Стратегическое планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим, что же такое стратегическое планирование, какие есть стратегии и как организации выбрать необходимую для неё стратегию. В практической части проанализируем плюсы и минусы стратегии на примере фирмы.

Оглавление

Введение

1. Сущность стратегического планирования

2. Выбор стратегии

2.1 Базовые стратегии развития

2.1.1 Стратегия лидерства за счет экономии на издержках

2.1.2 Стратегия дифференциации

2.1.3 Стратегия специализации (концентрации)

2.1.4 Риски, связанные с базовыми стратегиями

2.2 Стратегии роста

2.2.1 Интенсивный рост

2.2.2 Интегративная стратегия

2.2.3 Стратегия роста через диверсификацию

2.3 Конкурентные стратегии

2.3.1 Стратегии лидера

2.3.2 Стратегии «бросающего вызов»

2.3.3 Стратегии «следующего за лидером

2.3.4 Стратегии специалиста

3. Анализ стратегии на примере фирмы "Rosa de Oro"

Заключение

Библиографический список 5

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Оборонительная  стратегия

     Цель оборонительной стратегии - защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам. Она часто принимается фирмой-новатором, которую, после того как она открыла новый рынок, атакуют конкуренты-имитаторы. Так случилось, например, с фирмой АиБиЭм на рынке крупных компьютеров и с фирмой «Данон» (Danone) на рынке свежих продуктов. Возможны различные оборонительные стратегии: инновации и технологического совершенствования с целью усложнить задачу конкурентов; консолидации рынка посредством интенсивного сбыта и политики товарной гаммы, покрывающей все сегменты рынка; конфронтации, т.е. прямой атаки путем ценовой воины или рекламной борьбы. Подобные ситуации возникали, например, между фирмами «Хертц» (Hertz) и «Эйвис» (Avis), «Кока-Кола» и «Пепси-Кола» (Pepsi-Cola), «Кодак» и «Полароид».

     Наступательная  стратегия

     Увеличить свою долю рынка, применив наступательную стратегию, - это третий путь, открытый для доминирующей фирмы. Цель при этом состоит в повышении рентабельности за счет максимально широкого использования эффекта опыта. Связь между рентабельностью и долей рынка наблюдается в основном в сфере массового производства, когда конкурентное преимущество связано с экономией на издержках. Очевидно, однако, что существует некий предел, при превышении которого дальнейший рост доли рынка становится невыгодным. Еще одна опасность слишком большой доли рынка состоит в привлечении внимания органов, контролирующих сбалансированность конкурентной среды. В Европейском сообществе эта обязанность возложена на Комиссию по конкуренции, а в США на антитрестовское законодательство. Кроме того, доминирующие фирмы скорее могут стать объектом давления со стороны обществ потребителей, которые охотно выбирают наиболее заметные цели, подобно фирме «Нестле» в Швейцарии, «Фиат» (Fiat) или «Монтэдисон» (Montedison) в Италии.

     Стратегия демаркетинга

     Фирма-лидер  может рассмотреть и четвертую  стратегию: сокращение своей доли рынка, чтобы избежать обвинений в монополизме или квазимонополизме. Один из многих возможных путей это применить принципы демаркетинга с целью снижения уровня спроса в некоторых сегментах за счет повышения цены, сокращения предлагаемых услуг, рекламы и стимулирования спроса. Альтернативой является стратегия диверсификации на новые рынки, где фирма не занимает доминирующего положения.

     В этой ситуации применима также стратегия «внешнего маркетинга», цель которого подчеркнуть социальную роль фирмы по отношению к различным группам. Например, одна из крупных торговых фирм Бельгии, доминирующая на рынке пищевых продуктов, охотно играет роль борца с инфляцией, пропагандируя свою политику цен: она в широких масштабах предлагает « более простые товары» по ценам на 30-40% ниже цен на марочные товары. 

2.3.2 Стратегии «бросающего вызов» 

     Фирма, не занимающая доминирующей позиции, может  либо предпочесть стратегию следования за лидером, действуя в соответствии с его решениями, либо атаковать  лидера, т.е. бросить ему вызов. Цель агрессивной стратегии « бросающего вызов» занять место лидера.

     Две проблемы в этом случае являются ключевыми: (а) выбор плацдарма для атаки  на лидера и (б) оценка его возможностей реакции и защиты.

     При выборе плацдарма учитываются альтернативы фронтальной или фланговой атаки. Фронтальная атака заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Чтобы быть успешной, фронтальная атака требует значительного превосходства сил у атакующего. В военной стратегии это соотношение обычно принимается равным 3 к 1.

     В 1981 г. фирма АиБиЭм начала атаку на компьютерном рынке, приступив к  выпуску своих персональных компьютеров. Примененные ею при этом средства маркетинга, в частности реклама, существенно превосходили средства фирм  «Эппл»,  «Коммодор» (Commodore) и «Тэнди» (Tandy), доминировавших на этом рынке. Спустя два года лидером стала АйБиЭм.

     Фланговая атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен. Она может быть, например, направлена на регион или сбытовую сеть, где доминирующая фирма представлена не так хорошо, или на сегмент рынка, для которого товар лидера не вполне адаптирован. Классическая стратегия «бросающего вызов» атаковать через цену, т.е. предложить тот же товар, но по существенно более низкой цене. Именно так действовали многочисленные японские фирмы на рынках электроники и автомобилей.

     Эта стратегия тем более эффективна, чем большей долей рынка владеет  лидер, поскольку для него принятие пониженной цены означает очень большие  потери; фирма, бросающая вызов, потеряет значительно меньше, особенно если она невелика.

     В этом причина большого ущерба, понесенного  крупными металлургическими фирмами  Европы в результате снижения цен, предложенного  итальянскими сталелитейными мини-заводами «Брешиани» (Bresciani). Аналогичное явление наблюдалось и на рынке нефтепродуктов в связи с появлением фирм, резко снизивших цены: «Сека» (Seca) в Бельгии, «Уно-Икс» (Uno-X) в Дании, «Коноко» (Conoco) в Великобритании. Доминирующие фирмы: БиПи (ВР), « Экссон» (Exxon), «Шелл» (Shell) больше потеряли бы, чем выиграли от ценовой войны.

     Фланговые, или непрямые, атаки могут принимать  различные формы. Проводя прямую аналогию с военной стратегией, можно  назвать стратегии обхода, окружения, партизанской войны, мобильной защиты и т.д.

     Правильная  оценка возможностей реакции и защиты со стороны доминирующего конкурента критична для успеха наступательного маневра. Портер предлагает использовать для такой оценки следующие критерии.

  • Уязвимость: в отношении каких стратегических маневров, каких действий правительства, каких событии и каких секторов конкурент наиболее уязвим?
  • Провокация: какие действия могут настолько угрожать целям конкурента, что он будет вынужден давать отпор, даже если это ухудшит его экономические показатели?
  • Эффективность отпора: какие действия можно предпринять, на которые конкурент будет не в силах эффективно ответить, даже если он и попытается им противостоять или повторить их?

     Идеальной представляется стратегия, которой  конкурент, в связи с его текущим  положением или приоритетными целями, бессилен противодействовать.

     Усиливается тенденция к обострению конкурентной борьбы на насыщенных или стагнирующих рынках; при этом противодействие атакам конкурентов может стать приоритетной целью. Риск стратегии, основанной исключительно на «воинственном маркетинге», в том, что, уделяя слишком много сил борьбе с конкурентами, можно потерять из виду цель удовлетворения потребностей покупателей. Фирма, занятая только конкурентной борьбой, занимает скорее реактивную позицию, зависящую от действий конкурентов, а не от эволюции потребностей рынка. Очевидно, необходим баланс между этими двумя ориентациями.

2.3.3 Стратегии «следующего за лидером» 

     «Следующий за лидером» это конкурент с небольшой долей рынка, который выбирает адаптивное поведение, согласовывая свои решения с решениями, принятыми конкурентами. Такие фирмы преследуют цель «мирного сосуществования» и осознанного раздела рынка. Подобное поведение чаще всего имеет место в ситуациях олигополии, когда возможности дифференциации малы, а перекрестная эластичность по ценам очень высока, так что каждый конкурент стремится избежать борьбы, которая может нанести ущерб всем фирмам.

     Подобное  поведение вовсе не означает, что  у фирмы не может быть конкурентной стратегии. Напротив, факт владения малой долей рынка усиливает значение четких стратегических целей, адаптированных к возможностям и устремлениям фирмы. В исследовании стратегий фирм, владеющих малой долей рынка, было установлено, что они способны преодолеть трудности, связанные с их небольшой величиной, и в некоторых случаях добиваются более высоких показателей, чем доминирующие конкуренты. Как мы уже говорили, фирмы с малой долей на медленно растущих рынках вовсе необязательно являются «собаками», или «мертвым грузом».

     Четыре главные особенности стратегий эффективно действующих фирм с малой долей рынка.

  • Творческая сегментация рынка. Небольшая фирма должна сфокусироваться лишь на некоторых сегментах рынка, на которых она может лучше реализовать свою специфичную компетентность или имеет больше шансов избежать столкновения с ведущими конкурентами.
  • Эффективно использовать НИОКР. Небольшие фирмы не могут состязаться с крупными фирмами в области фундаментальных исследований; они должны ориентировать НИОКР на улучшение технологий с целью снижения издержек.
  • Оставаться малыми. Успешно действующие малые фирмы концентрируют свое внимание на прибыли, а не на увеличении продаж или доле рынка; они стремятся к специализации, а не к диверсификации.
  • Сильный руководитель. Влияние руководителя в таких фирмах выходит за рамки формулирования стратегии и доведения ее до сотрудников; оно охватывает также управление текущей деятельностью фирмы.

     Стратегия «следования за лидером», таким образом, подразумевает не пассивное поведение  ее руководителя, а скорее его заботу о выборе стратегии развития, которая не вызовет отпора со стороны лидера. 

2.3.4 Стратегии специалиста 

     Специалист  интересуется только одним или несколькими  сегментами, а не рынком в целом. Его цель стать крупной рыбой в маленькой речке, а не мелкой рыбешкой в большой реке. Такая конкурентная стратегия совпадает с одной из базовых стратегий, рассмотренных ранее, а именно со стратегией концентрации. Для того чтобы ниша, на которую фокусируется специалист, была рентабельной, она должна удовлетворять пяти условиям:

  • обладать достаточным потенциалом прибыли;
  • иметь потенциал роста;
  • быть малопривлекательной для конкурентов;
  • соответствовать специфическим возможностям фирмы;
  • иметь устойчивый барьер входа.

     Перед фирмой в поисках ниши возникает  проблема, как установить критерий, на основе которого проводить специализацию. Такой критерий может быть связан с технической характеристикой товара, его отличительным свойством или с любым элементом маркетингового давления [2, 329]. 
 

3. Анализ стратегии на примере фирмы "Rosa de Oro" 

     Рассмотрим  стратегию, выбранную фирмой "Студия креативной флористики "Rosa de Oro", которая является официальным представителем компании "Verdissimo".

     Компания  "Verdissimo" (Вердиссимо) была основана в 1988 году. Сегодня "Verdissimo" стала всемирноизвестной торговой маркой стабилизированных (консервированных) растений и беспрецедентным лидером в этой сфере владеющей тремя фабриками в Испании, Эквадоре и Колумбии, с центральным офисом  и просторным, консолидационным складом во Франции. Бренд "Verdissimo" известен во всём мире благодаря своему качеству, которое наработано опытом постоянных исследований и инноваций в этой сфере. Все используемые материалы продукции и их компоненты являются экологически чистыми и удовлетворяют самым жестким требованиям Европейского Союза, а так же нормам тех стран, в которые поставляется продукция, таких как США, Канада, Япония и многих других.

     В последние годы большую популярность у флористов получили так называемые "консервированные" или "стабилизированные" растения. Консервированные цветы, ветви и деревья являются натуральными растениями, они не требуют особого ухода, не нуждаются в поливе и освещении. Стабилизация это процесс обработки растений чтобы сохранить их изначальную свежесть. Лепестки цветов и их бутоны могут сохранять свою свежесть и очарование до 3-5 лет, а деревья и кустарники до 10-15 лет.    
        Консервированные растения имеют много преимуществ по сравнению с живыми и засушенными, так как не требуют особого ухода, не нуждаются в высокой освещенности, не поражаются болезнями и вредителями и не выцветают со временем. Вместе с тем они выглядят вполне натурально, органично вписываясь в любой интерьер.

     Для того чтобы дольше сохранить их красоту, необходимо соблюдать некоторые  правила: оптимальным считается диапазон влажности 60-80% и температура в районе 5-30С. Их необходимо предохранять от попадания прямых солнечных лучей, близкого расположения галогеновых ламп и других источников повышенной температуры, которые могут привести к преждевременному высыханию растений.

Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте