Сущность и значение лидерства в современном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Теоретическое изучение понятия лидерство, его содержание и подходы к его изучению
- Проведение анализа системы управления ОАО «Ижевский машиностроительный завод».
- Проанализировать результаты получившегося исследования.

Оглавление

вВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы лидерства 5
1.1 Природа и определение понятия лидерства 5
1.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией 6
1.3Эффективное лидерство и его условия 9
1.4Подходы к изучению лидерства 11
2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия 17
2.1 Организационно правовая характеристика 17
2.2 Анализ системы управления 19
2.3 Оценка действующей системы управления 22
3.Меры по преодолению проблем становления и адаптации современного руководителя 27
3.1 Система развития управленческих кадров, построенная по принципу «лидеропроводу» 27
3.2 Система критериев оценки лидерских качеств 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение А 41
Приложение Б 42
Приложение А 41

Файлы: 1 файл

Сущность и значение лидерства в современном управлении2.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Успешное решение  управленческих проблем требует  и определенных навыков и опыта. Поэтому рост потенциала менеджера, степени его готовности к решению все более сложных проблем зависит от опыта его практической деятельности и развития лидерских качеств.

Лидерство - это  не управление. Управление концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали дело правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные дела.

Менеджер - это  человек, который направляет работу других и несет личную ответственность  за ее результаты. Свою взаимодействие с подчиненным он строит больше на фактах и в рамках установленных  целей. Лидер зажигает людей и  вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому.

Менеджеры имеют  тенденцию занимать пассивную позицию  по отношению к целям. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей  к делу.

Менеджеры склонны  предусматривать свои действия в  деталях и во времени, планировать  потребность в необходимых ресурсах. Лидеры достигают этого же путем  разработки видения будущего и путей  его достижения, не вникая при этом в оперативные детали.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на отклонение плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.

Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Лидер пытается найти новые и неоднозначные решения.

Лидерство создает  атмосферу, которая стимулирует  открытый обмен идеями и мыслями. Если люди будут обращаться друг относительно друга как коллеги и как друзья, то они с удовольствием ходить на работу.

Если на смену  диктата власти придет культура лидерства, люди любят свою работу и благодаря  этому их эффективность выйдет на принципиально новый уровень .

Для формирования эффективной системы лидерства  на предприятии «ИжМаш» необходимо:

1. Помочь людям  понять философию менеджмента.

2. Сформулировать  и довести до каждого, что  же фирма от него ожидает.

3. Изменить поведенческую  модель первого лица: четкая и неуклонная соответствие слов и дел.

4. Быть готовым  первым сделать то новое, к  чему призывает, показать пример, научить.

5. Разъяснить  всем миссии, видения стратегической  цели организации. Без знания  и понимания основ корпоративной  культуры человек не может быть лидером.

6. Открытость  всей информации - «информационная  прозрачность». Человек, лишенный  хотя бы части существенной  информации, не может быть лидером.

7. Создать систему  управления, при которой все важные (не обязательно стратегические) решения принимаются коллегиально с учетом мнения каждого, в ходе четко организованной дискуссии.

 

 

 

Заключение

 

Люди - самая  большая ценность в любой организации, но в то же время они являются наименее предсказуемыми для управления. Это справедливо по отношению  не только к промышленных и торговых компаний, а к любой оперативной деятельности, независимо от того, связана она с получением прибыли или нет, относится и к производству или к работе в правительстве. Именно люди фактором, определяющим цельный или непоследовательный характер любой деятельности.

Компании приводятся в движение не логикой, а убежденными  людьми, действующими в соответствующем  культурном и историческом контексте. Они управляются не системами  и технологиями, а человеком, который  следует своим путем, используя свои умственные способности, деловые качества, инстинкты и эмоции.

В мире неоднократно получались невероятные военные  победы, создавались могущественные корпорации, и все это благодаря  дальновидности и руководству немногих лиц - лидеров. Хотя и справедливое мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить успешного менеджера, который не был бы лидером. Такое сложное и разнообразное поле деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для человека, стремящегося найти его истоки и стимулы. Лидерство - это смысл руководства.

Слово «лидерство»  происходит от слова «тропинка», что  означает дорогу, путь, направление  судна в море. Управление имеет  иную концепцию. Оно происходит от латинского слова «Манус» - «рука» - указывать рукой направление или давать приказ. Лидерство, как и власть, - это потенциал, что имеет человек. Сила и принуждение при лидерстве заменяются на побуждения и вдохновения.

Вопрос лидерства  вызывали интерес людей с давних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только с Ф. Тейлора. Было проведено много исследований. Однако еще нет полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как его следует изучать.

Лидерство стало  объектом исследования, когда в начале двадцатого века начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 годами впервые осуществлено изучение лидерства в крупных масштабах и на системной основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить качества и личностные характеристики эффективных руководителей. 

Список  использованной литературы

 

1. Галиуллина, Г.  С. Лидерство в XXI веке: взгляд  из России. Челябинск : Челяб. Дом  печати, 200. 432 с.

2. Гапонюк, З. Г. Типология  лидерства // Вестн. Воен. ун-та. 2008. № 2. «Соискатель». С. 123–127.

3. Дрыгина, И. В. Активизация  лидерского потенциала личности  студента в образовательном процессе  вуза : монография. Красноярск, СибГТУ, 2008. 154 с.

4. Евтихов, О. В. Стратегии  и приемы лидерства: теория  и практика. СПб. : Речь, 2007. 238 с.

5. Друкер, П. Ф. Задачи  менеджмента в XXI веке : пер. с  англ. М. : Вильяме, 2008.

6. Платонов, Ю. П. Психологические  феномены поведения персонала  в группах и организациях : в  2 т. Т. 1. СПб. : Речь, 2007. 416 с.

7. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2008, 320 с.

8. Кузес, Дж. Вызов бросают  лидеры / Д. Кузес, Б. Познер ; пер.  с англ. А. В. Савинова. М. : АСТ  : ЛЮКС, 2010. 446 c.

9. Кричевский, Р. Л. Если  Вы — руководитель : (Элементы психологии менеджмента в повседневной работе). М. : Дело, 1998.

10. Марков, В. Н. Личностно-профессиональный  потенциал кадров управления: психолого-педагогическая  оценка и оптимизация : автореф.  дис. … д-ра психол. наук. М., 2009.

11. Менегетти, А. Психология лидера : пер. с ит. 4-е изд., доп. М., 2007. 256 с.

12. Нордстрем, К. А. Бизнес  в стиле фанк. Капитал пляшет  под дудку таланта. 5-е изд, исправл. / К. А. Нордстрем, Й. Риддерстрале ; Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге. СПб., 2008. 280 с.

13. Рассадин, В. Управленческие  кадры и их роль в формировании  коллектива // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 10.

14. Юрасов, И. Свой и  чужой, или Лидерство как коммуникативная  способность // Упр. персоналом. 2006. № 8.

15. Обучение & карьера [Электронный журнал] / Сайт «Деловой мир». Режим доступа: www.dmir.ru

 

 

Приложение  А 

Организационная структура ОАО «ИжМаш»

Приложение  Б

Производственная  структура ОАО «ИжМаш»

1 
  Гапонюк, З.Г. Типология лидерства //  Вестн.Воен.ун-та. 2008. №2. “ Соискатель” С. 123-127.

2  Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психология- педагогическая оценка и оптимизация:  автореф.дис. д-ра психол. Наук. М. , 2007

3  Галиуллина, Г.С. Лидерство в XXI  веке: взгляд из России. Челябинск: Челяб. Дом печати, 2008. 432 с.

4  Кузес. Дж. Вызов бросают лидеры / Д. Кузес, Б. Познер; пер. с анг. А.В. Савинова. М.: АСТ: ЛЮКС, 2009.446с.

5 
   Обучение и карьера [ Электронный журнал] / Cайт  «Деловой мир». Режим доступа: www.dmir.ru

6  Евтихов, О. В. Стратегии и приёмы лидерства: теория и практика. СибГТУ,2009.238с.


Информация о работе Сущность и значение лидерства в современном управлении