Теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая ситуация характеризуется нестабильностью и динамизмом и предприятиям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы выжить в жестких условиях рынка и стать успешными. В этой связи персонал, как ключевой элемент организации, приобретает все большую значимость. Наряду с грамотно организованными процедурами найма и отбора, адаптации, деловой оценки, мотивации и стимулирования, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, осваивать современные образцы техники, разрабатывать и внедрять новые технологии, а так же готовить высококвалифицированных, мотивированных на успех сотрудников, является создание в организации системы управления обучением персонала.

Оглавление

Введение…………………………………………………..………….……2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………….………………………….…5
1.1 Система обучения персонала. Понятие и характеристика…………5
1.2 Этапы управления системой внутрифирменного обучения персонала………………………………………………………………………..11
1.3 Формы и методы обучения персонала в организации……………..16
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………20
2.1 История создания и развития ООО «М.видео Менеджмент»…….20
2.2 Структура ООО «М.видео Менеджмент»…………………………..22
2.3 Отраслевые особенности функционирования ООО «М.видео Менеджмент»……………………………………………………………………26
2.4 Структура персонала по стажу, возрасту, полу о организации……28
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………………….………….31
3.1 Анализ удовлетворенности работников системой обучения………34
3.2 Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации персонала в ООО «М.видео Менеджмент»………………..…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………50

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 166.97 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………..………….……2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  ПЕРСОНАЛА……………….………………………….…5

1.1 Система обучения персонала.  Понятие и характеристика…………5

1.2 Этапы управления системой  внутрифирменного обучения персонала………………………………………………………………………..11

1.3 Формы и методы обучения  персонала в организации……………..16

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ  И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………20

2.1 История создания и  развития ООО «М.видео Менеджмент»…….20

2.2 Структура ООО «М.видео Менеджмент»…………………………..22

2.3 Отраслевые особенности  функционирования ООО «М.видео  Менеджмент»……………………………………………………………………26

2.4 Структура персонала  по стажу, возрасту, полу о организации……28

3 АНАЛИЗ  СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ  В ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………………….………….31

3.1 Анализ удовлетворенности  работников системой обучения………34

3.2 Совершенствование системы  подготовки и повышения квалификации  персонала  в ООО «М.видео  Менеджмент»………………..…41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………50

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономическая  ситуация характеризуется нестабильностью  и динамизмом и предприятиям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы  выжить в жестких условиях рынка  и стать успешными. В этой связи  персонал, как ключевой элемент организации, приобретает все большую значимость. Наряду с грамотно организованными  процедурами найма и отбора, адаптации, деловой оценки, мотивации и стимулирования, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, осваивать  современные образцы техники, разрабатывать  и внедрять новые технологии, а  так же готовить высококвалифицированных, мотивированных на успех сотрудников, является создание в организации  системы управления обучением персонала.

Успех любой организации  – это результат коллективных усилий ее работников, результат высокого качества персонала. Эта истина сейчас признана всеми. Коллективное взаимодействие, при минимуме формальных установлений, при максимуме творчества, предполагает, что в коллективе имеются взаимопонимание, единство целей, доверие, при этом цели каждого члена коллектива, связанные  с трудовой деятельностью, совпадают  с целями организации в целом. Коллектив единомышленников, готовых  интегрировать свои усилия в направлении  достижения целей организации, должен обладать единым видением будущего, пониманием настоящего, осознанием необходимости  изменений. Коллективные основы поведения  людей, коллективные психические представления  сосредоточены в сфере организационной  культуры

Именно в процессе обучения работники перенимают основные ценности, цели деятельности организации, эффективные  приемы работы, осваивают профессию, формируют свои коллективные коммуникативные  связи. От профессионального развития зависит становление личности работника, его социализация на ранних этапах трудового пути, обеспечивается возможность  самореализации и самоактуализации в процессе трудовой деятельности на протяжении всей жизни.

Выбор темы курсового проекта  «Исследование и направление нововведений в области  подготовки и повышения квалификации персонала в организации ООО «М. видео-Менеджмент» обусловлен актуальными тенденциями в развитии российского менеджмента, а также исходя из проблем, решаемых в ходе кадровой деятельности рассматриваемого предприятия.

Управление системой обучения на предприятия сегодня уже имеет  серьезную базу. Определены и разработаны  основные формы и методы профессионального  обучения работников, систематизирован порядок очередности и сроков получения профессиональных знаний в процессе трудовой деятельности.

Можно отметить, что, исходя из требований к уровню развития предприятия  в современных условиях российского  и мирового бизнеса выявлено противоречие между наличием на предприятии системы  обучения персонала и недостаточным  опытом управления этой системой в  связи с отсутствием методов  оценки качества обучения работников, их потребности в профессиональном развитии.

Таким образом, можно определить цель исследования данной работы: изучение системы обучения персонала и  разработка мероприятий для более  эффективного управления этим процессом.

В соответствии с поставленной целью можно определить ряд задач  исследования:

Изучение теоретических  основ, международного опыта и практики управления системой обучения предприятия.

Анализ кадровой ситуации предприятия, сложившейся на момент исследования по различным показателям  кадровой работы.

Анализ системы управления персонала изучаемого предприятия.

Выявление противоречий и  определение принципиальных путей  решения проблем управления системой обучения.

Объектом исследования данной дипломной работы является персонал организации ООО «М. видео-Менеджмент».

Предмет исследования: система  обучения персонала предприятия, ее состояние, методы диагностики и  управления системой обучения.

Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения, списка цитируемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала

 

1.1 Система обучения  персонала. Понятие и характеристика

 

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических  училищах, техникумах, колледжах, вузах. Вторичное обучение проходит в высших учебных заведениях, на факультетах  повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях. Целью обучения является получение образования.

Образование – процесс  и результат усвоения систематизированных  знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень  образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и  культурным уровнем, а также общественными  отношениями. Образование делится  на два вида: общее и профессиональное .Общее образование – базовое, обычно среднее. Профессиональное делится на специальное и дополнительное. Специальное – ПТУ, ССУЗ, ВУЗ[1, c.410].

Дополнительное образование  имеет своей целью более эффективное  выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о  мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности  в соответствии с требованиями должности. Оно существует в форме:

Адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры, например, введения в должность или  специальность;

Поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью  овладения новой техникой и технологией (ИПК, ФПК, консультационные организации);

Опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);

Многоцелевого (развитие способностей к приобретению ориентирующих знаний) для руководителей высшего уровня[2,c. 151-152].

Обучение персонала –  это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения  под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей[1,c.411].

Профессиональное обучение – это комплексный, непрерывный  процесс формирования у сотрудников  организации специфических профессиональных навыков посредством специальных  методов обучения.

Цель деятельности организации  в указанной области состоит  в обеспечении:

    • уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
    • условий для мобильности работника как предпосылки к лучшему его использованию и обеспечению занятости;
    • возможности для продвижения работника как предпосылки формирования мотивации и удовлетворенности трудом[3,c. 158-159].

Профессиональное образование  включает в себя два этапа: первичную  профессиональную подготовку и последующее  углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.

Подготовка новых работников – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных  кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью  специальных знаний, умений, навыков  и способами общения;

Переподготовка (переобучение) – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и  способов общения в связи с  овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда;

Повышение квалификации –  обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в  должности;

Обучение вторым (смежным) профессиям с начальным либо более  высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального  мастерства, подготовки к работе в  условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

Потребность организации  в обучении ее сотрудников обусловлена:

развитием техники и технологии, следствием чего является выпуск новой  продукции, появление новых услуг  и более совершенных методов  производства;

    • непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде (рост объемов торговли и производства, усложнение процесса производства и управления, создание новой организационной структуры, специфические особенности продуктов фирмы);
    • социальная ответственность фирмы за развитие потенциала ее работников;
    • нехваткой квалифицированных кадров на национальном уровне.

Подготовка новых работников – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных  кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью  специальных знаний, умений, навыков  и способами общения;

Переподготовка (переобучение) – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и  способов общения в связи с  овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда;

Повышение квалификации –  обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в  должности 

Обучение вторым (смежным) профессиям с начальным либо более  высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального  мастерства, подготовки к работе в  условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

Потребность организации  в обучении ее сотрудников обусловлена :

1. Развитием техники и технологии, следствием чего является выпуск новой продукции, появление новых услуг и более совершенных методов производства;[5,c. 146]

2. Непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде (рост объемов торговли и производства, усложнение процесса производства и управления, создание новой организационной структуры, специфические особенности продуктов фирмы);

3. Социальная ответственность фирмы за развитие потенциала ее работников;

4. Нехваткой квалифицированных кадров на национальном уровне.

К достоинствам системы обучения персонала можно отнести:

возможность получения более  глубоких профессиональных знаний, дифференциации программ подготовки персонала применительно  к потребностям организации;

включение в процесс непрерывного обучения значительного числа сотрудников ;

относительно однородный состав участников ;

специалисты не покидают на длительное время своё предприятие;

возможность приспособить содержание и сроки обучения в связи с  производственной необходимостью и  отзывать работника;

возможность использования  собственного оборудования и технологии

менее затратный способ обучения относительно неорганизационной подготовки персонала;

большие возможности индивидуализации подготовки и изучения способностей персонала к обучению;

активизация внутрифирменной  кооперации за счет обмена опытом между  коллегами;

развитие организационной  культуры в процессе обучения и воспитания работников;

лучшие возможности контроля

выполнение выпускных  работ слушателями программ внутрифирменного обучения направлено на анализ конкретных проблем, стоящих перед предприятием и на выработку эффективных мероприятий, направленных на их решение 

К недостаткам системы  обучения относятся:

повышение нагрузки на руководителей  и специалистов, участвующих в  процессе обучения;

ограничение программ обучения узкопрофессиональными вопросами, что не способствует развитию широкого профессионального кругозора;

необходимость создания собственной  учебно-материальной базы, требующей  ее постоянного обновления;

участники обучения могут  неохотно обсуждать некоторые вопросы  в среде коллег или в присутствии  руководителя

отсутствие обмена опытом и информацией с работниками  других предприятий;

отвлечение от обучения для  выполнения текущих дел 

Управление системой обучения персонала – деятельность по определению  концепции (целей, задач, стратегических ориентиров), механизмов, программы, бюджетирования обучения компании, а также разработка программ по их реализации

Информация о работе Теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала