Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:11, курсовая работа
Современная экономическая ситуация характеризуется нестабильностью и динамизмом и предприятиям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы выжить в жестких условиях рынка и стать успешными. В этой связи персонал, как ключевой элемент организации, приобретает все большую значимость. Наряду с грамотно организованными процедурами найма и отбора, адаптации, деловой оценки, мотивации и стимулирования, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, осваивать современные образцы техники, разрабатывать и внедрять новые технологии, а так же готовить высококвалифицированных, мотивированных на успех сотрудников, является создание в организации системы управления обучением персонала.
Введение…………………………………………………..………….……2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………….………………………….…5
1.1 Система обучения персонала. Понятие и характеристика…………5
1.2 Этапы управления системой внутрифирменного обучения персонала………………………………………………………………………..11
1.3 Формы и методы обучения персонала в организации……………..16
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………20
2.1 История создания и развития ООО «М.видео Менеджмент»…….20
2.2 Структура ООО «М.видео Менеджмент»…………………………..22
2.3 Отраслевые особенности функционирования ООО «М.видео Менеджмент»……………………………………………………………………26
2.4 Структура персонала по стажу, возрасту, полу о организации……28
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………………….………….31
3.1 Анализ удовлетворенности работников системой обучения………34
3.2 Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации персонала в ООО «М.видео Менеджмент»………………..…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………50
персонал обучение профессиональный квалификация
Из таблицы 4 видно, что наиболее востребованное направление обучения – это обучения по охране труда и безопасным методам работы. Обучение по данному направлению проходят по преимуществу продавцы (86 опрошенных рабочих), остальные направления обучения среди данной категории продавцов реализуются в меньшей степени. Так, всего 5 человек проходили производственное обучение и подготовку, в то время как поэтому же направлению обучались 15 человек опрошенных менеджеров.
По оценкам содержания обучения можно судить о том, что система обучения организована не достаточно хорошо. Так, наивысшие оценки получил такой параметр, как «Наличие и качество наглядных материалов», что для производственного обучения персонала является важным, но не главным качеством .
По оценкам работников, наименее всего их удовлетворяет содержание обучения (3,8 балла), а так же полезность обучения для работы (4,1 балла), при этом самые низкие оценки по этим критериям дали продавцы. Эти критерии также ниже всего оцениваются менеджерами. (Таблица 5)
Таблица 5 – Оценка содержания обучения по различным параметрам в зависимости от категории работников (в средних оценках, по 5-ти балльной шкале)
Критерий оценки системы обучения |
Всего |
Продавцы |
Менеджеры |
Тех.исполнители |
Руководители |
Руководители высшего звена |
Наличие и качество наглядных материалов (раздаточных, презентационных) |
4,5 |
4,8 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
4,5 |
Материально-техническое оснащение учебного мероприятия |
4,4 |
4,7 |
4,2 |
4,7 |
4,1 |
4,5 |
Организация обучения |
4,4 |
4,6 |
4,7 |
4,3 |
4,1 |
4,3 |
Уровень профессионализма преподавателей |
4,2 |
4,5 |
4,8 |
4,1 |
3,9 |
3,9 |
Полезность обучения для работы |
4,1 |
3,5 |
4,1 |
4,6 |
4,1 |
4,3 |
Содержание обучения |
3,8 |
3,2 |
3,8 |
4,1 |
3,4 |
4,7 |
Как показывает исследование такой категории персонала как тех.исполнители, то помимо отмеченных критериев, эту категорию работников наименее всего удовлетворяет уровень профессионализма преподавателей. Наивысшие оценки получили такие критерии как материально-техническое оснащение учебного мероприятия, организация обучения, наличие и качество раздаточного материала.
Что касается руководителей,
то по данной категории работников
можно отметить следующую тенденцию.
Они склонны ниже всего оценивать
уровень профессионализма преподавателей,
что может быть связано с наличием
большого практического опыта, приближенность
к решению конкретных производственных
задач, решить которые в рамках определенных
курсов повышения квалификации или
целевых программа нет
Оценка эффективности обучения.
В данном исследовании под оценкой эффективности обучения подразумевается то, насколько работники удовлетворены результатами обучения, насколько полно оно отвечает потребностям производства и то, насколько эффективно они могут применить полученные данные в ходе своей трудовой деятельности.
На вопрос: «Способствовало ли обучение развитию (закреплению) у Вас профессиональных знаний, умений, навыков?» 88% опрошенных работников ответили утвердительно и лишь 12% - отрицательно. Это свидетельствует о том, что обучение в организации адекватно сложившейся производственной ситуации и удовлетворяет ее запросам. При этом, среди продавцов число ответивших удовлетворительно больше, чем среди других категорий работников – 91%. Самые низкие показатели по этому вопросу среди тех. исполнителей, но и здесь число ответивших утвердительно очень высокое – 83%.
В целом положительное отношение к качеству обучения отметили 41,3% опрошенных сотрудников, среди которых преобладают менеджеры, тех.исполнители и руководители. Большинство из тех, кто отметил, что обучение никак не повлияло на эффективность профессиональной деятельности принадлежат к категории продавцы (83% из опрошенных рабочих).
Следует также отметить,
что респонденты с высшим образованием
отмечали связь обучения на производстве
и эффективность трудовой деятельности
чаще, чем те, кто имеет среднее
общее или среднее
Оценка работниками потребности в дальнейшем обучении.
Одним из важнейших показателей оценки системы внутрифирменного обучения является оценка потребности в дальнейшем обучении. Как показало исследование, потребность в обучении у работников организации на достаточно высоком уровне, что может являться показателем потребности в профессиональном развитии. 83,3% опрошенных работников утвердительно ответили на вопрос о том, что систематическое повышение квалификации для выполнения должностных обязанностей необходимо. Среди данной категории работников наибольшее число продавцов (92% опрошенных рабочих), руководителей (82% данной категории работников) и менеджеров (64%).
Необходимость в обучении отметили 74% работников, среди которых наибольший интерес к получению новых знаний есть у специалистов (88% всех специалистов отметили, что испытывают потребность в обучении) и рабочих (85% опрошенных работников данной категории). По данному вопросу следует отметить взаимосвязь потребности в обучении и стаже работы на предприятии. Так, среди рабочих наиболее заинтересованы работники, чей стаж не превышает 3 лет работы (85% опрошенных рабочих), среди менеджеров, это, напротив, работники, работающие на предприятии 4-5 лет (63%).
Данные исследования подтверждают, что группа риска для предприятия – это молодые рабочие, которые увольняются вследствие низкой адаптированности и менеджеры, работающие на данном предприятии длительное время, но не имеющие перспектив профессионального развития. Как показывает исследование именно эти категории работников более всего заинтересованы в получении новых знаний.
Оценка влияния обучения на профессиональное развитие в рамках организации.
Одним из самых важных показателей
оценки системы обучения на предприятии
является мнение работников о том, дает
ли получение дополнительного
Оценка этого показателя
также коррелирует с уже
Исследование системы обучения персонала предприятия так же затрагивало такие аспекты, которые связаны с желаемыми формами обучения на данном предприятии и оценки системы передачи опыта от одного поколения сотрудников другому. Анализ этих данных показал, что организация системы обучения персонала имеет довольно серьезные проблемы.
Так, 89% опрошенных работников отметили, что на предприятии нет разработанной системы передачи знаний от одного поколения работников другому, лишь 7% указали, что такая система существует, но есть проблемы с ее реализацией и еще 3% опрошенных сотрудников затруднились ответить. При этом, более 90% руководителей (16 из 18 человек, включая руководителей высшего звена) отметили, что такой системы нет.
Таким образом, нами был проведен
анализ системы обучения персонала
в ООО «М. видео-Менеджмент», который
позволил выявить сильные и слабые
стороны по данному направлению
работы организации. Оценка системы
обучения проводилась по ряду параметров,
которые были определены автором
как ключевые: оценка содержания обучения,
оценка эффективности обучения, оценка
работниками потребности в
3.2 Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации персонала в организации ООО «М.видео Менеджмент»
Проанализировав кадровую ситуацию, систему обучения предприятия ООО «М. видео-Менеджмент», можно определить, что наиболее проблемные категории работников, давших наиболее низкие оценки по различным показателям – это продавцы и менеджеры. Как показал анализ кадровой ситуации, эти категории работников так же более всех остальных подвержены текучести кадров.
Можно выделить следующие проблемы системы образования на исследуемом предприятии для продавцов:
Наставники - это высокопрофессиональные сотрудники в своей области, обладающие способностью передавать информацию другим людям. Как правило, наставники вырастают внутри организации, и их также необходимо обучать, развивать у них специфические компетенции наставника, а также мотивировать. Для реализации этих задач необходимо построить систему оценки наставника.
Построение системы оценки наставников. Описание обязанностей наставника. Первым делом необходимо определить обязанности наставника.
Как правило, в процессе адаптации
новичка участвует
В дополнение к положению можно использовать памятку наставника - документ, в котором, в отличие от положения, обязанности описаны не в общих формулировках, а подробно: что конкретно и в какой период времени должен делать наставник, какую информацию предоставлять сотруднику, какие проводить мероприятия.
Например, если в положении
написано: «Наставник оказывает новому
сотруднику всестороннюю помощь и поддержку
в осуществлении текущей
То в памятке изложено более конкретно:
В первый рабочий день:
Познакомить нового сотрудника с коллегами.
Ознакомить с должностной инструкцией.
Показать столовую и вместе сходить на обед.
Познакомить с корпоративным порталом и со следующими документами: телефонный справочник сотрудника, справочник нового сотрудника.
Ознакомить с задачами
и функциями данного отдела/
Практическая польза 2-х
этих документов - положения о наставничестве
и памятки наставника - в том, что
в положении необходимо многое описать:
ответственности разных отделов
по отношению к новому сотруднику,
процедуру оценки и мотивацию
наставника, а если еще детально
описывать обязанности
Оценка работы наставника
Довольно распространенный
критерий оценки эффективности работы
наставника - это успешность прохождения
испытательного срока нового сотрудника.
Его обязательно нужно иметь
в виду, но такой подход не оставляет
возможности оценивать
Для того чтобы оценить наставника, мы предлагаем проконтролировать - действительно ли он выполнял все свои обязанности качественно и в срок.
Критерием оценки в этом
случае будет выполнение обязанностей,
перечисленных в памятке
Так же рассмотрим более подробно специальную программу подготовки управляющих кадров под названием Менеджер-Стажер. Сейчас в компании программа Менеджер-Стажер носит неформальный характер, и для ее успешного функционирования необходимы меры по ее поддержке и развитию.
Предлагаемые рекомендации по улучшению программы Менеджер-Стажер.
Информация о работе Теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала