Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:31, курсовая работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
1. Стиль руководства: понятие, сущность, классификация…………………………5
1.1. Понятие и сущность стиля руководства………………………………………....5
1.2. Классификация стилей руководства ..…………..………………………………7
1.3. Ситуационный и интеракционый подходы …..………………………………..19
1.4. Формы общения………………………………………………………………….22
2. Соотношение стилей руководства с эффективностью управления
на примере ОАО Октябрьская кожгалантерейной фабрики «АУРИКА»………...25
2.1. История создания и виды деятельности предприятия………………………...25
2.2. Организационная структура предприятия……………………………………..25
2.3. Характеристика кадрового состава ОАО «ОКГФ «АУРИКА»………………27
2.4. Оценка личности руководителя экспериментального цеха
ОАО «ОКГФ «АУРИКА» и психологических критериев
эффективности управления…………………………………………………………
Бихевиористский подход.
Ученые отказывались от исследований черт личности как бесперспективных и обратились к наблюдениям за поступками руководителей, а не за их личными чертами. Поведенческий подход дал классификацию стилей управления в континууме от автократичного до либерального стиля.
а) Модель Дугласа Мак-Грегора
Описание бихевиористского подхода невозможно без упоминания о Дугласе МакГрегоре. Его теории "X" и "Y" можно считать и теориями мотивации и теориями лидерства и теориями стилей руководства.
Теория "X"
1. Средний
человек имеет врожденное
2. Поэтому
большинство людей необходимо
принуждать к труду,
3. Работник склонен к тому, чтобы им руководили, он избегает ответственности, у него мало честолюбия, он желает быть защищенным во всем.
Теория "Y"
1. У человека нет врожденной антипатии к труду. Труд естественен, так же как и отдых.
2. Если
человек идентифицирует себя
с целями, то он воспитывает
в себе самодисциплину и
3. Обязанность
по отношению к поставке целей
состоит в функции
4. При
соответствующих
5. Среди
трудящихся широко
6. Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни1.
Теория "X" и теория "Y" позволяют представить два противоположных типа человека. Мак-Грегор считал, что каждый руководитель основывает свой стиль руководства на принятии одной из этих теорий. При этом "X" характерна для автократов, а "Y" -для демократов.
Сама по себе модель МакГрегора не является чистой теорией стилей управления, но именно она позволила полнее и точнее понять существовавшие на тот момент классификации и анализировать их.
б) Традиционный подход
Под традиционным подходом понимаются в основном исследования Левина (Lewin), Липпита (Lippitt) и Уайта (White) в 1939 году, во время которых они изучили воздействие автократичного, демократического стилей управления и стиля невмешательства (Laissez -faire - Fuhrungsstils) на подростков.
Основными
критериями для разделения стилей руководства
являлись: степень активности руководителей
и сотрудников и степень
Авторитарный, демократический и попустительский стили можно охарактеризовать с двух позиций: формальная сторона, содержательная сторона.
Таблица 2.
Характеристика стилей управления
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный (директивный) стиль | |
Деловые,
краткие распоряжения
Запреты без снисхождения и угрозы Чёткий язык, неприветливый тон Похвала и порицание субъективны Эмоции в расчёт не принимаются Показ приёмов - не система Позиция руководителя – вне группы |
Дела в группе
планируются руководителем заранее (во
всём их объёме)
Определяются лишь непосредственные цели, дальние не известны Голос руководителя - решающий |
Демократический (коллегиальный) стиль | |
Инструкции
в форме предложений
Сухая речь, товарищеский тон Похвала и порицание – с советами Распоряжения и запреты – с дискуссиями Позиция руководителя – внутри группы |
Мероприятия планируются
не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Либеральный (попустительский) стиль | |
Тон
конвенциальный
Отсутствие похвалы и порицаний Никакого сотрудничества Позиция руководителя - внутри группы |
Дела идут сами
собой
Руководитель не даёт указаний Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходя от лидеров подгрупп |
Выделение формальной и содержательной стороны обусловлено возможностью использования руководителями одного стиля, формальной стороны другого стиля. Очень часто встречаются автократы, которые внешне ведут себя очень демократично. Кроме того, тот или иной стиль может себя проявить в той или иной обусловленной целым рядом условий, ситуации. К примеру, в экстремальном случае руководитель может перейти к самым жестоким авторитарным методам. Характеристика стилей с точки зрения этих сторон представлена в табл.2.
в) Современные интерпретации стилей руководства
В современной литературе получили дальнейшее развитие представления как о демократическом (теперь его обычно называют кооперативным стилем), так и об авторитарном стиле руководства.
Авторитарный стиль.
Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Этот стиль вполне оправдано применяется в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации. Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя: высокой ответственности; строго самоконтроля; широкого предвидения; развитой способности принятия решений; хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.
При этом предполагается, что средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.
Модификации авторитарного стиля руководства выражены в классификации, в которой они делятся в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных. Выделяются патриархальный; харизматический; автократический и бюрократический стили руководства.
Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Недостатки авторитарного стиля - ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю и предприятию в целом. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.
Кооперативный стиль.
В данном случае термин «
При кооперативном стиле руководства произведенная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников. Кооперативный стиль руководства имеет ряд отличительных, характерных черт. Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют девять таких черт:
1. Взаимовлияние
руководителя и сотрудников,
2. Функциональная
дифференциация ролей с учетом
компетентности членов группы. Кооперативный
стиль старается сочетать
3. Многосторонние
информационные и
4. Урегулирование
конфликтов с помощью
5. Ориентация
на группу. Первостепенное внимание
руководителя к коллективу и
людям позволяет сотрудникам
осуществлять растущее влияние
на процессы руководства и
тем самым повышать
6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.
7. Удовлетворение
потребностей сотрудников и
8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно-бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации на достижение высоких результатов работы организации.
9. Ориентация
на развитие персонала и всей
организации. Непрерывный
Американские исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают, что эффективность использования кооперативного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач [5.13]. К кооперативному стилю наиболее склонны уверенные в себе руководители. Чаще всего это люди достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств. В своем идеальном варианте кооперативный стиль требует от руководителя, прежде всего умения и стремления вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, за которые именно он несет общую ответственность. Руководитель ожидает от своих сотрудников деловой поддержки. Свои решения он принимает, учитывая соображения и возражения подчиненных. Его основное правило: «делегировать полномочия, насколько это возможно, и приказать, насколько это необходимо». Такой руководитель признает способности сотрудников и сознает, что сам он не может все знать и предусмотреть. Неизбежный для производства контроль руководитель осуществляет по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля, как это имеет место при авторитарном стиле руководства. В определенных рамках используется также самоконтроль сотрудников. Руководитель широко информирует сотрудников не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При кооперативном стиле руководитель не прибегает к формальной власти, поскольку не нуждается в ней. Он пользуется, прежде всего не формальным, а деловым авторитетом, связанным с выполнением им функции эксперта.