Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:31, курсовая работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
1. Стиль руководства: понятие, сущность, классификация…………………………5
1.1. Понятие и сущность стиля руководства………………………………………....5
1.2. Классификация стилей руководства ..…………..………………………………7
1.3. Ситуационный и интеракционый подходы …..………………………………..19
1.4. Формы общения………………………………………………………………….22
2. Соотношение стилей руководства с эффективностью управления
на примере ОАО Октябрьская кожгалантерейной фабрики «АУРИКА»………...25
2.1. История создания и виды деятельности предприятия………………………...25
2.2. Организационная структура предприятия……………………………………..25
2.3. Характеристика кадрового состава ОАО «ОКГФ «АУРИКА»………………27
2.4. Оценка личности руководителя экспериментального цеха
ОАО «ОКГФ «АУРИКА» и психологических критериев
эффективности управления…………………………………………………………
Тренерский стиль.
К кооперативному стилю примыкает так называемый тренерский стиль (или кочинг-стиль, от английского «coaching» - тренерство, репетиторство). Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования кооперативного стиля. Тренерский стиль можно определить как систематическое (обычно длящееся много месяцев) выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные в будущем при решении новых задач недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Тренерский стиль предполагает:
1. согласие подчиненного на использование руководителем по отношению к нему особого, репетиторского подхода;
2. индивидуальный подход к сотруднику, хорошее знание его личных и деловых качеств, настроения и ожиданий;
3. систематическое
наблюдение поведения
4. обеспечение
устойчивой конструктивной
5. регулярное
обсуждение деловых и личных
проблем, совместный поиск
6. укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем.
По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет:
- сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту;
- выработать у него готовность к решению трудных задач и получению выдающихся результатов;
- определить высокие, но реальные стандарты деятельности;
- сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним;
- воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность.
Конечно, использование тренерского стиля требует от руководителя наличия времени и соответствующей подготовки.
г) Классификация Танненбаума – Шмидта
Большое распространение и популярность в литературе об управлении имеет классификация поведения руководителя на основе обоих стилей руководства - авторитарного и кооперативного. Именно такую классификацию предложили Танненбаум и Шмидт. В соответствии с ней руководители могут быть автократичными (ориентированными на власть), демократичными (ориентированными на подчиненных), и сочетающими в себе черты и того и другого.
В зависимости от ситуации лидер может регулировать свой стиль руководства. Например, если руководителя «поджимают» сроки или обучение подчиненных методикам принятия решения потребует слишком много времени, лидер, что наиболее вероятно, предпочтет автократический стиль. Если сотрудники подготовлены к участию в принятии решений, может быть использован коллегиальный стиль руководства. Другим ситуационным фактором является разница в квалификации подчиненных и лидера. Чем больше такого рода различия, тем более автократичным будет подход менеджера, т.к. сотрудники не обладают необходимыми для принятия решений знаниями.
Но типология Танненбаума-Шмидта была подвергнута критике как недостаточная, так как она учитывала только один аспект поведения руководителя, а именно участие в принятии решения. То, что это воззрение не прочно, показали конкретные исследования.
д) Двухмерный подход Блейка и Моутон
Полученные в Университете штата Огайо и Мичиганском университете результаты исследований легли в основу разработанной Робертом Блейком и Джейн Моутон (Техасский университет) двухмерной теории лидерства (так называемая «координатная сетка руководства» или «решетка менджмента»).
Каждая из осей сетки
Стиль «Коллективный менеджмент» (9.9.) считается наиболее эффективным в силу того, что выполнение рабочих задач основано на совместных усилиях членов организации. Стиль «Объединяющий менеджмент» (1.9.) означает, что основной акцент делается на потребности сотрудников, а не на результаты труда. «Менеджмент приказа» (9.1.) возникает, когда менеджмент ориентируется прежде всего на эффективность операций. Гуманный организационный менеджмент (5.5.) отражает равное внимание как к сотрудникам, так и к производственным проблемам. Стиль «Сверхлиберальный менеджмент» (1.1.) означает отсутствие философии руководства и управления; направленные на поддержание межличностных отношений и выполнение рабочих задач усилия менеджмента минимальны.
Теория сетки поведения обсуждается во
всем мире. Критика началась с указания
на невозможность её использования для
описания или объяснения реальных процессов
руководства. Она наглядно показывает
в простой форме широкое игривое пространство
возможных стилей управления, и представленные
пять стилей управления позволяют предположить,
что на практике скорее легче идентифицировать
авторитарный стиль управления, чем кооперативный,
так как широта его вариантов значительно
больше.
1.3. Ситуационный и интеракционый подходы.
Бихевиористский подход не смог дать точного ответа на поставленные вопросы, так как комплексную проблему руководства не удалось подвести под простую формулу. Поэтому ученые разработали так называемый ситуационный подход.
Ситуационные теории видят руководство не как атрибут отдельных личностей, а исходят из того, что стиль руководства зависит от того какова социальная ситуация в организации. Именно особенности социальной ситуации, по мнению авторов и сторонников ситуационных теорий, определяют функции руководителя, а они в свою очередь определяют стиль руководства. Таким образом, руководство - это выражение особой социальной роли руководства.
В ряду подходов к руководству, среди которых, прежде всего, контингентная теория Фидлера, следует указать на модель решения Врума-Йетона и подход "путь - цель" Хоузе - Эванса - Митчела, которые базируются на положениях ситуационного подхода.
а) Контингентная модель Фидлера
Фидлер развивает теорию эффективного поведения руководства, исходя из предположения, что производительность группы зависит от личности руководителя и специфического ситуативного контекста. В данном случае речь идёт, прежде всего, о том, чтобы распознать ситуацию, при которой можно применить тот или иной стиль руководства.
Краеугольным камнем
По Фидлеру, стиль руководства
определяется с помощью шкалы
«наименее предпочитаемого
Теория Фидлера благодаря своему построению, лёгкости контроля и убедительности выводов является одной из наиболее исследованных и проверенных моделей. Однако предметом для дискуссии стали и методы подтверждения гипотез, и набор факторов для анализа.
б) Подход Хоузе - Эванса - Митчела
Еще одна ситуационная модель лидерства была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хоузе. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хоузе отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, «увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде» [5, 16].
Поначалу Хоузе в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.
Позже профессор Хоузе включил в модель еще два стиля: стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение. Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном стиле и стиле поддержки.
в) Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
Еще одной
ситуативной моделью
Модель принятия решений концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые можно использовать в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решения.
Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Иеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные – руководитель», а также модель дерева решений.
Вот критерии: значение качества решения;
наличие достаточной информации или опыта
у руководителя для принятия качественного
решения; степень структурированности
проблемы; значение согласия подчиненных
с целями организации и их причастности
для эффективного выполнения решения;
определенная на основании прошлого опыта
вероятность того, что автократическое
решение руководителя получит поддержку
у подчиненных; степень мотивации подчиненных
достигнуть целей организации, если они
выполнят задачи, сформулированные при
изложении проблемы; степень вероятности
конфликта между подчиненными при выборе
альтернативы.
1.4. Формы общения.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации.
Итак,
очевидно, что ни один стиль руководства
не является универсальным для любой производственной
ситуации. Чаще встречаются смешанные,
гибридные стили, нередки случаи, когда
авторитарный по своим убеждениям начальник
внешне ведет себя весьма демократично:
вежлив, приветлив, готов выслушать мнение
коллег, но его решения давно готовы и
ни в чьих рекомендациях
он не нуждается. При возникновении экстремальных
ситуаций либеральный, «добрый и мягкий»
руководитель обязан проявить свою
волю, и тогда его стиль управления организацией
будет жестким,
авторитарным. Если же коллектив состоит
из высококвалифицированных сплоченных
специалистов своего дела, то авторитарный
стиль в этом случае будет явно неуместным.
Стиль управления чаще всего зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении ситуации авторитарный руководитель может не справиться единолично с выбором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выработке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления. При спокойной атмосфере внутри коллектива и стабильности внешней среды авторитарный стиль управления оправдывает себя.