Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 21:51, курсовая работа
Цель данной работы – изучение стратегических альянсов как современный тип международных стратегий. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обобщить научную литературу по данному вопросу
раскрыть причины и значение стратегических альянсов
обозначить виды стратегических альянсов фирм
проанализировать особенности развития стратегических альянсов в российской экономике
раскрыть причины формирования стратегических альянсов
обобщить причины формирования стратегических альянсов.
Введение………………………………………………………………………3
1. Характеристика стратегических альянсов как тип
международных стратегий.
1.1 Понятия, причины, цели и значение стратегических альянсов…………..5
1.2 Классификация стратегических альянсов…………………………….........8
1.3 Отраслевые особенности стратегических альянсов……………………….9
2. Формирование и развитие международных стратегических альянсов с российским участием.
2.1 Предпосылки формирования стратегических альянсов с российским участием…………………………………………………………………………14
2.2 Проблемы формирования и развития международных стратегических альянсов с российским участием………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Отражением процессов «жесткой» интеграции явились слияния и поглощения. Достаточно сказать, что к 2003 г. Россия вышла на первое место в мире по числу слияний и поглощений и на пятое – по их совокупному объему.11 Во многом эта тенденция была вызвана преувеличенной оценкой значения концентрации производства. Расхожим было мнение (во многом оно сохраняется и в настоящее время), что только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей. Однако, как показывает анализ состояния российского промышленного производства, возможности, заложенные в слияниях и поглощениях, оказались недостаточными для решения основополагающих проблем развития. В связи с этим внимание руководителей компаний постепенно начинает переключаться от стратегии слияний и поглощений на стратегию партнерства.
Порой
вспыхивают дискуссии относительно
того, что лучше – слияния и поглощения
либо альянсы. На мой взгляд, такого рода
споры бессодержательны. Изучение опыта
49 международных стратегических альянсов
ведущих американских, японских и европейских
компаний позволило выявить, что обе формы
– альянсы и поглощения – имеют примерно
50%-ную вероятность успеха.12 Поглощения
дают более высокие результаты применительно
к основному бизнесу и освоенным рынкам,
тогда как альянсы более эффективны для
выхода в смежный бизнес или на новые рынки.
2.2 Проблемы формирования и развития международных стратегических альянсов с российским участием.
Несмотря на финансовый кризис конца 90-х годов прошлого века, задержавший реализацию многих проектов и вызвавший потребность в их корректировке, почти все международные партнерства в автомобильной промышленности России, сложившиеся к этому времени, продемонстрировали свою жизнеспособность. Большинство зарубежных партнеров российских автозаводов не покинули страну и сохранили свое присутствие на рынке. Однако стратегия их сотрудничества с российскими предприятиями претерпела изменения. В частности, в производственных планах акцент был сделан на импорт в Россию готовых узлов и деталей. Были внесены изменения и в намеченные проекты. Так, на предприятии «ГАЗ» было решено отказаться от сборки модели автомобиля «Сиена». Российские компании «АВТОТОР-холдинг» и «Витал» подписали соглашение о кооперации с немецким концерном «БМВ», предусматривающее сборку автомобилей «БМВ» и «Лэнд Ровер»
Для российской промышленности стратегические альянсы – относительно новая форма интеграции ресурсов партнеров для достижения общих целей. Они потенциально так же актуальны, как и для ведущих отраслей западных стран. Но в количественном отношении отечественные компании существенно отстают по числу заключенных партнерств. Если в европейских странах насчитывается не менее 800 межкорпоративных образований, то в российской экономике их на порядок ниже.13
Задачи руководителей российских предприятий, вступивших в альянс с иностранными партнерами, в значительной степени усложнялись тем, что им приходилось учитывать интересы партнеров и реализовывать при этом цели возглавляемых ими предприятий. Новые явления экономической жизни заставляли пересматривать существовавшие ранее догмы, которые раньше служили основой для анализа отношений между экономическими агентами. В наибольшей мере это касалось межорганизационных союзов, в которых партнеры, не создавая отдельного хозяйственного субъекта, преследуют общие цели.
Недостаточная развитость стратегических альянсов объясняется в первую очередь условиями и особенностями экономического развития. В зарубежных странах накоплен значительный практический опыт создания альянсов и имеются многочисленные исследования, обобщающие практику. Что же касается российских условий, то реформирование экономики в 90-е годы XX века позволило лишь создать предпосылки для образования простейших форм стратегических альянсов.
Однако, на наш взгляд, более важные причины неразвитости альянсов связаны не столько с экономическими, сколько с поведенческими факторами. Дело в том, что одним из основополагающих условий их образования является выстраивание партнерских отношений на доверительной основе. Стратегические альянсы – наиболее сложный тип союзов. Менеджерам, работающим в них, необходимо внимательно относиться к балансу интересов компаний, которые они представляют, и самих альянсов. Это требует большого дипломатического таланта, умения смотреть на вещи глазами партнера, понимания мотивации. В этом отношении российский бизнес действует в русле объективных процессов консолидации компаний и налаживания партнерских отношений, поиска совместных проектов. Но российские компании, только недавно закончившие процесс первоначального накопления капитала с его корпоративными конфликтами, экономической и административной борьбой за передел собственности и контролем над ресурсами, в ментальном плане еще не готовы в полной мере к выстраиванию сложных, доверительных отношений, составляющих основу стратегических альянсов. Как отмечает профессор американского университета Норсистен Ш. Паффер, «большая открытость со стороны русских менеджеров помогла бы им. В США бизнес стремится к открытости, а не к утаиванию или искажению информации о намерениях или продукции. В совместном бизнесе для принятия правильных решений требуется уважать общие интересы».14 Возникает необходимость обучения партнерству.
Но,
как показывает анализ действующих
альянсов, ситуация меняется: прежний
агрессивный стереотип
На
основе анализа современного развития
стратегических альянсов можно сделать
вывод о том, что данная форма партнерства
является одним из наиболее перспективных
направлений интеграции российских компаний.
Крупные компании и стратегические альянсы
могут стать основой современной корпоративной
экономики.
Заключение.
Стратегические
альянсы являются важным средством
повышения
Альянсы необходимо отличать от временных союзов, которые могут носить глубокий характер, но являются краткосрочными, а также от фактов временного сотрудничества поверхностного характера.
Фактически, компании, вступающие в подобное сотрудничество, преследуют те же цели, что и прибегающие к слияниям. Важным преимуществом является то, что даже в условиях недостаточности капитала, развивающееся предприятие способно открыть для себя новые рынки, финансировать НИОКР, внедрять и продвигать новые продукты.
Установление долгосрочных «партнерских» отношений между двумя или несколькими компаниями обеспечивает доступ к дополнительным ресурсам и активам, таким как технология, менеджмент, брэнды, система дистрибуции, знание рынка и потребители.
Кроме того, разделяя риски и затраты, компании получают возможность работать одновременно в нескольких направлениях, добиваясь таким образом операционного и финансового успеха.
Актуальность выбранной темы была подтверждена и обоснована в ходе изучения работы. Исходя их тех фактов, что даже крупные компании и корпорации стремятся стать частью международных стратегических альянсов, можно сделать вывод, что вступление компании в альянс является хорошей перспективой его дальнейшего развития, увеличения прибыли, а так же обретения всемирного признания в случае для новых или малоизвестных компаний.
Так
же в работе были рассмотрены значения
международных стратегических альянсов:
были изучены причины создания альянсов,
их сущность, особенности создания
стратегических альянсов в России,
а так же рассмотрения конкретных примеров.
В целом можно сделать вывод, что цель,
поставленная перед нами в начале работы,
была достигнута.
Список использованной литературы.