Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент Шамехина.doc

— 784.00 Кб (Скачать)

главные угрозы для предприятия - это снижение спроса на топливо, возможные неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве

основные возможности - появление новых поставщиков и покупателей, динамично развивающийся рынок.

основные сильные стороны - хорошая репутация у покупателей, отлаженная сбытовая сеть

основные слабые стороны - средний уровень цен и зависимость от поставщиков

 

Анализ величины риска и затрат предприятия

Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:

- Неустойчивость спроса и цен  на готовую продукцию, а также  цен сырья и энергии, не всегда  имеющаяся возможность уложиться  себестоимостью в цену реализации  и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, а также действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в их общей сумме и предопределяет степень гибкости предприятия – все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле

 

 

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.

- Неустойчивость финансовых условий  кредитования, неуверенность владельцев  обыкновенных акций в получении  достойного возмещения в случае  ликвидации предприятия с высоким  уровнем заемных средств, т.е. действие финансового рычага, генерирует финансовый риск.

При анализе затрат предприятия необходимо провести разделение затрат на постоянные и переменные, а также определить точку безубыточности и рассчитать запас прочности.

Считаем, что переменными затратами являются все затраты на производство, тогда постоянные затраты – это сумма торгово-административных расходов, затрат на амортизацию основного капитала и величины процентных платежей.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю. Точка безубыточности рассчитывается по формуле :

 

 

 

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и точкой безубыточности образует запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности рассчитывается по формулам:

В абсолютном выражении:

 

 

В относительном выражении:

 

 

Результаты анализа функционирования финансового механизма предприятия представлены в таблице 2.16:

Таблица 2.8. - Расчет показателей функционирования финансового механизма предприятия

Показатели

2010 г.

Сила воздействия операционного рычага

1,72

Выручка от реализации (тыс.руб.)

225 180,3

Переменные затраты (тыс.руб.)

222 730,1

Валовая маржа (тыс.руб.)

2 450,2

Постоянные затраты (тыс.руб.)

440,3

Точка безубыточности (тыс.руб.)

40 464,8

Запас фин прочности (тыс.руб.)

184 715,5

Запас фин прочности (%)

58


 

Рисунок 3 График безубыточности предприятия на 2010г.

 

Согласно анализу точки безубыточности и рисунку 2.6, можно заметить, что предприятие имеет прибыль, так как выручка от реализации за 2010 год больше точки безубыточности, которая характеризует выручку от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

Таким образом, в ходе хозяйственно-финансового анализа ООО «Теплосервис» за 2008 – 2011 года было выявлено:

За исследуемый период доля оборотных средств в имуществе предприятия увеличилась. При этом возросла и величина собственных оборотных средств. Это позитивный фактор, расширяющий возможности предприятия к маневрированию своими средствами и получению прибыли. Доля самой мобильной части в их структуре также увеличилась, что свидетельствует об улучшении финансового состояния ООО «Теплосервис».

При анализе кредиторской задолженности выявлено, что предприятие имеет задолженность перед бюджетом, долги перед поставщиками и подрядчиками. Также наблюдается превышение кредиторской задолженности над дебиторской почти в 4 раза. То есть, если все дебиторы погасят свои обязательства, то ООО «Теплосервис» сможет погасить лишь часть обязательств перед кредиторами. Но в то же время превышение кредиторской задолженности над дебиторской даёт предприятию возможность использовать эти средства, как привлечённые источники.

Анализ финансовой устойчивости показал, что предприятие в целом практически независимо от внешних источников финансирования. С другой стороны, затруднено маневрирование собственными средствами из–за недостаточного их объема, что значительно осложняет управление финансами предприятия. Еще одним негативным фактором является низкая доля собственных средств при формировании оборотных средств предприятия, поскольку именно оборотные средства позволяют предприятию получать доход от своей деятельности.

Исходя из рассмотренных признаков несостоятельности банкротства предприятия, можно сделать вывод, что структура баланса не является неудовлетворительной и предприятие не является банкротом.

В целом финансовое положение предприятия можно оценить как устойчивое, при этом необходимо снизить дебиторскую задолженность, оптимально использовать амортизационные отчисления на развития производства, уменьшить производственные запасы.

 

Заключение

Стратегический анализ внутренней среды организации является важнейшим этапом стратегического управления, который обеспечивает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей. Анализ внутренней среды ООО «Теплосервис» показал, что наиболее сильной стороной исследуемого предприятия является наличие высококвалифицированного персонала.

На основе кадровой составляющей ООО «Теплосервис» можно сделать вывод о том, что кадровая политика Общества разумно сочетает процессы обновления и сохранения, поддержание оптимального численного и качественного состава персонала энергосистемы, способного на высоком профессиональном уровне обеспечить решение задач по производству, передачи и распределении электро - и теплоэнергии, бесперебойному энергоснабжению промышленных предприятий и бытовых потребителей. Исследование организационной составляющей Общества позволяет говорить, что в основе построения организационной структуры лежит принцип функциональной модели.

Анализ производственной области деятельности Общества показал рост полезного отпуска тепло- и электроэнергии за анализируемый период, что является положительным для предприятия. Отрицательное влияние на ООО «Теплосервис» оказывают стремительное темпы старения основных производственных фондов, которые обусловлены наметившимся в последние годы ростом энергопотребления

Как и любой анализ, стратегический анализ внутренней среды фирмы предполагает наличие соответствующих методов и инструментария. В данной курсовой работе был рассмотрен наиболее распространенный метод стратегического анализа - SWOT анализ. Предложенный анализ направлен на выявление и оценку сильных и слабых сторон объекта, определение возможностей и потенциальных угроз.

К сильным сторонам деятельности ООО «Теплосервис» относятся следующие характеристики

- высокая социальная значимость;

- повышение эффективности энергоснабжения;

- наличие квалифицированного кадрового потенциала.

Перечень слабых сторон включает:

- деятельность системы управления находиться в жестких правовых рамках;

- использование физически и морально устаревшей техники и технологий;

- нестабильное финансово-экономическое положение;

- отсутствие инвестиционной привлекательности;

Вероятные возможности представляются в виде:

- устойчивость спроса на продукцию;

- развитие проектов капитального строительства;

- отсутствие явной конкуренции;

- повышение гибкости системы управления.

Выявлены возможные угрозы. Это:

- высокая вероятность аварийных ситуаций;

- нехватка энергетических мощностей;

- неоправданная тарифная политика;

- ужесточение экологических требований;

- влияние топливного кризиса.

Проведенная количественная оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней и внутренней среды показала, что наиболее сильными сторонами являются принадлежность энергетического комплекса к базовым отраслям экономики и наличие квалифицированного кадрового персонала. Наиболее уязвимыми местами - эксплуатация устаревшего оборудования и недостаточное производство собственной электроэнергии.

На основании выявленных слабых сторон и ограничений в деятельности ООО «Теплосервис» в процессе стратегического анализа были разработаны рекомендации по их усилению, которые легли в основу плана нормализации долговой позиции Общества.

Реализация данных мероприятий позволит улучшить финансово-хозяйственную деятельность предприятия и наметить положительные тенденции в его развитии.

 

Список используемой литературы

    1. Ансофф, И. Стратегическое управление. / И. Ансофф - М.: Экономика, 2004 - С.519.
    2. Баринов В.А. Бизнес - планирование - М.: Инфра - М, 2004
    3. Бородин В. Стратегическое планирование: учеб. пособие / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова.- 2-е изд., перераб. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005.
    4. Виханский О. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/ О. Виханский, А. Наумов. – 2-е изд.– М.: Гардарика, 1996.
    5. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. Серия «Экономика и управление». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2008г. – 368 с.
    6. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. – М.: Издательство «Экзамен», 2005г. – 216с.
    7. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2007г. – 248 с.
    8. Бородушко И.В. Стратегическое планирование и контроллинг. - СПб.: Питер, 2006г. - 192 с.
    9. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008г. – 416 с.
    10. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007г. – 400 с.
    11. Горемыкин В.А. Процесс и организация планирования на предприятии // Справочник экономиста. – 2007. - №2. – С. 87-89.
    12. Фомин П.А. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта // Финансы и кредит. – 2005. - №5. – С. 52-58.
    13. Крылов В.А., Мокроносов А.Г. « Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг»- Екатеринбург.: Екатеринбург, 2005г. - 307 с.
    14. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2005г. - 208с.
    15. Чернышов Л.Н. «Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы, перспективы»- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006г.- 256 с.
    16. Иванов А.П. «Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства городов и сел» - М.: Стройиздат, 2005г. - 160с.
    17. Крупицкий М.Л. «Экономика, организация и планирование жилищного хозяйства» – М.:, Стройиздат, 2007г. -191с.
    18. Моляков Д.С. "Финансы предприятий отраслей народного хозяйства". - М.: ФиС, 2002г. – 524с.
    19. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика : Учебное пособие /В.З.Черняк – М.: КНОРУС, 2007г. – 208с.
    20. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева,  М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
    21. Туленков Н.К. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации.// Проблемы теории и практики управления. - 1997, № 4, стр. 28.
    22. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: Дело, 1997.- 351 с.
    23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент.: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел - Синтез»», 1998. – 416 с.

 

Приложение А

Бухгалтерский баланс

ООО «Теплосервис» За 2009 год.

Единица измерения тыс. руб.

АКТИВ

На 01.01.2008г.

 На 31.12.2008г. 

Внеоборотные активы

   

Нематериальные активы

89228

63725

Основные средства

235320

1069108

Незавершенное строительство

4785503

2463324

Долгосрочные финансовые вложения

2045647

7742163

Итого внеоборотных активов

7155698

11338320

Оборотные активы

   

Запасы

180258

114525

НДС по приобретенным ценностям

334920

830391

Дебиторская задолженность

4360812

8203706

Краткосрочные финансовые вложения

456280

8992503

Денежные средства

273163

1429529

Итого оборотные активы

5605433

19570654

Убытки

   

Непокрытые убытки прошлых лет

1118449

119575

Использование прибыли текущего года

-

4801430

Сумма активов баланса

13879580

35829979

ПАССИВ

   

 Капитал и резервы

   

Уставный капитал

7908

7908

Добавочный капитал

412885

2965841

Резервный капитал

639

1977

Фонды накопления

-

2053273

Целевые финансирование и поступления

5197222

735307

Нераспределенная прибыль прошлых лет

-

-

Нераспределенная прибыль отчетного года

х

5772489

Итого капитал и резервы

5618654

11536795

Прочие долгоср.и краткоср. Пассивы

   

Кредиты и займы

3877212

13343617

Кредиторская задолженность

4383714

10949567

- задолженность перед бюджетом

25148

732049

Расчеты по дивидендам

-

-

Итого долгоср. и краткоср. пассивы

8260926

24293184

Сумма пассивов баланса

13879580

35829979

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии