Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:40, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является выяснить роль отраслевого анализа в процессе разработки стратегии. Значение стратегического анализа ситуации в отрасли в выборе стратегии организации.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются теоретические основы анализа общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней. Набор приемов, который позволяет правильно оценить изменяющиеся условия отрасли и определить характер и уровень конкурентной борьбы, в ней.
3. занять сильную
позицию, с которой можно
Руководители-стратеги не
1.5. Анализ конкурирующих компаний в отрасли.
1.5.1. Метод картирования стратегических групп.
Следующим шагом анализа
Методика картирования стратегических групп предполагает ряд этапов:
1. Определение признаков,
согласно которым различаются
конкурентные позиции фирм. (Типичные
переменные: уровень цены/качества,
территориальный охват,
2. Нанесение фирм
отрасли на график, на котором
в качестве переменных
3. Объединение фирм,
которые попадают на одно и
то же стратегическое
4. Вычерчивание кругов вокруг каждой стратегической группы, причем диаметр круга пропорционален величине доли данной группы фирм в объеме доходов от продаж в целом по отрасли.
Чтобы точно нанести на карту стратегические группы, необходимо придерживаться следующих принципов:
Во-первых, корреляция двух переменных, откладываемых по двум осям графика, не должна быть высокой,
Во-вторых, наносимые по осям графика переменные должны отражать существенные отличия позиций конкурентов,
В-третьих, переменные, наносимые на оси графика, не должны быть ни количественными, ни непрерывными,
В-четвертых, размер вычерчиваемых на карте кругов должен быть пропорционален суммарному объему продаж фирм соответствующих групп,
В-пятых, если существует более двух переменных, которые могут быть использованы в качестве осей графика, то следует строить несколько графиков.
Таким образом, строится
двумерная карта стратегической
группировки отрасли (Приложение 3.)
Анализ стратегических групп дает более
глубокое понимание процесса конкуренции.
Прежде всего, изменения отраслевых
условий могут благоприятно сказываться
на позиции одних стратегических
групп и неблагоприятно - на позиции
других, что может заставить фирмы
из подвергающихся суровому воздействию
групп переходить в другие более
привилегированные
1.5.2. Идентификация стратегии конкурентов
Если компания не обращает внимания на
действия своих конкурентов, она вступает
в конкурентную борьбу вслепую. Как и в
шахматах, знание следующего хода противника
– бесценно. Фирма не может переиграть
своих соперников, если не будет отслеживать
их действия, и не будет иметь возможность
предугадать их последующие шаги. Само
общее представление об основных конкурентах
может быть получено достаточно быстро
на основе изучения данных об их положении
в отрасли, о стратегических целях, а также
об их основных подходах к ведению конкурентной
борьбы. Определение фирм, которые будут
занимать лидирующее положение в отрасли
в будущем. Для этого необходимо сконцентрировать
внимание на оценке его потенциальных
возможностей действовать лучше или хуже,
чем другие фирмы. Точное определение
того, какие конкуренции будут укреплять,
а какие терять позиции на рынке, помогает
предвидеть вероятные шаги конкурентов
в будущем. Идентификация стратегий конкурентов
проводится с помощью таблицы «Составляющие
целей и стратегий конкурентов» (Приложение
4.). Обобщение сведений о целях и стратегии
конкурентов с помощью этой таблицы и
карт стратегической группировки обычно
достаточно для оценки серьезности конкурентных
угроз в конкретной конкурентной позиции.
Для того, чтобы оценить будущие позиции
фирм в конкуренции, надо сконцентрировать
внимание на их потенциальных возможностях
улучшить свое положение на рынке. Агрессивные
конкуренты являются источниками новых
стратегических инициатив. Удовлетворенные
соперники продолжают свою нынешнюю стратегию
с небольшой точной подстройкой. Беспокойные
и бедствующие соперники могут перейти
к свежим стратегическим действиям нападающего
или защитного плана. В этой связи полезно
представить себя на месте менеджеров
этих компаний и предположить их возможные
действия.6
1.6. Ключевые факторы успеха или неудач в конкурентной борьбе.
Ключевые факторы успеха (КФУ) определяют финансовый и конкурентный успех в той или иной отрасли. Ключевые факторы успеха подчеркивают то, что должно пристально изучаться всеми фирмами отрасли - специфические результаты, решающие для достижения успеха в производстве и на рынке, которые оказывают самое непосредственное влияние на рентабельность компании. КФУ в пивной промышленности являются: использование пивовареных мощностей (для поддержания низких издержек производства), разветвленная сеть оптовиков (для получения доступа к максимально возможному числу розничных магазинов) и умная реклама (заставить потребителя покупать особую марку пива и, следовательно, толкать продажу пива через действующие оптово-розничные каналы). КФУ в отраслях готовой одежды: модный стиль (стимулирует спрос потребителя) и эффективность производства (для поддержания продажных цен на конкурентоспособном уровне). В отраслях, производящих оловянные и алюминиевые банки, в которых затраты на перевозку пустой тары значительны, КФУ являются: расположение заводов вблизи потребителей и сбыт продукции в пределах экономически обоснованной зоны перевозок (доля на региональном рынке имеет гораздо большее значение, чем доля на национальном рынке). Определение ключевых факторов успеха - основная задача стратегического анализа. Только в самом конце, когда руководство достаточно хорошо знает состояние отрасли, можно сделать вывод о том, какие факторы имеют большее значение для успеха в конкурентной борьбе, а какие меньше. По большому счету КФУ могут служить фундаментом стратегии бизнеса - часто компания может добиться преимущества в конкуренции, концентрируя свои усилия на одном или нескольких ключевых для данной отрасли факторах успеха.
КФУ меняются при переходе от одной отрасли к другой, а также с течением времени в пределах одной и той же отрасли по мере того, как меняется характер движущих сил и условия конкуренции. В любой данный момент времени любая отрасль, как правило, характеризуется 3-4 факторами успеха. И даже среди этих трех-четырех один или два, обычно, важнее остальных. Поэтому разработчики стратегий не должны увлекаться отнесением большого числа факторов к числу ключевых. Цель определения ключевых факторов успеха состоит в выделении основных факторов, имеющих решающее значение для достижения успеха в конкурентной борьбе, среди менее важных.
К числу КФУ в
первую очередь относятся специфически
1.7. Представление заключения о привлекательности отрасли в целом.
Это заключительный этап, роль которого состоит в оценке общей ситуации и представления обоснованных заключений об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли. Но даже если будет сделан вывод о непривлекательности отрасли с точки зрения внутриотраслевых моментов, то она может оказаться привлекательной с точки зрения отдельной компании, которая неплохо устроилась в отрасли, или с точки зрения посторонней фирмы, которая обладает достаточными для приобретения какой-то действующей в отрасли компании ресурсами, чтобы превратить вновь приобретенную компанию в одного из основных участников отрасли.
Оценка
Окончательное заключение
о привлекательности отрасли
и конкурентной ситуации в ней
будет иметь важное значение для
выбора стратегии компании.
Глава 2. Практическая часть
Анализ
доминирующих экономических характеристик
состоит из неполной оценки привлекательности
отрасли, которая заключается в
выявлении экономических
Отрасль: общественное питание.
"Портрет"
отрасли целесообразно
1) Размер отрасли. По данным на сентябрь 2009 года в Тамбове действуют 89 кафе, 17 баров, 13 ресторанов и 6 пиццерий. Размер отрасли средний.
2)
Темпы роста и стадии развития
отрасли. Темпы роста отрасли
достаточно высокие и
Информация о работе Стратегический анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней