Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть корпоративную культуру организации, сделать выводы.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть понятие, структуру и содержание корпоративной культуры;
Изучить как развивается корпоративная культура, как её можно поддерживать и изменять;
Рассмотреть влияние корпоративной культуры на организационную эффективность и типы корпоративной культуры;
Изучить методы оценки корпоративной культуры;
Проанализировать корпоративную культуры компании «ЭлектроСеть» на основе выбранного метода.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность корпоративной культуры…………………………………..............5
1.1. Понятие, структура и содержание корпоративной культуры……....5
1.2. Развитие корпоративной культуры, её поддержание и изменение………………………………………………………………….10
1.3. Типы корпоративной культуры……………………………………..16
1.4. Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность…………………………………………………………….20
1.5. Методика оценки корпоративной культуры………………………..25
2. Анализ корпоративной культуры компании «ЭлектроСеть»……………....28
Заключение………………………………….……………………………………32
Список литературы………………………….…………………………………...34
1.4 Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность
Различают два пути влияния культуры на корпоративную жизнь. Первый – культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй – культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают. Существуют различные подходы к выделению выбора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно это переменные выступают основой анкет и вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации.
Набор переменных, выбираемых руководством для анализа организации, может быть связан непосредственно с уровнем организационного воздействия: организация – внешняя среда, группа – группа, индивид – организация. При этом для каждого уровня могут измеряться как эффективность их функционирования с точки зрения интересов организации, так и удовлетворённость. Кроме того, каждая из указанных групп переменных рассматривается в своём временном аспекте, т.е. быть преимущественно ориентированной на краткосрочную или долгосрочную перспективу. Однако такая «теоретизированная» модель влияния культуры на организацию сложна для применения на практике и в основном её используют в исследовательской работе.
Кроме того, в современном менеджменте влияние культуры на эффективность организации рассматривают:
Модель В. Сате. Данный учёный рассматривает влияние культуры на организацию через семь процессов:
Кооперацию как образец поведения в организации нельзя установить только с помощью формальных управленческих мер, так как нельзя предусмотреть все возможные случаи. Насколько действительно люди кооперируются в организации, зависит от разделяемых ими предположений в этой области. В одних организациях высшей ценностью является групповая работа, в других – внутренняя конкуренция.
Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как корпоративная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существуют три механизма контроля: рынок, администрирование, клановость. При рыночном механизме контроля полагаются на цены, т.е. меняющиеся цены и платежи должны стимулировать необходимые изменения в организации.
Административных механизм контроля строится на формальном авторитете. В основе данного механизма лежат два предположения:
Клановый механизм контроля всецело
основан на разделяемых верах
и ценностях. Именно из них исходят
члены организации при
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое – это отсутствие необходимости коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения. В этом случае определённые действия осуществляются как бы без слов. Второе – разделяемые предположения обеспечивают направленность и оказывают помощь в интерпретации получаемых сообщений. Так, если в компании работник не считается придатком машины, то и известие о предстоящей автоматизации не вызовет в нём шока.
Содержание культуры влияет также на содержание коммуникаций. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других наоборот.
Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Также работники могут активизировать свои действия в стремлении помочь организации.
Восприятие индивидом
Культура помогает людям в организации действовать осмыслено, обеспечивая оправдание их поведению. В компаниях, где ценится риск, человек идёт на него, зная, что в случае неудачи он не будет наказан и что за неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия усиливают существующее поведение, особенно когда оно вписывается в ситуацию. [17]
Модель Питерса – Уотермана. Авторы известного бестселлера «В поисках успешного управления» Т. Питерс и Р. Уотерман обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, они «вывели» ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:
Модель Квина – Рорбаха. Модель этих учёных называется «Конкурирующие ценности и организационная эффективность». Она объясняет влияние тех или иных групп ценностей на организационную эффективность. В развитие модели AGIL было предложено рассматривать это влияние в трех измерениях. Поэтому использовалась модель так называемых «конкурирующих ценностей».
Данная модель включает следующие три измерения:
♦ интеграция — дифференциация: относится к проектированию работ и организации в целом. Данное измерение указывает на степень, с которой в организации делается упор либо в сторону контроля (предпочитаются стабильность, порядок и предсказуемость), либо в сторону гибкости (предпочитаются нововведения, адаптация и изменения);
♦ внутренний фокус — внешний фокус, данное измерение отражает преобладание в организации интереса либо к устройству ее внутренних дел (скоординированность и удовлетворенность работников), либо к укреплению положения организации как целого во внешней среде;
♦ средства/инструменты — результаты/показатели: измерение в модели демонстрирует различие в концентрации внимания, с одной стороны, на процессы и процедуры (планирование, установление целей и др.), а с другой — на окончательные результаты и показатели их измерений (производительность, эффективность и др.).
Данная модель, для изучения культуры организации использует четыре подхода:
Данная общая модель описывает ценности культуры организации в связи с каждым отдельным подходом к определению эффективности и сопоставляет перспективу одного подхода со всеми другими. Измерение конкурирующих ценностей в модели Квина — Рорбаха производится с помощью «шкалированных» вопросников. Поэтому модель может использоваться как эффективный инструмент организационной диагностики. В отличие от одномерных моделей, в данном случае нельзя получить «единственно верный ответ» об эффективности организации. Модель выявляет недостатки во всех четырех своих частях в той степени, в которой они присутствуют в деятельности организации.
Подводя итог, в заключение отметим, что в конечном итоге культура является инструментом, облегчающим управление организацией и всеми внутренними процессами в ней, направленным на повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности организации. [6]
1.5 Методика оценки корпоративной культуры
Корпоративная культура любой компании – это ее сердце и душа. Любые изменения, как внешние, так и внутренние, оказывают на нее огромное влияние. И потому руководителям очень важно держать руку на пульсе происходящих преобразований, отслеживая появление возможных проблем. Помочь в этом может регулярная диагностика корпоративной культуры организации, которая представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс.
Необходимость в диагностике, или мониторинге корпоративной культуры, возникает достаточно часто. Решаемые задачи могут быть самыми разными – от локальных (например, изучение удовлетворенности работников качеством спецодежды) до масштабных, таких как исследование сложившейся в компании организационной культуры, проведение структурных преобразований. [13]
Принципы, на которые, следует опираться, исследуя и оценивая состояние корпоративной культуры, можно определить следующим образом:
1)научность, использование
2)системность в восприятии
3)гуманизм, основывающийся на признании личности наивысшей ценностью, а духовности - целью и средством развития личности и общества;
4)представление корпорации
5)профессионализм,
Теоретически диагностикой культуры могут заниматься внутренние специалисты: менеджеры по управлению персоналом, штатные психологи, специалисты по организационному развитию. Они знают ситуацию изнутри, способны предложить индивидуальные подходы к разным группам сотрудников. Но даже если собственные специалисты обладают необходимой квалификацией и навыками, они сами являются носителями культуры компании и зачастую не в состоянии оценить ее объективно. Кроме того, у них, как правило, нет возможности сравнить корпоративные требования своей организации с нормами, принятыми в других компаниях.
Информация о работе Сущность и анализ корпоративной культуры