Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:33, курсовая работа
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более строгие требования.
Введение 5
1 Характеристика американской модели менеджмента 7
1.1 Американская деловитость и умение организовывать 8
1.2 Понятие стратегии в американском менеджменте 10
2 Особенности японской модели менеджмента 13
2.1 Характерные черты японской модели менеджмента 14
2.2 Индивид и коллектив в японской модели менеджмента 15
2.3 Японская модель менеджмента в условиях
постмодернистского общества 16
2.4 Условия карьерного роста в японской модели менеджмента 17
3 Сравнительный анализ японской и американской
моделей менеджмента 19
4 Практическая часть. Мотивация труда 23
4.1 Мотивация труда в американских фирмах 25
4.2 Японская система управления трудовыми ресурсами 29
Заключение 33
Однако не следует идеализировать американскую модель менеджмента. Жестокая конкуренция на рынке труда требует от каждого сотрудника максимальной отдачи и ответственности. Особое внимание уделяется нормальным рабочим отношениям.
Если
на работе двое сотрудников не уживаются,
то считается, что лучше уволить
обоих, чем разбираться в причине
склоки. Если станет известно, что кто-то
плохо отозвался о человеке другой
национальности или цвета кожи, то
его не только наверняка выгонят,
но и сделают все для того, чтобы
найти другую работу ему было очень
сложно
1.1
Американская деловитость
и умение организовывать
Большинство специалистов в области менеджмента, государственных и политических деятелей ставили и ставят эту черту на первое место.
Для
бывшего СССР характерной была идеологическая
практика «оценки стиля сверху»,
которая как бы устанавливала
и разрешала последующее
Каковы же конкретные признаки американской деловитости?
Прежде всего она проявляется в таких качествах персонала, как целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело.
Не случайно, что именно в американском менеджменте была разработана и реализована в самых различных проявлениях на разных уровнях концепция управления по целям (МВО).
Характерным проявлением американской деловитости специалисты также считают стремление к выгоде, доходу.
В самом деле, зачем стремиться
к цели, если она не сулит
заработка? «Тот, кто не дышит
воздухом прибыли, тот
Американские
управляющие считаются
- делай то, что окупается, приносит доход;
-выбирай эффективные средства достижения целей;
-умей находить и использовать необходимые ресурсы;
Американская деловитость проявляется также в умении оценивать, считать.
При создании, ведении или улучшении дела американцы умеют оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды.
В сфере управления в США, пожалуй, нет того, что не получало бы денежной и временной оценки. Время - это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время. Это, во-первых, обусловливает организацию работы таким образом, что напрасно не тратятся время, деньги, силы и материалы. Во-вторых, применительно к американскому менеджменту можно найти много так называемых усредненных цифр и данных, которые используются для характеристики той или иной проблемы. И, наконец, много издается литературы, методико-практического характера по вопросам сокращения административно-управленческих расходов, по экономии времени. Кто не умеет оценивать и считать, тот (при прочих равных условиях) не может эффективно управлять. Поэтому система подготовки курсов повышения квалификации управляющих включает много дисциплин, разделов и тем, которые направлены на формирование и развитие этого важного и необходимого умения.
Сильным признаком американской деловитости является также единство слова и дела.
Американский
менеджер верен и предан взятым обязательствам,
своему слову, букве подписанного контракта.
Выполнить устное или зафиксированное
слово - это своего рода «деловой азарт»,
в котором сконцентрированы честь,
престиж, совесть и профессионализм
руководителя. Слово, которое дано,
- это своего рода начало и продолжение
дела, а не слово о деле, которое
не будет сделано. По правилам этики
бизнеса невыполненное
Слово
по-американски - это не средство откладывания
чего-либо «на потом», не сиюминутное
средство успокоения или «управленческой
терапии» (это чрезвычайно
К
проявлению американской деловитости
следует отнести также
В
данной стороне деловитости
В США имеются руководства, содержащие рекомендации по «правилам разговора» - по телефону, с подчиненными (особо указывается, в каких случаях не нужно экономить время, а поговорить и послушать), с аудиторией. В инструкциях, буклетах, наставлениях, рекомендациях часто наряду и вместо слов используются доходчивые, ясные и профессионально выполненные рисунки, схемы и диаграммы. Графическое слово - это также сильный инструмент в пояснениях, напутствиях, иллюстрациях и обучении.
Воспитание в духе краткости и ясности слова позволяет американцам создавать меньшие по объему отчеты, которые легче воспринимаются и, самое главное, прочитываются теми, кому они адресованы. Известно, что проблема «чтения документа» - одна из самых больных в условиях большого количества и объема документов.
Продолжительное время США оставались «Меккой организации», куда приезжали специалисты и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.
Имеются другие страны, менеджеры которых не лишены этого умения. В этой связи возникает вопрос: «В чем же заключается специфика американского умения организовывать?».
К
организации любого дела американский
менеджер подходит довольно тщательно,
учитывая по возможности все стороны,
которые определяют успех (или неуспех)
дела. В организации нет мелочей!
Поэтому американскому
Американский рабочий приучен работать в условиях высокого уровня организации труда. Самое главное: он не ставится в условия «двойной занятости», то есть работать за себя и недостатки в организации работы.
За счет высокого организационного уровня обеспечивается высокая продуктивность работы, эффективное использование оборудования, времени, сырья, материалов и, конечно, самого человека. Как показала практика, использование любого организационного фактора, любой организационной системы так или иначе связано с поддержанием и/или повышением эффективности.
Американцы умеют найти, разработать и внедрить такую организационную систему, которая ставит работника в определенные условия и «заставляет» его делать то, что нужно, а не то, что хочет делать сам работник.
Среди признаков организованности следует выделить два:
- «Каждый несет свой чемодан», поскольку знает что, когда и как делать;
-
«Не дуют ветры бестолковщины
и неразберихи», поскольку укрощена
стихия неорганизованного поведения участников
системы.
1.2
Понятие стратегии в
американской модели
Слово «стратегия» произошло от греческого
strategos, «искусство генерала». В общем виде
стратегия — это способ использования
средств и ресурсов, направленных на достижение
поставленных целей. Стратегию можно определить
как генеральную программу действий, выявляющую
приоритеты проблем и ресурсов для достижения
главной цели корпорации. Стратегия формулирует
главные цели и основные пути их достижения
таким образом, что корпорация получает
единое направление действий. Появление
новых целей, как правило, требует поиска
и выработки новых стратегий.
Содержание
стратегического управления заключается,
во-первых, в разработке долгосрочной
стратегии, необходимой для победы в конкурентной
борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления
в реальном масштабе времени. Разработанная
стратегия корпораций, впоследствии превращается
в текущие производственно-хозяйственные
планы, подлежащие реализации на практике.
Концепция
стратегического управления основана
на системном и ситуационном подходах
к управлению. Предприятие рассматривается
как «открытая» система.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Стратегическое
управление требует создания организационной
стратегической структуры, в состав которой
входит отдел стратегического развития
на высшем уровне управления и стратегические
хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ
объединяет несколько производственных
подразделений фирмы, выпускающих однотипную
продукцию, требующую идентичных ресурсов
и технологий и имеющую общих конкурентов.
Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно
меньше количества производственных подразделений.
При создании СХЦ большое значение имеет
правильный выбор области деятельности.
СХЦ отвечают за своевременную разработку
конкурентоспособной продукции и ее сбыт,
формирование производственной программы
выпуска продукции по номенклатуре.
Важнейшей
составной частью плановой работы корпорации
является стратегическое планирование,
возникшее в условиях насыщения рынка
и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое
планирование сдерживает стремление руководителей
к получению максимальной текущей прибыли
в ущерб решению долгосрочных задач, а
также ориентирует руководителей на предвидение
будущих изменений внешней среды. Стратегическое
планирование позволяет руководству корпорации
установить обоснованные приоритеты распределения,
как правило, всегда ограниченных ресурсов.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений.
В 60-е гг. XX
в. все настойчивее стали требования работников
корпораций по улучшению их социально-экономического
положения. Параллельно с этим многие
теоретики менеджмента пришли к убеждению,
что целый ряд организаций не достигает
своих целей по причине игнорирования
противоречий быстро меняющейся социальной
среды. Следствием сложившегося положения
было появление доктрины «производственной
демократии» («демократии на рабочих местах»),
связанной с вовлечением в управление
непрофессионалов, как самого предприятия,
так и потребителей товаров и услуг, посредников
и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию
среды.
Некоторые американские авторы называют
привлечение непрофессионалов к управлению
«третьей революцией» в управлении.
Первая
революция, по их мнению, связана с отделением
управления от производства и с выделением
его в особый вид управленческой деятельности.
Вторая революция характеризуется появлением
менеджеров, т.е. людей особой профессии.
«Производственная демократия» (или партисипативное
управление) стала рассматриваться как
форма соучастия всех работников организации
в принятии решений, затрагивающих их
интересы.
Информация о работе Сравнительный анализ американского и японского менеджмента