Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ кадрового потенциала на ОАО «Шереметьево-Карго» и разработка на этой основе целесообразных и эффективных мер по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
анализ теории, исследования по теме курсовой работы;
оценить мотивационный потенциал персонала организации;
подготовить предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда в рамках ОАО «Шереметьево-Карго»
Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией и стимулирование трудовой деятельности персонала……………………………………………….....5
1.1. Сущность, назначение, понятия мотивации и стимулирования труда……....5
Содержание основных теорий мотивации……………………….….………7
Глава 2. Стратегия управления мотивацией на предприятии …………………19
2.1. Характеристика деятельности предприятия…………………...…………….19
2.2. Система мотивации персонала на предприятии……………………………..20
2.3. Стратегия совершенствования системы мотивации и стимулирования труда в ОАО «Шереметьево - Карго»……………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………...…………..39
Список использованной литературы…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические основы управления мотивацией
и стимулирование трудовой деятельности
персонала………………………………………………...
1.1. Сущность, назначение, понятия мотивации и стимулирования труда……....5
Глава 2. Стратегия управления мотивацией на предприятии …………………19
2.1. Характеристика деятельности предприятия…………………...…………….19
2.2. Система мотивации персонала на предприятии……………………………..20
2.3. Стратегия совершенствования системы мотивации и стимулирования труда в ОАО «Шереметьево - Карго»……………………………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. От того, сколь эффективным окажется труд наших работников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Здесь мы сталкиваемся с важнейшим аспектом управления – мотивацией. Для того чтобы понять роль мотивации в эффективном управлении предприятием, ответим на вопрос, какой сотрудник представляет наибольший интерес для компании. Ответы могут быть самыми разными, но вряд ли найдутся те, кто не согласится с тем, что это будет человек, который может и хочет выполнить поставленные перед ним задачи. Как показывает практика, навыки сотрудника не принесут результата, если он не заинтересован в этом результате.
Актуальность курсовой работы обусловлена развитием рыночных отношений и динамикой развития малого бизнеса в целом, а так же необходимостью совершенствования механизмов его управления, в том числе и механизмов мотивации. Исходя из вышесказанного, мы выделяем ряд причин:
-
исчерпали себя старые
-
рыночная экономика
- в стране стал формироваться рынок труда;
-
потребовалась возможность
Целью курсовой работы является анализ кадрового потенциала на ОАО «Шереметьево-Карго» и разработка на этой основе целесообразных и эффективных мер по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
Объектом исследования является ОАО «Шереметьево-Карго».
Предметом исследования является кадровый потенциала ОАО «Шереметьево-Карго».
Методологической основой курсовой работы является, исследования, которые проводились на основе отечественного и зарубежного опыта, по материалам периодических изданий, научных монографий. В расчетах использовались материалы различных методических источников.
Информационную
базу составили фактические
В
отечественной литературе данной проблемой
занимались Н.Ф. Наумов, И.Ф. Беляева. Одни
из них посвящены вопросам классификации
потребностей, другие - процессам мотивации.
В исследование ученых НИИ труда и социального
страхования (И.Ф. Беляева, Е.Д. Катульский
и др.) рассмотрены вопросы формирования
и функционирования мотивации и стимулирования
труда. В зарубежной литературе данной
проблемой занимались Я. Мейланд, П. Лайман,
П. Уйлсон.
Глава
1. Теоретические основы
управления мотивацией
и стимулированием трудовой
деятельности персонала
Формирование
социально ориентированной
Разрешить эту проблему не в состоянии ни приватизация (хотя она и ликвидирует монополию государства на рабочие места, но не стимулирует, по крайней мере на современном этапе, роста квалификации, развития инициативы, творчества в работе), ни высвобождение рабочей силы и создание конкуренции на рынке труда, также не побуждающие к формированию сильной трудовой мотивации, хотя и приостанавливающие процессы дальнейшей деградации рабочей силы. Главная задача сейчас с точки зрения мотивационных процессов - сделать каждого не столько собственником средств производства, сколько собственником своей рабочей силы.
При решении проблемы кризиса труда сталкиваются социальные группы, каждая из которых стремится наиболее полно реализовать свои интересы зачастую в ущерб не только интересам других групп, но и интересам общества в целом. Поэтому именно общество в лице государства должно способствовать развитию мотивации высокопродуктивного труда. Выход из кризиса невозможен без регулирующей роли государства в этой области.
Государственная политика (программа) преодоления кризиса труда должна защищать и обеспечивать реализацию прав работников, умеющих и желающих работать с высокой трудовой отдачей, гарантируя им уровень качества трудовой жизни, достаточный для эффективной реализации и воспроизводства их трудового потенциала; жестко противостоять любым формам получения незаконных доходов и социального паразитирования, усиливая административно-правовые методы управления и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Мотивация
высокопродуктивного труда
В общем случае стратегией и тактикой решения этой проблемы являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование.
Мотивация
как стратегия преодоления
Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентации и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения; второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга: мы не сможем выбраться из кризиса без качественного изменения трудовой мотивации. Процессы мотивации и стимулирования могут не только совпадать, взаимоусиливаться, но и противостоять друг другу. Например, рост денежных доходов, когда нет достаточного материального покрытия, не только не вызывает повышения трудовой мотивации, но и снижает ее. Любое реформирование стимулирующих труд факторов, если оно превратится в самоцель, не принесет желаемых результатов, если не будет учитывать поведенческую реакцию на них человека.
Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.
Важно
также отчетливо представлять, что
мотивация - это внутренний процесс сознательного
выбора человеком того или иного типа
поведения, определяемого комплексным
воздействием внешних (стимулы) и внутренних
(мотивы) факторов.
1.2.
Содержание основных
теорий мотивации
Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В современных исследованиях выделяются теории содержания мотивации (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория FRG К. Альдерфера, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга и др.) и процессуальные теории мотивации (теории ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, теория подкрепления Б.Ф. Скиннера, теория справедливости Портера - Лоулера (авторы теории - Л. Портер и Э. Лоулер), модель выбора риска Д. Аткинсона, теория «Икс» и «Игрек» Д. Макгрегора и др.). Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. Один из первых исследователей мотивации Ч. Барнард, рассматривая множественность возможных видов удовлетворения человека в организации, выделил конкретные побуждения: материальные, личные нематериальные для отличия престижа и власти, духовные. Но он не создал теории мотивации. Исследователи в1950-1960-x гг. выделили основные потребности, содержание и соотношение которых представлено на рис. 3.
Теория Абрахама Маслоу.
Огромный вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и «Мотивация и индивидуальность» (1970). Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу опирался на идею наличия у людей множества различных потребностей. Маслоу разделил эти потребности на пять основных категорий.10
1.Физиологические
потребности: являются
2.Потребности
в безопасности и уверенности:
включают потребности в защите
от физических и
3.Социальные
потребности иногда называемые
потребностями в причастности. Это
потребности в привязанности,
принадлежности к какой-либо
4.Потребности в уважении включают внутренние факторы уважения, такие как самоуважение, самостоятельность, компетентность, личные достижения и внешние факторы уважения статус, уважение со стороны окружающих, признание.
5.Потребности в самовыражении - потребность в самореализации, достижении предела своих потенциальных возможностей, росте как личности.
Маслоу выдвинул гипотезу, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из неудовлетворенных потребностей. По мере того как очередная потребность удовлетворяется, она перестает играть мотивирующую роль и мотивирующей становится следующая потребность. При этом, по мнению Маслоу, сила потребностей понижается от физиологических потребностей к потребностям в самовыражении по ступеням иерархии потребностей.
Поскольку
с развитием человека как личности
расширяются его потенциальные
возможности, потребность в самовыражении
никогда не может быть полностью
удовлетворена. Поэтому и процесс
мотивации поведения через
Информация о работе Стратегия управления мотивацией на предприятии