Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:59, дипломная работа
Цель исследования – стратегический менеджмент в театре.
Задачи исследования:
Значение стратегического менеджмента в современном управлении.
Этапы стратегического управления.
Проблемы управления маркетингом в театре.
Маркетинговая среда театра: проблемы формирования и развития.
Сущность и значение персонал-стратегии.
Мотивация персонала как фактор стратегического управления.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Концепция стратегического менеджмента в управлении театром
1.1.Значение стратегического менеджмента в современном управлении…7
1.2.Этапы стратегического управления……………………………………. 14
Глава 2. Маркетинговый подход в стратегическом управлении
2.1.Проблемы управления маркетингом в театре………………………… 30
2.2.Маркетинговая среда театра: проблемы формирования и развития… 41
Глава 3. Стратегическое управление персоналом
3.1.Сущность и развитие персонал-стратегии……………………………. 53
3.2.Мотивация персонала как фактор стратегического управления……. 63
Заключение………………………………………………………………… 75
Список литературы……………………………………………………….. 78
Таблица 1. Сравнительные характеристики систем управления.
Параметры | Бюджетирование | Долгосрочное
планирование |
Стратегическое
планирование |
Стратегический
менеджмент |
Допущения | Прошлое
повторяется |
Тенденции сохраняются – экстраполяция. | Новые явления (тенденции) предсказуемы. | Новые явления частично предсказуемы. |
Тип
изменений |
Медленнее реакции организации | Сравним с реакцией организации. | Сравним с реакцией организации. | Быстрее реакции организации. |
Процесс | циклический | циклический | циклический | Реальное время. |
Основа
управления |
Контроль отклонений. Комплексное управление. | Предвидение роста, основ и возможностей. | Предвидение стратегических изменений. | Учет развития внешней среды. |
Акцент
в
управлении |
Стабильность, реактивность. | Предвидение. | Исследование | Творчество. |
Период | С 1900 г. | С1960-х гг. | С1970-х гг. | С1990-х гг. |
Иногда отечественные специалисты отождествляют стратегическое планирование с долгосрочным перспективным планированием. Однако, как подчеркивает И.Ансофф, стратегическое и перспективное планирование принципиально отличаются по трактовке будущего. Так, в системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. При этой системе, исходя из допущения, что театр в будущем добьется лучших результатов по сравнению с прошлым, в долгосрочных планах устанавливались более высокие показатели числа спектаклей, зрителей, посещаемости.3
Что касается системы стратегического планирования, то здесь не предполагается, что будущие результаты обязательно должны быть лучше предыдущих, и не считается, что метод экстраполяции подходит для изучения будущего.
Претерпело эволюцию и само понятие «стратегическое управление». Традиционно стратегия понималась лишь как результат планирования, как нечто зафиксированное и устоявшееся. Здесь надо отметить, что условия, в которых будет существовать театр, и стратегии, обеспечивающие ему успех сегодня, в будущем станут совсем иными и во многом будут отличаться от существующих сегодня. К тому же надо учитывать и другие изменения, неизменно влияющие на уровень зрительского интереса – это экономическая ситуация, демографические параметры, социальные ценности, стиль жизни и т.п.
В условиях конкурентного окружения новые каналы контакта с потенциальной аудиторией недолго остаются таковыми. Стратегия, используемая одним театром или проектом быстро превращается в типовую, то есть уже не дает конкурентных преимуществ, хотя и порождает изменения в общем контексте театральной конкуренции. Поэтому следует уделять особое внимание управлению этими изменениями, что требует не просто понимания этого процесса, но и его правильного использования.
Не случайно в последнее время среди специалистов стало преобладать новое понимание стратегии как соединения рационально выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной стратегии4. Новое понимание стратегии обусловлено высокой степенью изменчивости современного мира – будущее непредсказуемо, определенности нет ни в чем, нет достоверных прогнозов, цели подвижны так же, как и внешние условия. Авторы «Курса МВА по стратегическому менеджменту» Лайм Фаей и Роберт Рэнделл говорят о том, что «содержание стратегии должно непрерывно подвергаться адаптации и расширению»5.
Понятие
«стратегия» неразрывно связано
и с инновационными процессами, то
есть практическим осуществлением качественно
новых решений. Это объясняется
тем, что инновации связаны с
большой долей
Проектирование и реализация стратегии никогда не является полностью решенной задачей. Учитывая постоянно возникающие и все более усугубляющиеся изменения, приобретающие характер разрывов с прошлым и происходящие как в театральной сфере, так и за ее пределами, разработчики стратегий не могут полагаться на простые рецепты или прошлые проверенные алгоритмы. Они должны предвидеть и понимать сущность изменений как во внешней среде, так и внутри самого театра, а также уметь выявлять связи между ними. Как отмечает О.С.Виханский, «при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее»6.
Новое
понятие стратегического
Для современных театров необходимым становится овладение методологией стратегического менеджмента в силу целого ряда важных факторов. Одним из них является стремительное информационное ускорение. Другим можно назвать непредвиденные внешние ситуации, такие как отмена налоговых льгот, которые вынуждают принимать решения вне зависимости от этапа реализации стратегии. Это должно привести к существованию постоянного мониторинга внешней среды, сбора и анализа информации.
Стратегический менеджмент обеспечивает двойственную реакцию на внешние изменения – долговременную и оперативную одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная – реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени.
В стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему каждая театральная организация должна адаптироваться. Скорее, рассматриваются способы и стратегии изменения внешнего окружения.
Стратегический менеджмент включает в себя элементы всех предшествующих систем управления, то есть предполагает составление бюджета, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение стратегического планирования, а, кроме того, дополнительные усовершенствования, необходимые для адаптации стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.
Добавим,
что стратегический менеджмент носит
упреждающий, а не реактивный характер.
При упреждающей стратегии
Обобщая рассмотренные особенности, дадим следующее определение.
Стратегический
менеджмент – это такое управление
сценической организацией, которое опирается
на человеческий потенциал, гибко реагирует
и проводит своевременные изменения внутри
организации, отвечающие требованиям
внешней среды и позволяющие успешно действовать
в долгосрочной перспективе, достигая
при этом своих целей.
2.1.Этапы
стратегического управления
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти управленческих процессов, которые логически вытекают один из другого: 1) определение миссии и целей организации; 2) анализ среды; 3) выбор стратегии; 4) выполнение стратегии; 5) оценка и контроль выполнения. Причем существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Здесь следует отметить, что в этом порядке следования виднейший отечественный специалист в области менеджмента О.Н.Виханский ставит на первое место анализ среды, так как он служит базой «для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей»8
Первой ступенью стратегической деятельности является формулировка положения о миссии театра, пожалуй, самое трудное во всем управленческом процессе. Требуется знание многих моментов, о которых руководители стараются не думать, тем более что в прежние времена миссия ассоциировалась с чем-то декларативным и несущественным в практической работе директора театра.
На самом деле, миссия – сугубо деловое понятие, отражающее предназначение конкретного театра, его философию, смысл существования (данный термин дословно означает «ответственное задание, роль»). Определяя то, ради чего создан и функционирует театр, миссия придает действиям сотрудников осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. А также миссия устанавливает связь с внешним миром. Поскольку ориентирует в едином направлении интересы тех людей, для которых важен театр (зрители, администрация, социальные, культурные, образовательные, информационные структуры), с потребностями самих членов коллектива.
В соответствии с утверждениями многих специалистов формулирование миссии заставляет менеджера задать себе вопрос: «Для чего вообще существует наше учреждение?» Это особенно важно в области культуры, где ответы на вопросы кажутся очевидными, и, наверное, поэтому не считается необходимым формулировать свое, отличное от других театров стратегическое видение. Открывая сезон, руководитель театра может говорить о рабочих планах, о новых постановках, предполагаемая коммерческая успешность которых - главная мотивация. По выражению директора одного из московских театров, накормить людей – это главная миссия.
Приведем примеры миссий различных зарубежных учреждений.
Ярко сформулирована миссия Роттердамского танцевального ансамбля: «Демонстрирует значительные достижения в области национальных танцев и танцев народов мира, способствуя развитию этого искусства и культуры в целом, переходя географические границы и границы танца как искусства».
Негритянский
передвижной театр в США
Миннесотский университет (США) осуществляет обширные учебные программы для нужд граждан этого штата.