Анализ и оценка кредитоспособности заемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Определение кредитоспособности. Определение кредитного рейтинга заемщиков. Система оценки кредитоспособности заемщика.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Определение кредитоспособности……………………………………...........4
1.1 Анализ кредитоспособности заемщика……………………………………6
1.1.1 Сравнительный анализ определения кредитоспособности предприятия заемщика…………………………………………………………………………6
1.1.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками США……………………………………………………………………7
1.1.3 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая Банками Франции………………………………………………………………12
1.1.4 Оценка кредитоспособности заемщика по методике СБ РФ………….18
2. Методики оценки качества заемщиков…………………………………….25
2.1 Рейтинговая система оценки рисков по кредитам юридических лиц…..29
2.2 Определение кредитного рейтинга заемщиков…………………………..31
2.3 Рейтинговая система оценки кредитоспособности заемщика…………..38
2.4 Кредитный мониторинг……………………………………………………46
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по ДКБ.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНТК-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» 
 
 
 

Курсовая  работа на тему

«АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА» 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил студент

группы  Д.06.Ф1

                                                                                                                                 Петров

      Евгений Романович  

                                                                                                                                    Проверил

                                                                                                                                       к.э.н.

                                                                                                                                     Середюк

Ирина Леонидовна 
 
 
 
 

Великий Новгород

2008

Содержание 

 
 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Определение кредитоспособности……………………………………...........4

1.1 Анализ кредитоспособности заемщика……………………………………6

1.1.1 Сравнительный анализ определения кредитоспособности предприятия заемщика…………………………………………………………………………6

1.1.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками США……………………………………………………………………7

1.1.3 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая Банками Франции………………………………………………………………12

1.1.4 Оценка кредитоспособности заемщика по методике СБ РФ………….18

2. Методики оценки качества заемщиков…………………………………….25

2.1 Рейтинговая система оценки рисков по кредитам юридических лиц…..29

2.2 Определение кредитного рейтинга заемщиков…………………………..31

2.3 Рейтинговая система оценки кредитоспособности заемщика…………..38

2.4 Кредитный мониторинг……………………………………………………46

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Кредитование  производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной  чертой деятельности банков по сравнению  с другими финансовыми и нефинансовыми  организациями. Но в то же время в России долгое время подход к кредитованию предпринимательской деятельности являлся чисто формальным. Это проявлялось и в том, что и средства банков и средства предприятий являлись собственностью государства (если взглянуть в суть данного определения, то все в стране «принадлежало народу», а государство «присматривало» за этой собственностью, то есть собственность практически была ничьей), и поэтому банк (в то время Госбанк СССР) не мог проводить полноценную кредитную политику. Поэтому в настоящее время перед российскими коммерческими банками при увеличении конкурентной борьбы за потенциальных заемщиков возникла необходимость планирования своей кредитной деятельности. Они должны научиться управлению кредитными операциями таким образом, чтобы они приносили максимально возможную доходность, но в то же время банки должны стремиться снизить кредитные риски, которые непосредственно связаны с проведением кредитных операций.

     Поэтому предметом данной работы стали элементы системы кредитования; этапы кредитования; методы кредитования.

     Цель  курсовой работы – рассмотреть элементы системы   кредитования,  изучить условия и этапы кредитования, методы кредитования, выявить особенности современной системы кредитования.

     Специфика современной практики кредитования состоит в том, что российские банки в  ряде случаев не  обладают единой методической и нормативной базой организации кредитного процесса. Старые банковские инструкции, регламентирующие кредитные операции и сориентированные на  распределительную систему, оказались неприемлемыми для условий рынка.  Ситуация такова, что каждый коммерческий банк поэтому, исходя из своего опыта, вырабатывает свои подходы, свою  систему кредитования, хотя совершенно очевидно, что есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт и позволяющие банкам существенно упорядочить свои кредитные отношения с клиентом, улучшить возвратность ссуд. 

1 Определение кредитоспособности. 

Для определения  кредитоспособности проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков1.

     Количественный  анализ.

Количественный  анализ производится с учетом тенденций  в изменении финансового состояния  и факторов, влияющих на эти изменения.

     С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия.

При расчете  показателей (коэффициентов) используется принцип осторожности, то есть пересчет статей актива баланса в сторону  уменьшения на основании экспертной оценки.

     Качественный  анализ.

Целью проведения качественного анализа  является определение возможности, размера и условий предоставления кредита.

     Качественный  анализ основан на использовании  информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные предприятием, подразделением безопасности, общедоступная информация о предприятии, размещаемая в сети Интернет и в средствах массовой информации и информация базы данных, а также аналитические материалы, подготавливаемые Управлением стратегического планирования и подразделением рисков.

При проведении качественного анализа оцениваются  следующие риски:

     - отраслевые и рыночные: состояние  рынка по отрасли (рыночные колебания цен, колебания спроса, действия конкурентов); тенденции в развитии конкуренции; риск недобросовестной конкуренции, уровень государственной поддержки;

     - региональные: значимость предприятия  в масштабах региона, социально-политические  явления в регионе, политические риски, обусловленные действиями властей;

     - акционерные: риск передела акционерного  капитала, согласованность позиций  крупных акционеров;

     - регулирования деятельности предприятия:  подчиненность (внешняя финансовая  структура), формальное и неформальное регулирование деятельности, лицензирование деятельности, льготы и риски их отмены, риски штрафов и санкций, правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе);

     - производственные и управленческие: технологический уровень производства, возможность нарушения нормального производственного процесса по техническим причинам, риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, перебои в снабжении или срыв поставок и т.п.); деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.п.), качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).

Кроме перечисленных, могут быть идентифицированы и другие риски.

     В целях проведения качественного  анализа могут привлекаться подразделения  экономического блока (в центральном  аппарате – Управление стратегического  планирования).

Заключительным  этапом оценки кредитоспособности является определение класса кредитоспособности. 
 

1.1 Анализ кредитоспособности заемщика 

     Оценка  кредитоспособности клиента является обязательным условием при предоставлении кредита, позволяет определить его платежеспособность и тем самым снизить невозврата денежных средств. 

1.1.1Сравнительный анализ определения кредитоспособности предприятия заемщика. 

     Процесс кредитования связан с действием  многочисленных и многообразных  факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Изменения в потребительском спросе или в технологии производства могут решающим образом повлиять на дела фирмы и превратить некогда процветающего Заемщика в убыточное предприятие. Продолжительная забастовка, резкое снижение цен в результате конкуренции или уход с работы ведущих управляющих - все это способно отразиться на погашении долга заемщиком. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности (credit analysis).

     Лаврушин  О. И. под кредитоспособностью предприятия  понимает способность заемщика полностью  и в срок рассчитаться по своим  долговым обязательствам (основному  долгу и процентам)2.

     Основная цель такого анализа  определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

     Рассматривая  кредитную заявку, служащие банка  учитывают много факторов. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные  за выдачу ссуд исходили из следующих  моментов:

- дееспособности  Заемщика;

- его репутации;

- способности  получать доход;

- владение  активами;

- состояния  экономической конъюнктуры.

     Банки развитых капиталистических стран  применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система  дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.

Рассмотрим  применяемые методы оценки кредитоспособности в развитых капиталистических странах и сравним эти методы с методами, применяемыми российскими банками. 

     1.1.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками США. 

       В американской практике применяется «правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку.

Основные  критерии отбора клиентов по этому  методу обозначены словами, начинающимися  на букву «си»:

     1. Характер заемщика (character), т.е. имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

     2. Финансовые возможности (capacity), т.е. способность заемщика погасить кредит, определяются с помощью тщательного анализа его доходов/расходов и перспектив изменения их в будущем. Способность заемщика получать деньги по всем своим операциям (изучается общий приток денег, полученных заемщиком в ходе предпринимательской деятельности в течение всего периода его деятельности) или по конкретному проекту; способность заемщика управлять наличными (изучение прошлых проектов).

Информация о работе Анализ и оценка кредитоспособности заемщика