Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Организация как функция – это важнейший вид управленческой деятельности позволяющий создать условия для реализации выбранной стратегии. Логически функция организации выполняется после завершения процесса планирования и направлена на определение двух основных аспектов устройства объекта: принятие решения о форме структуры управления и построение организационной структуры; налаживание взаимодействия и полномочий внутри организации, обеспечивающего связь высшего руководства с остальными уровнями и распределение задач в аппарате управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

1.Структура как основной элемент организации……………………………...3

1.1.Основные принципы построения организационных структур…………...5

1.2.Типы организационных структур управления…………………………….7

2.Внешняя и внутренняя среда организации…………………………………13

2.1.Прямые и косвенные факторы внешней среды организации……………15

2.2.Внутренняя среда организации…………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 45.52 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство по образованию                                                       Федеральное государственное образовательное  учреждение                          среднего профессионального образования                                             «Боровичский  Автомобильно-Дорожный Колледж» 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине                                                                                  « Менеджмент»   по теме                                                                                      «Структура организации. Внешняя и  внутренняя среда организации.» 
 
 
 
 

                                                                                     

Работу  выполнила студентка                                                                                                               заочного отделения: Сергеева Е.О.                                                                       Проверила: Андреева И.Н. 
 
 

                                                                

                                            Боровичи 2010 
 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………2

1.Структура как  основной элемент организации……………………………...3

1.1.Основные принципы  построения организационных структур…………...5

1.2.Типы организационных структур управления…………………………….7

2.Внешняя и  внутренняя среда организации…………………………………13

2.1.Прямые и косвенные факторы внешней среды организации……………15

2.2.Внутренняя  среда организации…………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В менеджменте  термин организация используется как  минимум в трех смыслах, очень  тесно связанных между собой:

- организация как некое свойство предприятия, фирмы, компании – плохая, хорошая или удовлетворительная организация, с которой, как правило, связывают рациональность, четкость взаимодействия элементов, упорядоченность, согласованность действий работников и пр.;

- организация как объект – предприятие, фирма, компания;

- организация как функция менеджмента, в результате осуществления которой формируется структура управления, позволяющую достигать цели, распределять и координировать совместную работу работников компании, т. е. решаются основные вопросы организационного устройства компании.

Организация как функция – это важнейший  вид управленческой деятельности позволяющий  создать условия для реализации выбранной стратегии. Логически  функция организации выполняется  после завершения процесса планирования и направлена на определение двух основных аспектов устройства объекта: принятие решения о форме структуры управления и построение организационной структуры; налаживание взаимодействия и полномочий внутри организации, обеспечивающего связь высшего руководства с остальными уровнями и распределение задач в аппарате управления. Если формируется новое предприятие, то в результате осуществления функции создается требуемая организация. Если компания уже существует, то производится анализ сложившейся организации, и делаются выводы о том, пригодна ли она для реализации выбранной стратегии и достижения поставленных целей, какие необходимо внести изменения и как это следует сделать.  
 
 

1.Структура как основной элемент организации.

Организационная структура представляет собой модель должностей и подразделений в  организации и взаимосвязей между ними. К взаимосвязям обычно относят иерархические, властные, процессные, временные и пространственные. Организационная структура является важным мотивом индивидуального и группового поведения. Должности и подразделения - характерный признак любой организации. Человек, попав в нее, отказывается от свободного поведения и делает то, что ему предписано должностью. Служебные обязанности человека требуют от него взаимодействия с другими работниками в организации. Взаимодействия могут быть рутинными и творческими, требовать различного уровня квалификации и осознанности действий. Предприятие, фирма, компания, выполняя функцию организации, разрабатывает концепцию структуры. Концепция структуры подразумевает характерную устойчивую и непрерывно возобновляемую форму деятельности, главной особенностью которой является ее шаблонная регулярность. Например, ровно в восемь часов утра работники приходят в фирму, садятся за свои столы и делают то-то и то-то, взаимодействуют с определенными людьми и пр. Структура позволяет организовать предсказуемую деятельность. Каждая компания, кроме организационной, имеет еще несколько видов структур – производственную, технологическую, экономическую, социальную и информационную:

  • производственная структура – упорядоченная совокупность основных производственных, вспомогательных и обслуживающих предприятий, цехов, складов и других элементов производственной базы в отношении величины, мощности и объемов выпускаемой продукции, численности работников, типов предприятий, их расположения и взаимосвязей;
  • технологическая структура – состав оборудования, его характеристики, специализация и загрузка мощностей;
  • экономическая структура – соотношение стоимостных параметров основных и оборотных фондов, затрат на продукцию, ценит, п.;
  • социальная структура – распределение работников по профессиональному, квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования, семейному положению и т. п.;
  • информационная структура – источники и получатели, носители информации, их состав и взаимосвязи, конфигурация коммуникационных сетей.

Организационная структура является абстрактным  понятием, так как она выстраивается  в виде схемы, отражающей статическое положение должностей и подразделений. Остальные виды структур отражаются в ней косвенно и для целей анализа рассматриваются специально. Важным является тот факт, что все структуры должны быть согласованными и обеспечивать реализацию выбранной стратегии компании. Фактическое положение дел в компании является свидетельством наличия или отсутствия организационной структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.Основные  принципы построения организационных  структур.

К структуре  управления предъявляется множество  требований, отражающих

ее ключевое для менеджмента значение. Они  учитываются в принципах

формирования  организационных структур. Главные из этих принципов могут

быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать

цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной

производству  и его потребностям.

2. Следует предусматривать  оптимальное разделение труда  между органами 

управления и  отдельными работниками, обеспечивающее творческий 

характер работы и нормальную нагрузку, а также  надлежащую

специализацию.

3. Формирование  структуры управления надлежит  связывать с определением 

полномочий и  ответственности каждого работника  и органа управления, с 

установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями  и обязанностями, с одной стороны,  и полномочиями и 

ответственностью  с другой, необходимо поддерживать соответствие,

нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная  структура управления призвана  быть адекватной 

социально-культурной среде организации, оказывающей  существенное

влияние на решения  относительно уровня централизации  и детализации,

распределения полномочий и ответственности, степени  самостоятельности и 

масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически  это 

означает, что  попытки слепо копировать структуры  управления, успешно 

функционирующие в других социально-культурных условиях, не

гарантируют желаемого  результата.

Менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание

принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций

структур, изучению закономерности их построения и   развития, оценке их

соответствия  решаемым целям и задачам. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Типы организационных структур управления.

Очевидным является то, что каждая организация  представляет собой достаточно сложную  технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность  и специфику. Описать эту систему  возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация». Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций. В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

- множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинства - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется. В линейной структуре все полномочия идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейной организации — ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.                                                                                                             В числе недостатков линейного построения организации — негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Утрата (отставка, смерть) руководителя может привести к более серьезным последствиям, чем при гибком построении организационной структуры. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.   Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. Достоинством функциональных организационных структур является их простота, четкое функциональное разделение управленческого труда, соблюдение принципа единоначалия, формальных правил и процедур деятельности. Такая структура эффективна в монопродуктовых отраслях, массовом производстве, в малых предприятиях, во всех компаниях, действующих в относительно стабильной внешней среде. Она хорошо приспособлена к выполнению функций управления и повторяющихся операций. Обеспечивает производственный тип реакции на среду.                   К основным недостаткам структуры относятся ее негибкость, неприспособленность к быстрым изменениям, отсутствие горизонтальных взаимоотношений из-за жестко выстроенной вертикали власти. С рынком соприкасается только первый руководитель, он же отвечает за конечные результаты деятельности, тогда как структура ориентирована преимущественно на выполнение функций управления, а сотрудники и менеджеры отвечают за работу отделов, а не организации в целом. Недостатки функционального разделения труда менеджеров проявляются по мере роста предприятия и усиления конкуренции на рынке, когда перегруженный первый руководитель не в состоянии эффективно решать все вопросы повышения конкурентоспособности компании.

Информация о работе Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации