Стратегический менеджмент предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является приобретение профессиональных навыков и умений в области стратегического управления организацией. В качестве предприятия для проведения анализа было выбрано общество с ограниченной ответственностью “Свой дом”. В курсовой работе проведен анализ основной деятельности предприятия - строительство малоэтажных жилых домов индивидуальной застройки. В проекте произведена оценка внешней и внутренней среды предприятия.

Оглавление

Цели и задачи проекта …………………………………………………………………………... 2

1. Характеристика предприятия …………………………………………………………………...2

Оценка структуры ООО “Свой дом” ……………………..……………………………………3

Оценка формы собственности ……………………………………………………………………..4


2. Оценка привлекательности места расположения ……………………………….……………..6


3. Оценка личности руководителей ……………………………………………………………….7


4. Оценка основных направления деятельности ООО “Свой дом” и формулировка
миссии организации ………………………………………………………………………………..8

5. Анализ внешней среды организации …………………………………………………………...11

Анализ ближнего окружения ………………………………………………………………………11
Анализ дальнего окружения ……………………………………………………………………...14


6. Анализ внутренней среды организации ………………………………………….…………...16

Ключевые факторы отрасли ……………………………………………………………………...16
Конкурентная позиция и стратегический потенциал организации ……………………………18

Анализ сильных и слабых сторон………………………………………………………………..19

7. Оценка возможных вариантов стратегического развития предприятия ……….…………...20


8. SWOT- анализ ………………………………………………………………………………….20


Заключение…………………………………………………………….…………………………..21


Литература…………………………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 106.03 Кб (Скачать)

 

Вывод : хорошие экономические условия в политически неспокойном государстве с плохим климатом. С перспективами развития тоже всё в порядке, у ООО «Свой дом» выгодная сфера деятельности в быстро растущей отрасли. Есть шанс отличиться.

 

Сначала определим  какие характеристики внутренней среды  оказывают наибольшее влияние на успех предприятий строительной отрасли Нижегородского региона. Анализ факторов успеха приведен в таблице 18.

 

Таблица 18. Оценка ключевых факторов успеха для строительной отрасли

 

Показатель

Важность

Сила влияния

Результат

Место

 

Маркетинг

       

1

Имидж

6

3

18

52-57

2

Доля бизнеса в отрасли

5

4

20

51

3

Широта ассортимента услуг

8

4

32

20-33

4

Цена

9

5

45

11-12

5

Выполнение работ в оговоренные  сроки

8

4

32

20-33

6

Степень удовлетворенности клиента

10

5

50

1-10

7

Степень приверженности потребителя  к фирме

8

5

40

13

8

Возможности рекламы

8

4

32

20-33

9

Возможность выхода на новых клиентов

10

5

50

1-10

           
 

Производство 

       

10

Состояние материально-технической  базы

8

4

32

20-33

11

Возможности МТБ

8

4

32

20-33

12

Характеристика используемых технологий

8

4

32

20-33

13

Гибкость технологий

8

3

24

43-46

14

Соответствие технологии стандартам

10

5

50

1-10

15

Степень износа оборудования

8

3

24

43-46

16

Возможности оборудования

7

4

28

34-42

17

Степень загрузки оборудования

6

2

12

61-63

18

Возможности применяемых технологий

8

3

24

43-46

19

Соответствие моде

7

4

28

34-42

20

Know-how

7

3

21

47-50

21

Скорость освоения новой технологии

7

4

28

34-42

23

Своевременность поставок

10

5

50

1-10

24

Надежность поставок

9

5

45

11-12

25

Наличие складских помещений

6

3

18

52-57

26

возможности складских помещений

4

2

8

64-65

27

Возможность сдачи “под ключ”

10

5

50

1-10

28

Возможность выполнения всех требований заказчика

10

5

50

1-10

           
 

Финансовые возможности

       

29

Доступность капитала

10

5

50

1-10

30

Платежеспособность

8

4

32

20-33

31

Норма прибыльности

10

5

50

1-10

32

Наличие временно свободных средств

9

4

36

14-17

33

Соотношение собственных и заемных  средств

7

3

21

47-50

34

Ликвидность капитала

4

3

12

61-63

35

Оборачиваемость капитала

8

4

32

20-33

36

Обеспеченность оборотными средствами

8

4

32

20-33

37

Структура себестоимости

7

3

21

47-50

38

Возможность минимизации затрат

9

4

36

14-17

 

Управление

       

39

Обеспеченность профессиональными  упр. кадрами

10

5

50

1-10

40

Выбор типа организационно-правовой формы

7

2

14

60

41

Характеристика лидеров

7

4

28

34-42

42

Скорость прохождения информации

7

4

28

34-42

43

Степень достоверности информации

9

4

36

14-17

44

Полнота передаваемой информации

8

4

32

20-33

45

Наличие обратной связи 

7

4

28

34-42

46

Гибкость управленческих методов

6

4

24

43-46

47

Соответствие организационной структуры  поставленным целям

7

4

28

34-42

48

Возможности орг. структуры (изменения  орг. структуры)

6

3

18

52-57

49

Умение разбираться в людях

7

5

35

18-19

50

Наличие деловых связей с внешней  средой

10

5

50

1-10

Продолжение таблицы 16.

 
 

Персонал

       

51

Возрастной состав

7

4

28

34-42

52

Физ. кондиции

9

4

36

14-17

53

Профессиональный состав

7

5

35

18-19

54

Способность к обучению

5

3

15

60

55

Профессиональный опыт

8

4

32

20-33

56

Половой состав

4

2

8

64-65

57

Наличие проф. образования  и соответствие его выполняемым работам

6

3

18

52-57

59

Возможность работы в несколько смен

6

2

12

61-63

60

Способность освоения новых технологий

8

4

32

20-33

61

Ответная реакция

6

3

18

52-57

62

Мотивированность работников

7

3

21

47-50

           
 

Система развития

       

63

Наличие службы по развитию

5

3

15

58-59

64

Наличие конструкторских и исследовательских  лабораторий

3

2

6

66

65

Эффективность внедрения новой технологии

8

4

32

20-33

66

Наличие собственных разработок

8

4

32

20-33

67

Возможности изменения технологии

6

3

18

52-57

68

Возможности изменения продукции

7

4

28

34-42


 

Проанализировав ключевые факторы успеха, рассмотрим 10 показателей, которые оказывают  наибольшее влияние, имеют наибольшую важность в строительном бизнесе  и которым необходимо уделять  первоочередное внимание, отслеживать  их изменения и искать пути улучшения. К ним относятся следующие  показатели:

Степень удовлетворенности  клиента

Выход на новых клиентов

Соответствие технологии стандартам

Своевременность поставок

Сдача “под ключ” 

Выполнение требований заказчика

Доступность капитала

Норма прибыльности

Обеспеченность профессиональными  управленческими кадрами

Наличие деловых связей с  внешней средой

 

Конкурентная  позиция и стратегический потенциал  организации

 

Изучим состояние  этих показателей в ООО «Свой  дом» и результаты сведём в таблице 19.

 

Таблица  19. Оценка конкурентной позиции организации.

 

Показатели

Оценка

1

Степень удовлетворенности клиента

5

2

Выход на новых клиентов

4

3

Соответствие технологии стандартам

5

4

Своевременность поставок

5

5

Сдача “под ключ”

5

6

Выполнение требований заказчика

3

7

Доступность капитала

2

8

Норма прибыльности

3

9

Обеспеченность профессиональными  управленческими кадрами

3

10.

Наличие деловых связей с внешней  средой

3

Итого:

 КП = ∑Оi / 10

3,7


Вывод: конкурентная оценка ООО «Свой дом» прилично выше среднего и ,соответственно, потенциал выживания высок. Но почивать на лаврах не стоит, поскольку конкуренты не оставляют попыток выдавить лидеров и поэтому стоит рассмотреть потенциал улучшения этих показателей. Для этого рассмотрим таблицу 21.

 

Таблица 18. Оценка стратегического  потенциала  организации.

 

Показатели 

Оценка

1

Возможности повышения удовлетворенности  клиента

3

2

Возможность выхода на новых клиентов

4

3

Полное соответствие технологии стандартам

4

4

Повышение своевременности поставок

1

5

Возможность сдачи “под ключ”

4

6

Возможность выполнения всех требований заказчика

4

7

Поиск более выгодных условий привлечения  капитала

5

8

Повышение нормы прибыльности

3

9

Возможность повышения профессионализма управленческих кадров

4

10

Установление новых деловых связей

2

Итого:

 СП = ∑Оi / 10

3,4


 

Стратегический потенциал фирмы  составляет 3,4 балла, что говорит о ее способности к дальнейшему развитию.

 

Анализ сильных и слабых сторон

 

Анализ сильных  и слабых сторон предприятия мы проведём путём сравнения показателей  ООО «Свой дом» и его главного конкурента на Нижегородском рынке  – ОАО «ДСК 52». Полученные результаты сведём в таблицу 21.

 

 

 

 

Таблица 21. Оценка сильных и слабых сторон организации.

 

 

 

 

 

Показатель

Оценка  в сравнении с конкурентом

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

1.

Степень удовлетворенности клиента

       

*

   

2.

Выход на новых клиентов

   

*

       

3.

Соответствие технологии стандартам

     

*

     

4.

Своевременность поставок

     

*

     

5.

Сдача “под ключ”

     

*

     

6.

Выполнение требований заказчика

       

*

   

7.

Доступность капитала

       

*

   

8.

Норма прибыльности

     

*

     

9.

Обеспеченность профессиональными  управленческими кадрами

       

*

   

10.

Наличие деловых связей с внешней  средой

   

*

       

 

Вывод: как  видно из таблицы анализа сильных и слабых сторон организации, ООО“Свой дом” имеет преимущества по степени удовлетворенности клиентов, выполнении требований заказчика, доступности капитала, обеспеченности профессиональными кадрами. Однако проигрывает по возможностям выхода на новых клиентов и имеет меньше деловых связей с внешней средой. Предприятие активно работает по устранению этих «прорех» в своей деятельности. Однако стоит взять в расчёт относительную молодость фирмы и молодёжный состав руководства. Тогда как ОАО «ДСК 52» пользуется наработками более чем 30-летней рабочей практики. Учитывая эти факторы ООО «Свой дом» опережает своего конкурента по темпам роста производства, продаж и объёмам оказываемых услуг, ведёт агрессивную конкурентную борьбу за рынок.

 

7. Оценка возможных вариантов стратегического  развития предприятия

 

Конкурентная стратегия

 

В настоящее  время предприятие ещё окончательно не определилось со стратегией конкурентной борьбы за рынок. Этому в достаточной степени мешают меняющиеся «правила игры» рынка и руководство компании заняло выжидательную позицию до середины июня месяца 2013 года, аккумулируя собственные финансовые средства и проводя переобучение сотрудников. Есть у предприятия определённые договорённости с администрацией города и области на участие в госпрограммах по расселению ветхого фонда, строительстве коттеджного городка для семей военнослужащих, и т.д.

 

Стратегия роста

Перечислим  инструменты управления ООО «Свой  дом», свойственные стратегии роста  :

- снижение затрат ;

- стимулирование  продаж;

- работа  с дебиторами и реформирование  политики коммерческого кредитования.

 

Снижение затрат.

 

Многие компании активно стремятся к снижению торговых, общих и административных издержек. Показателем успешности этих действий служит абсолютное значение этих расходов или их процентное соотношение к общим затратам или доходам. Например, если такие затраты слишком высоки по сравнению либо с аналогичными расходами конкурентов, либо с доходами от продаж, то перед компанией стоит задача снижения торговых и административных издержек. Эта задача должна быть сбалансирована  такими показателями, как потребительский спрос, качество, достижения компании, с тем чтобы общее снижение затрат не оказало негативного влияния на внутренние бизнес-процессы и привлечение важных клиентов.

Вероятно, самый  простой путь уменьшения себестоимости  — это сокращение операционных издержек. Для компаний, производящих однородную продукцию, достаточно поставить задачу снижения удельных издержек (издержек производства единицы продукции). Поскольку издержки операционной деятельности могут складываться в результате использования ресурсов различных подразделений компании, система оценки хозяйственной деятельности необходима как точный показатель себестоимости единицы продукции.

 

Стимулирование продаж.

 

В условиях все более активной конкуренции  главной задачей любого предприятия  является расширение продаж рентабельным способом. Реклама стремится познакомить  с товаром, напомнить о нем, создать  ему известность, но она требует  все больших затрат. Следовательно, необходимо найти другие способы  осуществления быстрых, эффективных  и удовлетворяющих план продаж. План маркетинга в целом определяет стратегию  коммуникаций и распределяет инвестиции на рекламу, стимулирование и реализацию. Очень трудно предложить типовое  распределение финансов, обеспечивающее правильное соотношение вложений в  отдельные виды деятельности, так  как оно каждый год рассчитывается в зависимости от потребностей предприятия, вида продукции и поставленных целей.

В качестве примера можно схематично представить  такое распределение вложений для  продуктов питания с быстрым  оборотом на этапе выведения товара на рынок:

      30 % на рекламу;

      30 % на коммерческие мероприятия;

      30 % на стимулирование;

      10 % на связи с общественностью, спонсорство и т. д.

 

Финансовая стратегия.

 

Процесс финансового  управления на предприятии как достаточно динамичный процесс очень чувствителен к изменениям внешней экономической  и социополитической среды (циклам деловой активности экономики, темпам инфляции, государственной экономической  политике, политической обстановке и  т. п.). Процесс обоснования и принятия решений в сфере финансов, включая  структуру и направления предпринимательской  деятельности, управление задолженностью, дивидендами и активами — это  процесс стратегического управления, поскольку касается прежде всего  долгосрочных перспектив развития предприятия, а не оперативных действий. Именно в связи с этим руководители экономических  служб предприятий должны быть в  союзе с высшим руководством предприятий  и участвовать непосредственно  в выработке общей (базовой) стратегии  предприятия.

 

8. SWOT- анализ.

 

Одним из самых  распространенных методов, оценивающих  в комплексе состояние компании, является SWOT-анализ. SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

Возможности и угрозы, сильные и слабые стороны  компании, а также мероприятия  по реализации стратегии заносим в таблицу 22.

 

Таблица 16.  SWOT-анализ для ООО «Свой дом».

 

 

 

 

 

SWOT

 

Возможности:

1.Наличие персонала

2.Наличие своей техники

3.Полное удовлетворение потребностей  клиента

4.Рост цен на жильё.

5.Стабильность спроса

6.Выгодные условия поставки материалов.

7.Платежеспособность потребителя

8. Расширение банковских услуг для населения

Угрозы:

1.Конкуренция

2.Нестабильность экономического  положения в мире.

3.Риск неплатежей.

4.Костность судебной системы

5.Коррупция

6.Недостаточная информированность о фирме

Сильные стороны:

1.Производство продукта (услуги) хорошо востребованного на рынке.

2.Внедрение современных технологий в строительство.

3.Своевременность  выполнения  требований.

4.Полный цикл производства работ, сдача «под ключ»

5.Увеличение деловых связей

6. Возможность обучения персонала за рубежом.

7. Поиск выгодных условий для  привлечения капитала

Максимально использовать возможности

1.1.Постоянное повышение квалификации  сотрудников и использование  этого в конкурентной борьбе.

1.2.Повышение удовлетворенности  потребителя за счет: использования  отработанной технологии, своевременности  выполнения требований за счет  большого количества поставщиков,  возможности выполнения работ  “ под ключ”.

1.3.Поиск выгодных условий для  привлечения капитала в связи  с платежеспособностью потребителя,  с повышающейся склонности к  накоплениям, инфляции (в связи  с тем, что она влечет приток  капитала в недвижимость) и стабильности  спроса.

Минимизировать последствия от угроз

 

1.1.Удержание конкурентных позиций  за счет профессионализма работников, цены на работы, качества.

1.2. Минимизировать  риск неплатежей по  возможности выбором надежных деловых связей.

1.3.Приобретения имиджа за счет качественной работы, своевременности выполнения всех требований.

1.4.Выгодно вкладывать средства в соответствии с экономической и политической обстановкой в стране.

 1.5. Воспользоваться сторонним финансовым консалтингом.

Слабые стороны:

1.Дотупность капитала

2Повышение своевременности поставок

3. Установление новых связей

Устранение слабостей

 

1.1.Повышения доступности капитала  за счет склонности людей к  накоплению, стремлению вкладывать  средства в недвижимость.

1.2.Повышение своевременности поставок  за счет большого количества  поставщиков (возможность выбора) и их доступности.

1.3. установление новых деловых  связей за счет полного удовлетворения  клиента.

Максимальная осторожность

 

1.1.Малая доступность капитала  и риск неплатежей.

1.2 Несвоевременность поставок  и конкуренция.

1.3  Плохое установление новых  связей из-за низкой информированности  о фирме и коррупции. 

Информация о работе Стратегический менеджмент предприятия