Теоретические основы оценки кредитоспособности заемщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие "кредитоспособность". Такое положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а также тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно развивались в форме прямого банковского кредита, были характерны не экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой степенью централизации права принятия окончательных решений. Это исключало необходимость оценки кредитоспособности заемщиков при решении вопросов о выдаче ссуд.
Кроме того, структурные сдвиги в финансовом положении предприятий, вызванные чрезмерными темпами индустриализации, привели к тому, что большинство предприятий оказались некредитоспособными. Длительное время кредитный механизм ориентировался на кредитоемкость заемщиков, что отражало общий уровень развития кредитного механизма страны в целом

Файлы: 1 файл

основная работа.docx

— 60.03 Кб (Скачать)

 

Глава 1. Теоретические основы оценки кредитоспособности заемщиков.

1.1 Понятие и критерии кредитоспособности  клиента коммерческого банка.

 

В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие "кредитоспособность". Такое положение  объяснялось ограничением использования  товарно-денежных отношений в течение  длительного времени, а также  тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно развивались  в форме прямого банковского  кредита, были характерны не экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой степенью централизации  права принятия окончательных решений. Это исключало необходимость  оценки кредитоспособности заемщиков  при решении вопросов о выдаче ссуд.

Кроме того, структурные сдвиги в  финансовом положении предприятий, вызванные чрезмерными темпами  индустриализации, привели к тому, что большинство предприятий  оказались некредитоспособными. Длительное время кредитный механизм ориентировался на кредитоемкость заемщиков, что отражало общий уровень развития кредитного механизма страны в целом. Происходящие в современной экономике изменения привлекли внимание к необходимости выяснения кредитоспособности заемщика.

Кредитоспособность клиента коммерческого  банка представляет способность  заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному  долгу и процентам).

Существует разграничение между  терминами «кредитоспособность» и  «платежеспособность». Последний как  раз и подразумевает способность  организации расплачиваться по всем видам обязательств, а кредитоспособность подразумевает способность расплатиться лишь по кредитным обязательствам. Платежеспособность - возможность удовлетворить требования кредиторов в настоящий момент, а кредитоспособность - прогноз такой способности на будущее. И еще одно существенное различие. Организация погашает свои обычные обязательства (кроме задолженности по кредитам), как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). Возврат кредита может проводиться как из собственных средств заемщика, так и за счет средств, поступивших от реализации банком обеспечения, переданного в залог, средств гаранта или поручителя, страховых возмещений. Помимо этого кредитоспособность определяется не только тем, насколько ликвидны активы организации, направляемые на погашение обязательств, но и множеством других факторов, не зависящих напрямую от хозяйствующего субъекта (контрагенты, рынки сбыта и др.) и не всегда поддающихся количественному измерению.

В процессе управления кредитным риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют сделать  вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.

Определенный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия  в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений. На современном этапе развития банковского  дела основным показателем кредитоспособности заемщика становится его рейтинг. Рейтинг  кредитоспособности (кредитный рейтинг) представляет собой универсальное  значение, сформированное на основании  значений определенного количества показателей. Процесс присвоения кредитного рейтинга заключается в переходе от нескольких показателей, присущих деятельности заемщика, к агрегированному значению одного показателя, характеризующего класс кредитоспособности. Появление рейтинга обусловлено необходимостью единого показателя, обладающего высокой степенью информативности при анализе кредитоспособности. Так, рассмотрение финансовых показателей предприятия в отдельности недостаточно для выявления уровня кредитоспособности предприятия в целом. Существование большого количества разрозненных показателей затрудняет процесс принятия решений при предоставлении кредита. Таким образом, оценка кредитоспособности производится по всей совокупности показателей, характеризующих, например, способность заемщика получать доход, аккумулировать денежные средства для погашения кредита, наличие достаточных активов и т.д.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность получать доход для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Ликвидность предприятия – это  его способность выполнять свои обязательства по задолженности  точно в момент наступления срока  платежей.

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка (проблемах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала).

Репутация клиента подразумевает собой степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.

Репутация клиента, как юридического лица, складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия его экономических показателей средним по отрасли, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма, образования, моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

Цель и задачи анализа кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность заемщика зависит от многих критериев, каждый из которых должен быть оценен и изучен. Значимой и весьма сложной проблемой является определение изменения всех критериев, причин и обстоятельств, влияющих на кредитоспособность в перспективе.

Поэтому цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном  изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные  ему ресурсы и предполагает решение  следующих задач:

  • обоснование оптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов их погашения;
  • определение эффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;
  • осуществление текущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения после предоставления кредитных ресурсов;
  • проведение текущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требований в отношении показателей его финансового состояния;
  • анализ целесообразности и результативности принимаемых менеджментом решений по достижению и поддержанию на приемлемом уровне кредитоспособности организации-заемщика;
  • выявление факторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредита заемщику;
  • анализ достаточности и надежности предоставленного заемщиком обеспечения.

 

1.2 Этапы анализа кредитоспособности  заемщика

 

При изучении структуры, элементов  и системы анализа кредитоспособности заемщика следует обеспечить проведение всех необходимых этапов исследования, причем на всех стадиях анализа кредитоспособности, т.е. на стадиях предварительного, оперативного и ретроспективного анализа.

В связи с этим предварительный анализ кредитоспособности заемщика должен включать следующие этапы:

  1. формирование информационной базы анализа кредитоспособности;
  2. оценка достоверности представленной информации;
  3. предварительная оценка потенциального заемщика;
  4. обработка полученной информации;
  5. сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;
  6. качественный анализ финансовых коэффициентов;
  7. определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;
  8. расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика;
  9. присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;
  10. анализ нефинансовых (качественных) показателей;
  11. заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита.

Очевидно, что условия, при которых  был предоставлен кредит, изменяются во времени и это имеет определенные последствия, влияющие на финансовое положение  заемщика и его возможность расплачиваться по кредиту. В условиях экономического спада или возникновения определенных проблем в тех отраслях, где  работает заемщик, необходимо наиболее часто и тщательно проводить  оперативный мониторинг. Следовательно, в банке должен осуществляться периодический  мониторинг кредитоспособности каждого  заемщика. В ходе такого мониторинга  регулярно оценивается изменение  уровня кредитного риска, и по итогам определения его уровня подготавливается и применяется система адекватных мер. В каждом банке должна действовать  эффективная система внутреннего  контроля как на уровне отдельных кредитов, так и на уровне кредитного портфеля. Эта система должна обеспечить качественное управление операциями по кредитованию, установление уровня кредитных требований по отдельным кредитам и кредитному портфелю в целом, определение достаточности резервов на возможные потери, своевременное обновление информации о заемщике, контроль за уровнем кредитного риска.

Таким образом, на стадии оперативного мониторинга кредитоспособности необходимо проводить экономический анализ по следующим этапам:

  1. разработка графика и периодичности мониторинга по каждому заемщику, отдельно - по крупным, средним, мелким, проблемным кредитам;
  2. сбор (в соответствии с графиком мониторинга) и анализ финансовой информации о заемщике;
  3. оценка изменений финансового состояния заемщика и прогноз влияния различных факторов на выполнимость условий кредитного договора в будущем;
  4. контроль исполнения заемщиком условий договора, в том числе проверка соответствия реального графика платежей по кредиту графику, предусмотренному кредитным договором;
  5. оценка изменения уровня кредитного риска;
  6. оценка состояния обеспечения, предоставленного по кредиту;
  7. проверка полноты соответствующей документации, касающейся обеспечения и возможности распоряжаться кредитом в случае возникновения у заемщика проблем с его погашением;

8) оценка соответствия выданного  кредита кредитной политике банка  и требованиям, предъявляемым  со стороны контролирующих органов.

Ретроспективный анализ кредитоспособности заемщика базируется на всей информации, содержащейся в кредитном досье  заемщика и собранной за время  действия кредитного договора. Главными задачами ретроспективного анализа кредитоспособности являются объективная оценка результатов взаимодействия кредитора и заемщика, выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора, выявление неэффективности и недочетов в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора, определение величины убытков кредитора вследствие невыполнения заемщиком кредитных обязательств.

В процессе ретроспективного анализа  кредитоспособности в качестве основных этапов можно выделить следующие:

  1. обобщение информации, касающейся взаимодействия кредитора и заемщика в период действия кредитного договора;
  2. анализ тенденций изменения финансового состояния заемщика и его влияние на изменение уровня кредитного риска;
  3. анализ тенденций изменения качества и стоимости обеспечения в течение срока действия кредитного договора;
  4. анализ тенденций изменения нефинансовых показателей заемщика;
  5. присвоение заемщику класса кредитоспособности по итогам выполнения кредитного договора с учетом тенденций изменения всех количественных и качественных характеристик заемщика;
  6. внесение корректировок в кредитную историю заемщика.

Информация о работе Теоретические основы оценки кредитоспособности заемщиков