Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент Шамехина.doc

— 784.00 Кб (Скачать)

Наиболее обобщающим абсолютным показателем финансовой устойчивости является соответствие либо несоответствие (излишек или недостаток) источников средств для формирования запасов и затрат, то есть разницы между величиной источников средств и величиной запасов и затрат. При этом имеется в виду обеспеченность источниками собственных и заемных средств, за исключением кредиторской задолженности и прочих пассивов.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используются несколько показателей, отражающих различную степень охвата разных видов источников:

  • Наличие собственных оборотных средств, которое определяется как разница между суммой источников собственных средств и стоимостью основных средств и внеоборотных активов. (СОС) см. Приложения А,Б,В)

За 2010 г.:

За 2011 г.:

 За 2012 г.:

  • Наличие собственных оборотных и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат, определяемое путем суммирования собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов, или функционирующий капитал (КФ)

где КФ - наличие собственных оборотных и долгосрочных заемных источников средств; КТ - долгосрочные кредиты и заемные средства (IV раздел баланса); F – внеоборотные активы.

За 2010 г.:

За 2011 г.:

За 2012 г.:

  • Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат, равная сумме собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов. (ВИ)

За 2010 г.:

За 2011 г.:

За 2012 г.:

Общая величина запасов и затрат

За 2010 г.:

За 2011 г.:

За 2012 г.:

Трем показателям наличия источников средств для формирования запасов затрат соответствует три показателя обеспеченности или запасов и затрат.

  • Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств.

За 2010 г.:

За 2011 г.:

За 2012 г.:

  • Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат.

За 2010 г.:

За 2011 г.:

За 2012 г.:

  • Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников средств для формирования запасов и затрат.

За 2010 г.:

За 2011 г.:

За 2012 г.:

Вычисление трех показателей обеспеченности запасов и затрат источниками средств для их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. При определении типа финансовой ситуации используется трехмерный (трехкомпонентный) показатель, рекомендованный в экономической литературе:

Sвектор = {S1(±Ес), S2(±Ет), S3(±ЕS)}

где функция определяется следующим образом: S(x) = 1 (если х ³ 0), S(x) = 0 (если х £ 0).

Результаты расчетов представлены в таблице 2.3:

Таблица 2.3 - Анализ финансовой устойчивости

п/п

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

2

3

4

5

1

Источники собственных средств

55168

82360

81838

2

Внеоборотные активы

50372

76597

78202

3

Наличие собственных оборотных средств

4791

5763

3636

4

Долгосрочные кредиты и заемные средства

0

0

0

5

Наличие собственных и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат

4791

5763

3636

6

Краткосрочные кредиты и заемные средства

0

0

0

7

Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат

4796

5763

3636

8

Общая величина запасов и затрат

7042

8599

9174

9

Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств

-3933

-2847

-5538

10

Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат

-2251

-2836

-5538

11

Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников средств для формирования запасов и затрат

-2246

-2836

-5538

12

Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости

(0,0,0)

(0,0,0)

(0,0,0)


 

Таблица 2.4 - Сводная таблица показателей по типам финансовой ситуации

Показатели

Тип финансовой ситуации

Абсолютная

устойчивость

Нормальная

устойчивость

Неустойчивое

состояние

кризисное

состояние

1

Фс=СОС-ЗЗ

Фс>=0

Фс<0

Фс<0

Фс<0

2

Фт=КФ-ЗЗ

Фт>=0

Фт>=0

Фт<0

Фт<0

3

Фо>=ВИ-ЗЗ

Фо>=0

Фо>=0

Фо>=0

Фо<0


 

Анализ трехкомпонентного показателя типа финансовой устойчивости показывает, что у предприятия кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани банкротства. Так как у предприятия большой недостаток собственных оборотных средств. И в случае потери запасов трудно будет их восстановить.

 

 

2.5. Анализ конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к предприятиям данной отрасли. Конкурентоспособность не является имманентным качеством предприятия, это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий.

Конкурентное преимущество одного предприятия над другим может быть оценено в том случае, когда оба предприятия удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. В том случае, когда данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

В настоящее время, для того чтобы предприятие было конкурентоспособным в борьбе с ведущими предприятиями, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом.

Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом предприятие имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ему выжить на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любым предприятием встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выжить в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному риску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности продукции. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности предприятия по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Анализ конкурентов позволяет ООО «Теплосервис» своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия позволяет руководству предприятия оценить обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон нашего предприятия и предприятия-конкурента в зависимости от поставленной задачи.

Контроль деятельности конкурентов позволит руководству предприятия ООО «Теплосервис» постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

Таблица 2.5 - Анализ сильных и слабых сторон организации

Составляющие внутренней среды

Эффективность составляющих внутренней среды

Важность (вес)

Очень сильная

Сильная

Нейтральная

Слабая

Очень слабая

Высокая

Средняя

Низкая

Маркетинг:

               

Мониторинг рынка

 

+

     

+

   

Сбытовая сеть

 

+

     

+

   

Снабжение

 

+

     

+

   

Рекламная политика

 

+

     

+

   

Уровень цен

   

+

   

+

   

Уровень сервиса (дополнительные услуги)

 

+

     

+

   

Финансы:

               

Рентабельность

   

+

   

+

   

Оборотные средства

   

+

   

+

   

Финансовая стабильность

   

+

     

+

 

Производство:

               

Ассортимент продукции

 

+

     

+

   

Загруженность производственных мощностей

       

+

   

Состояние основных фондов

     

+

 

+

   

Использование современных технологий

   

+

     

+

 

Менеджмент:

               

Контроль качества

+

       

+

   

Квалификация персонала

 

+

       

+

 

Мотивация персонала

+

         

+

 

Участие персонала в принятии управленческих решений

 

+

     

+

   

Контроль исполнения приказов и распоряжений

     

+

     

+


 

Таблица 2.6 - Сильные и слабые стороны организации

п/п

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Хорошая репутация у покупателей

Зависимость от поставщиков

2

Отлаженная сбытовая сеть

Отсутствие единого товарного склада

3

Образованный и динамичный молодой состав руководства и персонала среднего звена;

Средний уровень цен

4

Участие персонала в принятии управленческих решений

Изношенный парк машин для доставки

5

 

Отсутствие контроля за исполнением приказов и распоряжений


 

Формирование матрицы SWOT-анализа

На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды формируем матрицу SWOT

 

Таблица 2.7 - Силы/Слабости и Возможности/Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

-Отлаженная сбытовая сеть

-Образованный и динамичный  молодой состав руководства и  персонала среднего звена;

-Участие персонала в  принятии управленческих решений

-Хорошая репутация у  покупателей

-Зависимость от поставщиков

-Отсутствие единого товарного  склада

-Средний уровень цен

-Отсутствие контроля  за исполнением приказов и  распоряжений

- Устаревшие основные фонды

Возможности

Угрозы

-Рост рынка

-Появление новых поставщиков  и покупателей

-Разорение и уход с  рынка фирм-конкурентов

-Улучшение уровня жизни  населения

- Снижение спроса на топливо, связанная со снижением продажи угля в целом

- Возможные неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве

-Снижение уровня жизни  населения


 

По результатам оценки составляем обобщенную матрицу SWOT-анализа, где по вертикальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной - возможности и угрозы внешней среды

Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии