Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:57, курсовая работа
Задача настоящей работы состоит в рассмотрении методологических и практических положений концепции стратегического управления
Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудо¬емких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны никогда не выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены за¬дач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовер-шенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособ¬ности предприятий.
Многие предприятия напоминают временные структуры, не обладающие необходимым запасом интеллектуальной, организационной, экономической, производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимос¬ти эффективное обновление.
Введение 4
1. Основы менеджмента 7
1.1. Сущность, цели и задачи менеджмента в условиях
рыночной экономики 7
1.2. Основные принципы менеджмента 9
1.2.1. Прогнозирование 10
1.2.1.1. Прогнозирование и планирование 10
1.2.1.2. Почему прогнозировать сложно? 10
1.2.1.3. Различные виды прогнозов 12
1.2.1.4. Методы прогнозирования 15
1.2.2. Планирование 17
1.2.2.1. Планирование в нашей жизни 17
1.2.2.2. Планирование как управленческое решение 17
1.2.2.3. Методы планирования 18
1.2.3. Создание организационных структур
как функция менеджмента 21
1.2.3.1. Вклад А.В.Суворова в менеджмент 21
1.2.3.2. Делегирование полномочий (делократия) 22
1.2.3.3. Законы Паркинсона 23
1.2.4. Руководство 23
1.2.4.1. Команда - основа успеха 23
1.2.4.2. Распорядительство 24
1.2.4.3. Менеджер как специалист 25
1.2.5. Координация 25
1.2.5.1. Совещания 25
1.2.5.2. Типовая процедура подготовки документа 26
1.2.5.3. Поиск компромиссов 27
1.2.6. Контроль 28
1.2.6.1. Контроль и корректировка планов 28
1.2.6.2. Доверяй, но проверяй 28
1.2.6.3. Выборочный контроль 29
1.2.7. Современный этап – контроллинг 30
1.3. Общие и специальные функции в менеджменте 30
1.3.1. Общие 30
1.3.2. Специфические 31
1.4. Менеджмент в России 32
2. Стратегия развития организации 37
2.1. Сущность стратегического менеджмента 37
2.2. Виды стратегических решений 40
2.3. Анализ внешней и внутренней сред организации. 42
2.4. Планирование и выбор стратегии развития фирмы 47
2.5. Стратегическое управление 52
Заключение 55
Литература 58
1.2.1. Прогнозирование
1.2.1.1. Прогнозирование и планирование
Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны.
Разберем простой пример, показывающий взаимосвязь прогнозирования и планирования. Представьте себе, что вы находитесь в степи, а ваша максимальная скорость ходьбы - 6 километров в час. Тогда можно предсказать, что через час вы будете находиться в какой-то точке круга радиуса 6 километров с центром в начальной точке. Результаты прогнозирования вы можете использовать для планирования. Если место, куда вы направляетесь, отстоит от начальной точки не более чем на 6 километров, то вы доберетесь туда пешком не более чем за час. Если же это расстояние - 18 километров, то прогноз показывает невозможность решения поставленной задачи. Что же делать? Либо отказаться от своего намерения, либо увеличить выделенной время (до 3 часов), либо воспользоваться более быстрым транспортным средством, чем ноги (автомобилем, вертолетом).
1.2.1.2. Почему прогнозировать сложно?
Иногда
прогноз основан на хорошо изученных
закономерностях и
Не претендуя на полную классификацию различных видов неопределенностей, укажем некоторые из них. Часть связана с недостаточностью знаний о природных явлениях и процессах, например:
- неопределенности,
связанные с недостаточными
- неопределенности природных явлений, таких, как погода, влияющая на урожайность, на затраты на отопление, на туризм, на загрузку транспортных путей и др.
- неопределенности,
связанные с осуществлением
Многие возможные неопределенности связаны с ближайшим окружением фирмы, менеджер которой занимается прогнозированием:
- неопределенности,
связанные с деятельностью
- неопределенности, связанные с социальными и административными факторами в конкретных регионах, в которых наша фирма имеет деловые интересы.
Большое значение имеют и неопределенности на уровне страны, в частности:
- неопределенность будущей рыночной ситуации в стране, в том числе отсутствие достоверной информации о будущих действиях поставщиков в связи с меняющимися предпочтениями потребителей,
- неопределенности,
связанные с колебаниями цен
(динамикой инфляции), нормы процента,
валютных курсов и других
- неопределенности,
порожденные нестабильностью
Часто
приходится учитывать и
Таким образом, менеджеру приходится прогнозировать будущее, принимать решения и действовать, буквально купаясь в океане неопределенностей. Полезно ввести их классификацию на СТЭП-факторы (по первым буквам от слов - социальные, технологические, экономические, политические) и факторы конкурентного окружения. СТЭП-факторы действуют независимо от менеджера, а вот конкуренты отнюдь к нам не безразличны. Возможно, они будут бороться с нами, стремиться к вытеснению нашей фирмы с рынка. Но возможны и переговоры, ведущие к обоюдовыгодной договоренности.
Каждая
из перечисленных видов
1.2.1.3. Различные виды прогнозов
Прогнозы всегда опираются на некоторые предположения. Наиболее обычным является предположение стабильности: "если существующие тенденции и связи сохранятся", "если не произойдет ничего необычного"... Однако иногда надо спрогнозировать развитие интересующего нас процесса как раз в необычных условиях. Например, что произойдет с экономикой России в целом и с Вашей фирмой в частности, если будут отменены все таможенные сборы и пошлины на экспорт и импорт, т.е. Россия перейдет к политике "свободной торговли", пропагандируемой во многих американских учебниках по экономике?
Если
необходимо рассмотреть ситуацию, в
которой события могут
В конкретной ситуации сама возможность подобной декомпозиции не всегда очевидна. При применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:
- построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;
- прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие менеджера вопросы.
Каждый из этих этапов лишь частично формализуем. Существенная часть рассуждений проводится на качественном уровне, как это принято в общественно-экономических и гуманитарных науках. Одна из причин заключается в том, что стремление к излишней формализации и математизации приводит к искусственному внесению определенности там, где ее нет по существу, либо к использованию громоздкого математического аппарата. Так, рассуждения на словесном уровне считаются доказательными в большинстве ситуаций, в то время как попытка уточнить смысл используемых слов с помощью, например, теории нечетких множеств (одно из перспективных направлений современной прикладной математики) приводит к весьма громоздким математическим моделям.
Например, просыпаясь утром, ленивый и недобросовестный менеджер может рассмотреть несколько сценариев своего поведения (шутка!):
- пойти на работу;
- остаться дома без всяких объяснений;
- остаться дома, сославшись на болезнь;
- позвонить
вышестоящему менеджеру и
Спрогнозировать развитие событий в каждом из этих сценариев предоставляем читателю.
Некоторые прогнозы имеют свойство самоосуществляться. Само их высказывание способствует их осуществлению. Например, высказанный по телевидению прогноз банкротства конкретного банка приводит к тому, что многие вкладчики сразу заявляют о желании забрать свои вклады из этого банка. Но ни один банк не может вернуть вклады одновременно всем вкладчикам или даже достаточно большой их доле (например, 4 из 10), поскольку часть средств выдана в качестве кредитов, часть вложена в ценные бумаги той или иной степени ликвидности, часть истрачена на содержание банка (здание, компьютеры, зарплата сотрудников, ...). В результате банк действительно оказывается банкротом..
Один из вариантов применения методов прогнозирования - выявление необходимости изменений путем "приведения к абсурду". Например, если население Земли каждые 50 лет будет увеличиваться вдвое, то нетрудно подсчитать, через сколько лет на каждый квадратный метр поверхности Земли будет приходиться по 10000 человек. Из такого прогноза следует, что закономерности роста численности населения должны измениться.
Учет нежелательных тенденций, выявленных при прогнозировании, позволяет принять необходимые меры для их предупреждения, а тем самым помешать осуществлению прогноза. Прогнозирование - частный вид моделирования как основы познания и управления.
1.2.1.4. Методы прогнозирования
Простейшие методы восстановления зависимостей в детерминированном случае исходят из заданного временного ряда, т.е. функции, определенной в конечном числе точек на оси времени. Задачам анализа и прогноза временных рядов посвящена большая литература. Временной ряд при этом часто рассматривается в рамках вероятностной модели, вводятся иные факторы (независимые переменные), помимо времени, например, объем денежной массы (агрегат М2). Временной ряд может быть многомерным, т.е. число откликов (зависимых переменных) может быть больше одного. Основные решаемые задачи - интерполяция и экстраполяция (т.е. собственно прогноз). Метод наименьших квадратов в простейшем случае (линейная функция от одного фактора) был разработан немецким математиком К.Гауссом в 1794-1795 гг. Могут оказаться полезными предварительные преобразования переменных. Для игроков на финансовых рынках такой подход именуется "техническим анализом".
Опыт
прогнозирования индекса
Для применения статистических методов прогнозирования нужны длинные временные ряды. Поэтому в быстро меняющейся обстановке, при прогнозировании развития вновь возникших ситуаций их применять не удается. Конкретный пример только что приведен: переход правительства к новой политике изменил ситуацию и обесценил сделанные ранее прогнозы. Альтернативой статистическим методам служат экспертные методы прогнозирования, опирающиеся на опыт и интуицию специалистов. О методе экспертных оценок подробно рассказано в главе. «Принятие управленческих решений".
Для
прогнозирования могут
Как
проверить достоверность
Если
у вас есть технология прогнозирования,
для оценки достоверности прогноза не
обязательно ждать. Пусть для определенности
речь идет о прогнозе на год вперед. Отбросьте
информацию за последний год и примените
вашу технологию. Получите прогноз на
год вперед от последних по времени данных
- т.е. на настоящий момент. Остается сравнить
его с реальностью и оценить качество
прогностического правила.