Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 21:51, курсовая работа
Цель данной работы – изучение стратегических альянсов как современный тип международных стратегий. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обобщить научную литературу по данному вопросу
раскрыть причины и значение стратегических альянсов
обозначить виды стратегических альянсов фирм
проанализировать особенности развития стратегических альянсов в российской экономике
раскрыть причины формирования стратегических альянсов
обобщить причины формирования стратегических альянсов.
Введение………………………………………………………………………3
1. Характеристика стратегических альянсов как тип
международных стратегий.
1.1 Понятия, причины, цели и значение стратегических альянсов…………..5
1.2 Классификация стратегических альянсов…………………………….........8
1.3 Отраслевые особенности стратегических альянсов……………………….9
2. Формирование и развитие международных стратегических альянсов с российским участием.
2.1 Предпосылки формирования стратегических альянсов с российским участием…………………………………………………………………………14
2.2 Проблемы формирования и развития международных стратегических альянсов с российским участием………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...25
2. Формирование и развитие международных стратегических альянсов с российским участием.
2.1 Предпосылки формирования стратегических альянсов с российским участием.
Кризисные явления в современной мировой и национальной экономике при всех негативных проявлениях имеют и позитивные моменты, если рассматривать действительность не сиюминутно, а с позиции будущего развития. Кризис во все времена был и остается таким инструментом, который «перекраивает» экономику, приводит ее в соответствие с новыми реалиями. Он заставляет переосмысливать прошлое и по-новому взглянуть на будущее. Одной из истин, со всей очевидностью подтверждающейся в условиях кризиса, является то, что компаниям проще развиваться и вести конкурентную борьбу не в одиночку, а совместно, интегрируясь в определенные структуры. Формы интеграции могут быть различными. Одной из наиболее перспективной является стратегический альянс.
Она
не могла не затронуть российскую
экономику. Особенно активно этот процесс
осуществлялся в сфере
Вступая в альянс с зарубежными компаниями, российские предприятия стремились получить доступ к знаниям и технологиям, новым рынкам, а также повысить свою конкурентоспособность. Уже с начала 90-х годов прошлого века альянсы становятся важным фактором развития и модернизации ключевых для экономики России отраслей, таких как авиа- и автомобилестроение, телекоммуникации, пищевая и химическая промышленность.
Причины, побуждающие к созданию стратегических альянсов, весьма различны и порой включают комбинацию различных факторов. В обобщенном виде эти причины сводятся к следующему:
Следует подчеркнуть, что совместные предприятия далеко не всегда успешны: возможны столкновения различных стилей управления и корпоративных культур, изменения различных обстоятельств и пересмотр целей создания совместного предприятия; кроме того, истинные цели создания совместного предприятия не всегда раскрываются при его создании.
Первые стратегические альянсы появились в нашей стране в виде совместных предприятий. В начале 1990-х годов XX века их количество росло с каждым годом. За один только 1991 г. было создано свыше 2 тыс. совместных предприятий с компаниями из более чем 60 стран. Следует отметить, что Россия по этому показателю в те годы заметно уступала другим странам Восточной Европы, где темпы строительства бизнеса с иностранным участием были еще выше – в Венгрии и Польше, например, за тот же 1991 г. появилось более 7 тыс. и 5 тыс. совместных предприятий соответственно.7
Однако альянсы в форме совместных предприятий были во многом неравноправны для наших предприятий, поскольку создавались прежде всего для менее затратного и рискованного вхождения на российский рынок зарубежных компаний. Для последних альянсы с отечественными предприятиями часто представляли временную, экспериментальную площадку. Как только основные бизнес-процессы были отлажены, созданы соответствующие инфраструктуры, потребность в российском партнере отпала. Предприятие или поглощалось западным, более мощным участником, или отношения с ним прерывались.
Особый интерес для российской промышленности представляли международные стратегические технологические альянсы. Одной из отраслей, в которой международное технологическое сотрудничество осуществлялось наиболее интенсивно, было автомобилестроение.
Сотрудничество российских предприятий автомобильной промышленности с иностранными производителями строилось на взаимных интересах. С одной стороны, отечественные предприятия были заинтересованы в освоении новых, технически более совершенных моделей автомобилей и в получении инвестиций на эти цели, с другой – зарубежные партнеры стремились выйти на новый рынок в условиях насыщения традиционных рынков сбыта и усиления конкуренции ведущих мировых производителей автомобилей. Во второй половине 90-х годов XX века практически все российские автозаводы продекларировали намерение или уже имели реальные планы использовать свои производственные мощности для выпуска новых моделей автомобилей в кооперации с зарубежными партнерами. Инвестиционный потенциал возможных сделок к середине 1998 г. оценивался на уровне более чем 2 млрд долл.8
Крупнейшие
стратегические партнерства в автомобильной
промышленности России, и их краткая характеристика.
Таблица №19
Помимо образования альянсов на внешних рынках переход к рынку российских предприятий характеризовался формированием стратегических партнерств на внутреннем рынке. Здесь также была своя специфика. Интеграционные процессы происходят как на основе вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), организованные из бывших отраслевых структур или сформированных заново, так и путем формирования горизонтальных ассоциативных образований. В последнее десятилетие XX века в развитой экономике набирали силу такие процессы, как переход к более гибким системам управления, замена вертикальных связей горизонтальными, использование системной интеграции как нового направления партнерских отношений. Но в российской экономике 90-х годов прошлого века преобладающей формой была вертикальная интеграция. В основе этого явления во многих случаях лежало стремление предприятий к выживанию в условиях перестройки экономики. Как показывают результаты исследований, уже в первые годы рыночных реформ потребность предприятий в объединении была исключительно высока. В 1992 г. около половины респондентов в одном из проведенных опросов заявляли о том, что они хотели бы войти в объединения производителей определенного вида продукции, 90% – в отраслевые объединения. При этом более трети опрошенных предприятий на момент проведения опроса ни в какие объединения не входили.10 На начальном этапе эффект от объединения был довольно скромен, что подталкивало промышленные предприятия к развитию вертикального взаимодействия на новой основе.