов как внутри организации, так и за ее пределами с учетом требований к ним и величины необходимых  затрат. Для замещения должностей, требующих от работников особенно высоких  профессиональных качеств, применяется  конкурсная система отбора кадров.

Цель набора персонала состоит  в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом, в том числе и будущих организационных  и кадровых изменений. Осуществляя  набор, служба персонала должна исходить из определения оптимальной численности  персонала. Не должно быть как недостатка в работниках, так и избытка.

Следует отметить возможность использования  организацией временного набора персонала, который, кроме своей основной цели – обеспечение организации людьми на определенный период, может быть прекрасным способом проверки временно нанятых  работников с целью возможного продолжения сотрудничества с ними на долговременной основе.

«Вход человека» в организацию  начинается с системы оценки при  приеме на работу, включающей три составляющие: 1) собственно система оценки; 2)описание должности; 3) сопоставление оценки кандидата с описанием должности.

Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в сущности  в том, чтобы  отобрать такого работника, который  в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме на работу – это  одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.10

Подбор кадров заключается не только в поиске и выявлении кандидатов, и в соотнесении описания должности  с оценками кандидатов. Для подбора  кадров характерны две ситуации «должностного  диссонанса»:

  1. «человек выше должности» - уровень профессиональных знаний и умений работника выше уровня, требуемого для выполнения должностных задач и функций;
  2. «человек ниже должности» - уровень профессиональных знаний и умений работника ниже уровня, требуемого для выполнения должностных задач и функций.

Когда человек принят на работу, он оказывается в определенных условиях труда: физических, организационных, социальных, социально – психологических, которые  оказывают на него определенное стимулирующее  и/ или антистимулирующее воздействие. Выполнение работы связано с использованием системы оценки ее результатов –  индивидуальных, групповых, коллективных.

Система оценки должна выступать основой  оплаты труда, включая доплаты, надбавки, компенсации. В оплате труда следует  учитывать результаты и качество работы, но и экономические условия  – прожиточный минимум, уровень  потребительской корзины, инфляцию и др.

В управлении персоналом важной является также система должностного продвижения, включающая переход из ранга специалиста  в ранг руководителя и ротацию. В  настоящее время важно иметь  современный конкурентоспособный  «кадровый капитал», что достигается  с помощью определенной системы  повышения квалификации персонала.

Периодически проводится аттестация работников. Аттестация11 - это:

1. организационная форма оценки, имеющая целью определить на  данный момент времени уровень  и содержание знаний, навыков  и умений работников данной  системы, результаты их работы  за определенный период.

2. определенная система процедур  оценки, предполагающая решение  следующих проблем: субъекты оценки (кто будет производить оценку), предметы оценки (что конкретно  намечено оценивать), фиксированные  формы оценки (какие и как будут  использованы способы); время оценки (за какой период времени производится  оценка). Данный аспект принято  считать организационно – процедурным;

3. получение итоговых оценок, достоверность  которых зависит от ряда факторов, в том числе качества подготовки  и проведения оценочных процедур.

Этот аспект аттестации называется результирующим или итоговым.

И, наконец, с учетом внутренних и  внешних условий в процессе управления персоналом приходится решать задачи, связанные с переводом работников, их переходом, увольнением, сокращением.

Управление персоналом во многом зависит  от руководителя организации, его профессиональных и личностных качеств, а также  от теоретических и практических взаимодействий с людьми. Управление персоналом требует согласования управленческих воздействий с психологическими закономерностями поведения людей. Пренебрежение ими приводит к  возникновению психологических  конфликтов, вызывающих текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, снижение производительности труда.

Управление трудовым коллективом  на психологическом уровне дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к  активной трудовой деятельности, позволяет  ему полнее использовать скрытые  резервы коллектива. Психолого-педагогические знания оказываются необходимыми условиями  успешного руководства людьми.

Современный этап привел к качественному  изменению роли человека в организации, превращению его в решающий фактор. Не случайно большинство менеджеров на первое место среди своих задач  ставят развитие человеческих ресурсов.

Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на повестку дня  требование непрерывного развития персонала, т.е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности  вносить вклад в деятельность организации.12

Возможности развития должны быть предоставлены  всем желающим, ведь оно повышает не только эффективность работы, но и  гибкость управления, улучшает моральный  климат, облегчает делегирование  полномочий, а игнорирование потребности  в развитии, новых знаниях и  навыках усиливает текучесть  кадров.

В настоящее время общепризнанной и доминирующей концепцией развития персонала является так называемая «знающе - умеющая», в которой основной упор делается на обновление, пополнение и совершенствование знаний, навыков  и умений работающего.13

 

1.2. Характеристика  методов управления персоналом

 

Методы управления персоналом –  способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью  осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три  группы методов управления персоналом: административные, экономические и  социально- психологические.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в  истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических  законов и по способам воздействия  известны как методы пряника». Социально- психологические методы исходят  из мотивации и морального воздействия  на людей и известны как «методы  убеждения».14

Административные методы ориентированы  на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство  долга, стремление человека трудиться  в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально – психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный результат.

Административные  методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса управления, включает: организационное регламентирование, организационно – методическое инструктирование, организационное нормирование.

Организационное регламентирование  определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, которые устанавливают задачи, права, обязанности и ответственность  подразделений и служб организации  и их руководителей. На основе положений  составляется штатное расписание данного  подразделения, (Приложение 1) организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать  результаты деятельности структурного подразделения, принимать решение  о моральном и материальном стимулировании его работников.

Организационное нормирование предусматривает  большое количество нормативов. Включает: организационно – управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок найма, увольнения, (Приложение 4) перевода, командировок).

Организационно – методическое инструктирование осуществляется в  форме инструкций и указаний, действующих  в организации. К актам организационно – методического инструктирования относятся: должностные инструкции, (Приложение 2, 3) которые устанавливают права и функциональные обязанности управленческого персонала.

Акты организационного нормирования и организационно – методического  инструктирования (Приложение 5, 6, 7) являются нормативными. Они издаются руководителем  организации, а в случаях, предусмотренных  действующим законодательством, совместно  или по  согласованию с соответствующими общественными организациями и  обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное  воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.

Распоряжения и указания издаются руководителем подразделения, службы организации. Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить  определенное задание. Распоряжение –  это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные  вопросы, связанные с поставленной задачей.

Распорядительное воздействие  чаще, чем организационное, требует  контроля и проверки исполнения, которые  должны быть четко организованы. С  этой целью оно устанавливает  единый порядок учета, регистрации  и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Например, план – прогноз социально – экономического развития Алькеевского муниципального района на 2008 год, который рассматривался на сессии Совета депутатов муниципального района.

В плане на 2008 год рассматриваются  показатели социально – экономического развития района текущего года, и  будущего. В план входят: строительство, экологическая  ситуация, численность населения, развитие агропромышленного комплекса, программа  строительства жилья, показатели уровня жизни населения и др. Например: в 2007 году  товарооборот составил по району 478 млн. рублей. На 2008 год рост объема товарооборота с учетом индекса  потребительских цен увеличится на 22% и составит около 634 млн. рублей.

Для достижения поставленных целей  необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты, в виде совокупности показателей, установленных  в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических  методов заключается в мобилизации  трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Социально – психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (социальные взаимоотношения в коллективе, социальные потребности и т.п.). Эти методы основаны на неформальных факторах, интересах личности, группы, коллектива в процессе управления. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить. Социологические (направлены на группы людей и их взаимодействие), психологические (направлены на личность конкретного человека).

Социологические методы исследования, являясь научным инструментарием  в работе с персоналом, предоставляют  необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала  и позволяют обоснованно принимать  кадровые решения. К ним относятся: анкетирование – сбор необходимой информации, путем опроса, с помощью анкет; интервьюирование – подготовка до беседы сценария, затем получение необходимой информации.

Информация о работе Теоретические основы управления персоналом