Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:02, курсовая работа
Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны никогда не выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Введение 3
1. Сущность понятия «развитие организации» 5
2. Стратегия развития организации: подходы к определению 10
2.1. Процесс разработки стратегии развития организации. 16
2.2. Методические основы стратегического анализа деятельности организации 30
3. Особенности стратегического менеджмента в российских условиях 39
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Рис.7. Восприятие конкуренции топ иенеджментом
В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта.
Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на неё. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке.
Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков.
Таким образом, менеджмент и стратегическое планирование деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения.
Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях страны никогда не выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Многие предприятия напоминают временные структуры, не обладающие необходимым запасом интеллектуальной, организационной, экономической, производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление.
Рис.8. Схема влияния стратегии на финансовые показатели
Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях.
Для более точного
выяснения отношения
Обследование показало, что 45,5% руководителей предприятий имели некоторый опыт стратегического планирования, причем 12% опрошенных разрабатывают стратегические планы и практически используют методы стратегического планирования.
Отвечая на вопрос о том, почему стратегические планы на разрабатывались, большая доля (29%) опрошенных называет отсутствие возможности: «надо было выжить, а не строить планы», часть (18%) ссылается на быструю изменчивость окружающей среды и 10% - на отсутствие знаний и специалистов по стратегическому планированию. Здесь обращает на себя внимание довольна большая доля тех, кто полагает причиной пренебрежения стратегическим планированием быструю изменчивость внешней (да и внутренней) среды, что свидетельствует о не совсем точном понимании ими функций стратегического планирования: ведь последнее, с теоретических позиций, как раз и является средством борьбы с негативными последствиями быстрой изменчивости среды.
Те же руководители, кто имеет опыт стратегического планирования, относят к числу связанных с этим проблем и отсутствием методических пособий и рекомендаций (25%), и неподготовленность работников предприятия (23%), и невозможность освободиться от каждодневной текучки (20%), и сомнения в целесообразности разработки (23%).
Основными зонами внимания в действующих стратегиях являются: продвижение товаров на рынок; надежность финансового обеспечения работы предприятия; обновление ассортимента продукции; развитие технологии производства, что вполне соответствует оценкам значимости проблем, с которыми систематически сталкиваются опрошенные руководители. Такое соответствие можно считать подтверждением корректности ответов на вопросы анкеты.
В понимание роли стратегического планирования лидируют фактические 4 основных мотива:
Остальные мотивы существенно менее значимы для ответивших на этот вопрос.
Проблема стратегического менеджмента, по признанию самих управленцев для российской экономики одна из самых болезненных. Не смотря на обилие всевозможных работ в этой области, теория и практика бизнес-планирования, зачастую не соответствуют друг другу. Внедрение современных систем управления предприятиями задерживается по причинам объективного, прежде всего экономического характера. Тем не менее, специалисты в области управления утверждают, что автоматизация этого процесса позволит в значительной степени повысить эффективность хозяйственной деятельности.
Ни готовое дешевое решение, ни многомиллионные системы не дадут такого эффекта, который имеет от их внедрения западные компании, у нас другие традиции управления, другое законодательство, другие менеджеры. Главный вывод, который делают теоретики управления в России, - это целесообразность построения прагматичных не дорогих интегрируемых систем, которые могут достаточно быстро меняться, гибко перестраиваться, учитывать изменение форм собственности и специфику законодательства, особенно в части налогового права.
Другая тенденция – это поиск компромисса между жесткой централизованной системой сметного управления, когда исполнителю расписывается, что, когда и за какие деньги он должен делать, или либерализацией его возможности и функции, когда в рамках определенного финансового бюджета предоставляется определенная экономическая свобода. Сбалансированный подход позволяет раскрепостить внутренний экономический потенциал, как управленцев, так и возглавляемых ими подразделений. Но найти компромиссный вариант между необходимостью жесткой централизации и определением того, что можно отдать для исполнения менеджерам среднего звена – очень сложная задача. Компромисс этот, на мой взгляд, должен заключаться в доверии менеджером среднего звена судеб компании всего того, что входит в систему управления.
Ни система управления
должна приспосабливаться к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сформулировать основные концепции стратегического управления: что же такое стратегическое управление, каковы его основные признаки, как организовать и реализовать стратегическое управление, какие проблемы возникают при организации и реализации стратегического управления.
Итак. Стратегическое управление - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.; это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе управленческих решений.
Основными признаками стратегического управления являются следующие:
Для того, чтобы управление было действительно стратегическим, необходима реализация основных принципов стратегического управления:
1. Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействии и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьезной исследовательской деятельности.
2. Принцип учета и
согласования внешних и
3. Принцип соответствия
тактики и стратегии
4. Принцип приоритетности человеческого фактора в стратегии и тактике развития фирмы. Деятельность человека является главным фактором стратегических успехов. Все элементы стратегии должны быть привязаны к человеческому фактору. Источник развития - инициатива и активность человека.
5. Принцип определенности стратегии и организации стратегического контроля, который зависит от качества стратегии.
При реализации стратегического управления возникает множество проблем и трудностей, которые также необходимо знать, чтобы быть к ним готовым, исключить ошибки.
1. Одной из важных
проблем стратегического
2. Разработка стратегии для многих фирм оказывается дорогостоящим мероприятием. Это работа, которую нельзя провести на основе дополнительных функций, она требует дополнительных ресурсов. Как это сказывается на эффективности управления? Необходимы расчеты и оценки.
3. Цена ошибок в
стратегическом менеджменте
4. Представляет определенные
трудности и согласование
5. Организация стратегического менеджмента имеет свои особенности. От нее зависит реализация стратегии и согласование ее с тактикой. Здесь также встречается много проблем.
Стратегическое управление как тип управления не существует в чистом виде, он тесно связан с другими типами, и главным образом с такими, как креативное, инновационное управление, управление проектами и антикризисное управление. Конечно, невозможно представить себе стратегическое управление без маркетингового анализа и без маркетинга как типа управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.
Информация о работе Теоретические и методические аспекты разработки стратегии развития организации