Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:02, курсовая работа
Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны никогда не выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Введение 3
1. Сущность понятия «развитие организации» 5
2. Стратегия развития организации: подходы к определению 10
2.1. Процесс разработки стратегии развития организации. 16
2.2. Методические основы стратегического анализа деятельности организации 30
3. Особенности стратегического менеджмента в российских условиях 39
Заключение 48
Список использованной литературы 51
2.3 Методические основы стратегического анализа деятельности организации
Для успешного выбора стратегии необходим глубокий анализ существующих направлений в организации, её позиции в борьбе, перспектив на будущее, а также тенденции её развития. На основе анализа разрабатываются приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности организации и её основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на неё и тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.
Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:
- Объективная оценка положения организации в целом.
- Исследование эффективности
её работы в прошлом и
- Модель функционирования
технического и
Таким образом, стратегический анализ представляет собой анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организации, важных для разработки целей и стратегии.
В системе стратегического анализа выделяют внутренний и внешний анализ, анализ конкурентоспособности.
Процедуры внутреннего анализа.
Анализ состояния компании позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самой компании, получить необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений и разработки рыночной стратегии и политики. Анализ внутреннего потенциала фирмы предполагает: анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы, оценку её финансового положения, организационной структуры управления, производственных мощностей и материально- технической базы (обеспеченность материалами, сырьем, энергией), научно-технического и кадрового потенциала, товарного ассортимента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, издержек производства по всей номенклатуре выпускаемых изделий, системы сбыта и продвижения товара на рынок, существующих стратегий, информационной инфраструктуры и т.д.
Таким образом, процедуры внутреннего анализа направлены на выявление потенциала организации. В каждый данный момент предприятие имеет вполне определённый социально-экономический потенциал. В самом общем смысле его можно охарактеризовать как совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.
В нормальных условиях в качестве составляющих потенциала следует рассматривать ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ: отработанная технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и т.д.
Потенциал предприятия
не является постоянной величиной. Так
же, как и другие элементы производства,
он подвержен изменениям. Однако по
сравнению с другими
Анализ внешней среды организации.
Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду – среду
прямого влияния на
Рис.6. Модель Портера
- макросреду, влияющую
на предприятие и его
Внешняя среда характеризуется:
Сложностью – числом и разнообразием факторов, на которые фирма должна реагировать.
Взаимосвязанностью факторов – силой, с которой изменение одного фактора воздействует на изменение других факторов.
Подвижностью – скоростью, с которой происходит изменения на финансовых рынках, в социально-политической ситуации, в окружении фирмы.
Неопределенность – степенью полноты и достоверности информации о факторах среды и тенденциях их изменений.
Анализу факторов внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Поэтому при организации управления необходимо рассматривать конкурентную организацию как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных частей.
Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Поэтому при организации управления необходимо рассматривать конкурентную организацию как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных частей.
Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия состоит в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель –выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей рисков, связанных с его внешней средой.
При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход дает полную картину сравнительного анализа.
Общая цель прогноза состояния внешней среды – создать надежные основы для планирования будущего развития бизнеса, поскольку развивающиеся системы, коими и является любая организация, должны всегда учитывать состояние внешней среды.
Специальная цель – выявить шансы и риски предприятия и его развития во внешней среде.
Таким образом, в результате внешнего анализа фирмы выясняется её реальная репутация, полезность выпускаемой продукции в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться. Также выявляются помехи, препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.
Анализ конкурентоспособности.
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выявление факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и его продукции. Эти факторы следующие:
Рис.6. Схема оценки конкурентов по Портеру
Уровень конкурентоспособности фирмы во многом определяется тем, какими товарами она торгует, где и как эти товары потребляются.
Элементами оценки конкурентоспособности фирмы являются исследования того:
- насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время;
- каковы перспективы
укрепления или ослабления
- какое место занимает
компания среди основных
- имеет ли компания в настоящее время конкурентное преимущество или отстает по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов;
- какова способность
компании защищать свою
Стратегический анализ конкурентной позиции компании является одной из основных задач менеджмента. Конечной целью стратегического анализа является определение «стратегических проблем», то есть определение потенциальных опасностей и возможностей развития, обусловленных существующими условиями внешнего окружения предприятия, и разрыва между ними имеющимися у предприятия ресурсами и ресурсам, необходимыми ему для достижения успеха.
Как уже говорилось выше,
процесс стратегического
Однако на практике стратегический анализ сталкивается со своей главной проблемой – неопределенностью, степень которой увеличивается пропорционально временному горизонту анализа, и здесь необходимо рассмотреть два аспекта.
Стратегический анализ значительного временного горизонта базируется в отсутствии полных знаний о ситуации на технологии последовательного поиска случайным образом выработанных альтернатив, а результат анализа оказывается скорее удовлетворительным, то есть приемлемым, чем максимизирующим ценность. При таком подходе существенное влияние на будущий результат начинает показывать порядок, в котором производится анализ и формулируются альтернативы для последующего принятия решений.
Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии. На основе стратегического анализа делается стратегический выбор, который включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.
В современных условиях
конкуренции и глобализации экономического
менеджмента успех обеспечивает
В отечественной практике
необходимость применения стратегического
менеджмента обусловлена
Сложности в развитии
стратегического менеджмента в
нашей стране заключаются в том,
что большая часть малых и
средних предприятий
В настоящее время
руководители российских предприятий
вынуждены принимать
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации.
Информация о работе Теоретические и методические аспекты разработки стратегии развития организации