Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:11, курсовая работа
Современная экономическая ситуация характеризуется нестабильностью и динамизмом и предприятиям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы выжить в жестких условиях рынка и стать успешными. В этой связи персонал, как ключевой элемент организации, приобретает все большую значимость. Наряду с грамотно организованными процедурами найма и отбора, адаптации, деловой оценки, мотивации и стимулирования, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, осваивать современные образцы техники, разрабатывать и внедрять новые технологии, а так же готовить высококвалифицированных, мотивированных на успех сотрудников, является создание в организации системы управления обучением персонала.
Введение…………………………………………………..………….……2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………….………………………….…5
1.1 Система обучения персонала. Понятие и характеристика…………5
1.2 Этапы управления системой внутрифирменного обучения персонала………………………………………………………………………..11
1.3 Формы и методы обучения персонала в организации……………..16
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………20
2.1 История создания и развития ООО «М.видео Менеджмент»…….20
2.2 Структура ООО «М.видео Менеджмент»…………………………..22
2.3 Отраслевые особенности функционирования ООО «М.видео Менеджмент»……………………………………………………………………26
2.4 Структура персонала по стажу, возрасту, полу о организации……28
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………………….………….31
3.1 Анализ удовлетворенности работников системой обучения………34
3.2 Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации персонала в ООО «М.видео Менеджмент»………………..…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………50
В процессе управления системой
обучения предприятия следует помнить,
что она эффективна только в том
случае, если тесно связана с важнейшими
направлениями системы
Актуальность разработки в компании системой обучения персонала определяется следующими факторами:
Дефицит на рынке труда специалистов необходимой квалификации;
Несоответствие системы государственного и коммерческого профессионального образования требованиям компании;
Внутрифирменная система обучения помогает работнику принять корпоративную культуру компании;
Внутрифирменная система обучения является центральным звеном системы управления знаниями, когда носителем профессиональных знаний является компания (а не отдельные сотрудники) ;[9, c. 360].
Корпоративное обучение в
первую очередь становится необходимым,
когда компания активно растет: расширяется
рынок, открываются представительства,
филиалы, магазины, салоны и как следствие,
увеличивается число
1.2 Этапы управления
системой внутрифирменного
В современных условиях возрастает
роль системы внутрифирменного обучения
в организации, то есть достижения соответствия
профессионального и
Системное обучение в отличие
от разовых мероприятий
Выделяют семь основных направлений:
1. Постановка целей обучения
персонала. Без четкого
Цели, преследуемые при обучении персонала, должны быть тесно увязаны с целями организации [17, c.276], [7, c.289].
Цели обучения могут существенно варьироваться в зависимости от таких переменных, как потребности организации, содержание профессиональной деятельности слушателей, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое положение предприятия и др. Цели обучения могут также изменяться со временем. При изменении рыночной ситуации, стратегии организации или других факторов.
2. Определение потребности
в обучении. Систематический анализ
потребности в обучении
3. Определение содержания,
форм и методов обучения и
необходимых ресурсов. Содержание
обучения должно, прежде всего,
вытекать из задач, стоящих
перед компанией в
Содержание учебных программ зависит от целей обучения, от категории работников, которые проходят обучение, от уровня подготовки и опыта преподавателя. Успех в освоении учебного материала в значительной степени зависит от того, в какой мере содержание учебного материала соотносится с образовательным уровнем, профессиональным опытом и интересами слушателей. [21, c.172].
Другой фактор, оказывающий влияние на результаты обучения – сложность изучаемого материала. Чем сложнее изучаемая проблематика или тот учебный материал, который должны освоить обучающиеся (высокая доля теоретических знаний, перегруженность специальной терминологией или формулами), тем больше времени требуется для усвоения.
Степень структурированности учебного материала также оказывает значительное влияние на успех обучения. Учебный материал должен быть организован так, чтобы не только передать слушателям основные сведения по изучаемой тематике, но и помочь им легче установить связи между разными частями программы, сформировать системное, комплексное понимание изучаемого предмета.
Можно выделить четыре основные группы задач, решаемых преподавателем (тренером, наставником) в ходе обучения:
4. Выбор или подготовка
преподавателей, инструкторов, тренеров,
наставников, методистов. Для проведения
учебного процесса многие
Подбор преподавателей осуществляется
в первую очередь на основании
их способности и желания работать
в этом качестве. Кроме того, следует
учитывать такие формальные критерии,
как возраст, образование и опыт
работы. Большое значение имеют также
коммуникативные способности
После того, как отобраны
работники, которые будут работать
в качестве преподавателей, необходимо
организовать их обучение. В ходе этой
подготовки преподаватели должны более
глубоко освоить тот предмет,
который им предстоит преподавать,
научиться тому, как лучше структурировать
учебный материал, как выбирать и
использовать наиболее эффективные
методы обучения с учетом рассматриваемых
тем и состава слушателей. Преподаватели
также должны уметь обеспечивать
высокий уровень мотивации
Если же по каким-либо причинам
организация не имеет возможности
привлекать к обучению собственных
преподавателей, то может быть найдено
достаточное число внешних
5. Разработка комплекса
подготовительных мероприятий,
При формировании учебных
групп необходимо учитывать уровень
образования или
6. Проведение обучения. Текущий
контроль за посещаемостью,
1) Обучаемый должен быть заинтересован в результатах.
2) Изучение должно подкрепляться.
1. Благоприятная обстановка для работы
А. Наличие достаточных оснований для выполнения работы
Б. Хорошее понимание, связь и доверие в отношениях с товарищами и руководителями
2. Убежденность в том, что содержание
обучения очень важно
4.Убежденность в том, что обучение даст
значимые плоды
в будущем
3. Убежденность в своих способностях усвоить предмет обучения
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения
3) Обучение должно включать практику.
4) Представленный материал
должен быть осмыслен. Этому могут
помочь специализированные
5) Методы обучения следует разнообразить.
6) Имеющийся материал
должен быть осмыслен
7) Теорию следует приблизить
к конкретной рабочей
7. Оценка эффективности
обучения. Наибольшие споры среди
специалистов вызывает вопрос
определения эффективности
Экономическая эффективность обучения определяется соотношением между суммарными затратами на организацию и проведение обучения и финансовыми результатами обучения, выраженными в виде прироста полезных результатов деятельности компании, увеличения его потенциала, снижения затрат на его функционирование и уровня риска деятельности.
К результатам деятельности системы обучения можно отнести:
1.3 Формы и методы
обучения персонала в
Для оптимального проведения обучения сотрудников компании, необходимо правильно выбрать формы и методы обучения.
Обучение рабочих кадров на предприятиях осуществляется в трех основных формах: индивидуальной, бригадной и курсовой.
При индивидуальном обучении к каждому обучаемому прикрепляется инструктор, назначаемый из числа квалифицированных рабочих или мастеров. Обучение проводится в соответствии с программой на отдельном рабочем месте в реальных производственных условиях.
Бригадная форма обучения применяется при обучении группы рабочих по одной специальности.
Курсовая система обучения
предполагает два этапа: первый –
в учебных группах на специально
созданной для этого учебно-
Различают следующие формы обучения персонала: [5, c.146-147]
Коучинг (наставничество) – демонстрация и объяснение приемов работы прямо на рабочем месте. Это основной метод обучения непосредственно в фирме.
Ротация – самостоятельное обучение путем временного занятия другой должности в целях получения новых навыков. Это дорогой, из-за высоких издержек, связанных с потерями производительности, но эффективный метод. Применяется, например, для подготовки руководителя и позволяет обеспечивать взаимозаменяемость, снижа стресс и повышать мотивации.
Лекции и семинары – классическая форма обучения, недорогая и эффективная. Один из самых древних методов. Позволяет излагать большой материал в короткий срок.
Кейсы – групповой анализ и групповое обсуждение конкретных учебных ситуаций. Широко используется в юриспруденции, медицине, менеджменте.
Кружки качества – разновидность кейсов, имеющая помимо обучения и конкретные цели. Характерная особенность состоит в том, что служебная иерархия не имеет значения. Сильно влияет на организационную культуру.
Тренинг – моделирование реальных ситуаций с участием опытного инструктора. Это позволяет видеть последствия разных решений.
Деловые игры – разновидность
тренинга. Довольно дорогой метод, так
как требует участия
Стажировка – эффективный, но дорогой, метод подготовки уникальных кадров. Хороший способ получения знаний фирмой, но есть угроза его превращения в оплачиваемый отпуск.
Информация о работе Теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала