Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:25, реферат
Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ фирмы. Если отношения с внешним партнером существенно влияют на развитие фирмы, позволяют привлекать потребителей и защищать от негативного воздействия отраслевой конкуренции, то они могут считаться стратегическими. Это отличает их от тактических партнерств, обычных долговременных контрактов.
В современных альянсах усложняются формы и механизмы межфирменного взаимодействия, а также связи с университетами, государственными лабораториями. В корпоративной практике наблюдается тенденция переноса акцента с образования двусторонних партнерств на создание сетей стратегических альянсов с участием нескольких компаний.
1. Общая характеристика стратегического альянса……………………………..... 2
1.1 Характеристика стратегического альянса……………………………...……….2
1.1 Цели альянсов ……………………………………………………………………4
2. Роснефть и ТНК-BP………………………………………..……………………...9
2.1 Новый нефтяной гигант - «Нефтяной Газпром» …………………….……….10
2.2 Роснефть на годовых максимумах, ТНК-ВР - на исторических
Минимумах…………………………………………………………………………..11
2.3Перспективы сотрудничества………………………………………………….. 13
Содержание
1. Общая характеристика стратегического альянса……………………………..... 2
1.1 Характеристика стратегического альянса……………………………...……….2
1.1 Цели альянсов ……………………………………………………………………4
2. Роснефть и ТНК-BP………………………………………..…………………
2.1 Новый нефтяной гигант - «Нефтяной Газпром» …………………….……….10
2.2 Роснефть на годовых максимумах, ТНК-ВР - на исторических
Минимумах………………………………………………………
2.3Перспективы сотрудничества…………………………………………
1.Общая характеристика стратегического альянса
1.1 Характеристика стратегического альянса
В научной литературе
под стратегическими альянсами
понимаются различные формы
Межфирменные партнерства в мировой экономике известны давно. В современных теоретических работах отмечается, что альянсы «размывают» традиционные границы фирмы и подчас трудно определить, где они начинаются и где заканчиваются. Десятки тысяч стратегических альянсов превратились ныне в важнейших участников мирохозяйственных отношений. ТНК стремятся гибко сочетать слияния и поглощения с образованием и развитием стратегических альянсов со своим участием: две трети из 337 президентов крупнейших компаний мира (с общим оборотом свыше 2,2 трлн. долл.) отметили, что альянсы - «важнейший инструмент глобального корпоративного роста».
Стратегические
альянсы нацелены на достижение долгосрочных
преимуществ, входят в глобальный стратегический
план компании. По структуре стратегические
альянсы совмещают, как правило,
несколько организационных
Главным критерием
отнесения альянсов к стратегическим
является их роль в создании конкурентных
преимуществ фирмы. Если отношения
с внешним партнером
В современных альянсах усложняются формы и механизмы межфирменного взаимодействия, а также связи с университетами, государственными лабораториями. В корпоративной практике наблюдается тенденция переноса акцента с образования двусторонних партнерств на создание сетей стратегических альянсов с участием нескольких компаний.
Стратегические
альянсы в международном
Сущность данной
стратегии заключается в том,
чтобы нейтрализовать сильные стороны
конкурента, а также в том, чтобы
использовать действия самого конкурента
для того, чтобы одержать победу
над ним. Цель - не разрушение, а завоевание
превосходства. Конечная цель защиты в
рамках стратегии «аикидо» состоит
не в уничтожении противника, а
в его нейтрализации и
При традиционной же
конкуренции обе компании не реализуют
полностью своих целей, поскольку
действуют параллельно и
1.2 Цели альянсов
Можно выделить следующие три укрупненные позиции по поводу мотивации к созданию стратегических альянсов с участием ТНК.
1. Доступ на зарубежные
рынки. Такой доступ
- снижение рисков;
- лучшие условия
для экспорта, преимущества от
диверсификации сферы
- возможность более быстрого, нежели вне альянса, проникновения;
- утилизацию региональных экономических выгод;
- удовлетворение
требований правительств к
Та или иная ТНК может вступать с определенными фирмами в соглашения о разделе рынка на сферы влияния ил устанавливать более тесные отношения сотрудничества. Международные стратегические альянсы (МСА) в состоянии уменьшать риск каждого из партнеров посредством распределения рисков крупного проекта между несколькими фирмами, предоставления возможностей диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения более быстрого вхождения на рынок и большей окупаемости (в сравнении с фирмой, действующей в одиночку).
Установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки способно даже становиться основной причиной образования МСА. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьюторов, заказчиков, к которым иностранные партнеры в состоянии присоединиться через альянс. Мотивируемые стратегическими усилиями, направленными на рост потенциала получения прибыли, ТНК организуют МСА в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, чтобы распространить власть над рынком, которой они обладают в стране базирования, на новые ареалы и «занять» новую территорию с меньшими издержками и препятствиями в сравнении с теми, которые вызвало бы их проникновение через дочерние компании. Так, по утверждению председателя совета директоров ТНК «Катерпиллер», в основе ее успешного противостояния основному конкуренту - японской ТНК «Коматсу» - лежат тесные партнерские отношения со 186 независимыми дилерами, обслуживающими по всему миру машины и дизельные моторы американской компании: «Наши дилеры играют жизненно важную роль почти в любом аспекте нашего бизнеса, в том числе в проектировании продукции и поставке, обслуживании и управлении запасами запчастей».
Реакция на торговые
ограничения со стороны правительства
принимающей стороны - еще один аспект
рассматриваемой проблемы вхождения
на зарубежный рынок. Этот аспект явился
первопричиной образования
В рассматриваемом
контексте могут, далее, достигаться
экономия на масштабе и производственная
рационализация, выражающиеся в снижении
средних затрат при увеличении объема
производства и сбыта посредством
использования относительных
МСА в состоянии оказать и зачастую оказывают давление на конкурентов. Например, в условиях глобализации потенциальная или существующая конкуренция для конкретной фирмы может быть устранена или ослаблена на основе создания партнерств. В большинстве своем это защитные шаги. Например, в середине 90-х годов альянс английской компании «Бритиш Телеком» с американской телекоммуникационной компанией «МК/Коммьюникейшнз» противостоял планам американского гиганта в области телекоммуникации - «АТТ» - расширить спектр услуг, предоставляемых международным корпоративным клиентам. Оба партнера инвестировали более 1 млрд. долл. в развитие «голосовой почты». При этом они поделили рынки продаж: «МК/Коммьюникейшнз» занималась маркетингом и предоставлением услуг в странах Северной, Южной и Центральной Америки, а также Карибского бассейна, тогда как «Бритиш Телеком» осуществляла аналогичную деятельность в странах Западной Европы и бассейна Тихого океана. Аналитики полагают, что ни «Бритиш Телеком» (занимающая четвертое место в мирепо объему оказываемых телекоммуникационных услуг), ни «МК/Коммьюникейшнз» (находящаяся по этому показателю на шестом месте) поодиночке не сумели бы создать серьезной конкуренции «АТТ» на рынке международных телекоммуникационных услуг.
Вместе с тем
МСА подчас обретают и наступательную
направленность. Так, одним из мотивов
соглашения, заключенного японской ТНК
«Мицубиши Моторс» с
При сокращении жизненного цикла товаров и ускорении технологических нововведений МСА способствуют первоочередному продвижению новых товаров и услуг, производимых ими и (или) участвующими в них фирмами на соответствующих рынках, что может иметь для ТНК долгосрочное, стратегически важное значение. Объединение усилий с другими организациями (например, в области НИОКР) позволяет получить синергетический эффект, способствующий наращиванию обеими фирмами предложения товаров и услуг. Вхождение в рынок с использованием альянсов осуществляется более быстрыми темпами, ибо от фирм, разделяющих свои расходы, требуется меньше затрат, чем от одиночных компаний.
2. Доступ к ресурсам
и рост эффективности их
Важный фактор мотивации
создания МАС - удорожание четырех главных
элементов системы бизнеса
В последние десятилетия минимальный масштаб размеров эффективного производства в каждом из вышеназванных звеньев цепи в большинстве отраслей значительно вырос. Например, производитель цветных телевизоров ныне должен выпускать несколько миллионов штук в год, чтобы достичь экономии на масштабе, позволяющей выдержать конкуренцию на глобальном рынке. Это более чем в 50 раз превышает минимальный масштаб эффективности, существовавшей в данном секторе в начале 60-х годов. объединение ресурсов с ресурсами конкурентов тоже становится средством для достижения фирмами подобного масштаба выпуска. Эти «масштабные» альянсы создаются, когда две или более фирмы объединяются, чтобы выполнить один и тот же вид деятельности, в частности, НИОКР. Пример такого сотрудничества - альянс «Дженерал Электрик» и «Снекта» - американского и французского производителей, объединивших некоторые свои ресурсы, производственный опыт и навыки в их использовании для решения поставленных инновационно-технологических задач при разработке нового мотора для реактивного самолета. «Масштабные» МСА в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях, являясь механизмом разделения затрат между партнерами, позволяют фирмам осуществлять необходимые инновации.
Для развертывания
крупномасштабных НИОКР ТНК предпочитают
создавать совместные предприятия,
а не заключать чисто функциональные
соглашения: совместные предприятия
облегчают обмен информацией
и обеспечивают повседневную координацию.
МСА в форме вертикального
и горизонтального типов
Информация о работе Стратегические альянсы в добывающей отрасли