Современные методы и технологии управления человеческими ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:57, доклад

Краткое описание

Необходимо представить следующие признаки персонала – это наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно (юридически) оформлены; обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией и т. п.); целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации.

Оглавление

Управление человеческими ресурсами
Концепция управления человеческими ресурсами
Принципы управления персоналом
Методы управления персоналом
Функции управления персоналом
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

доклд гму.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

 

 

 

  

Доклад

 

 

по  дисциплине «ГМУ» 

 

на тему

«Современные методы и технологии управления человеческими ресурсами»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

Содержание

 

  1. Управление человеческими ресурсами
    1. Концепция управления человеческими ресурсами
    2. Принципы управления персоналом
    3. Методы управления персоналом
    4. Функции управления персоналом

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Управление человеческими ресурсами

1.1 Концепция управления человеческими  ресурсами

 

Персонал (от лат. personalis – «личный») представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев.

Необходимо  представить следующие признаки персонала – это наличие трудовых отношений с работодателем, которые  должны быть законодательно (юридически) оформлены; обладание определенными  качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией  и т. п.); целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации.

Персонал  компаний отличается наименьшей мобильностью по сравнению с технологиями, знаниями, капиталом и сырьем, которые могут  стать доступными практически мгновенно. Но в отличие от изнашивающихся в  процессе использования основных и  оборотных фондов человеческий капитал  с возрастом в пределах своего жизненного цикла приобретает опыт, навыки и становится лучше.

Управления  персоналом на предприятии определяется как процесс воздействия на потенциальных  и фактических сотрудников с  использованием совокупности специальных  методов для оперативного и эффективного достижения целей организации. В  новых условиях хозяйствования процессу управления персоналом в организации  должна предшествовать разработка концепции  управления персоналом, содержащая обобщенные представления о сущности, целях, задачах, принципах, методологии, структуре  системы управления персоналом и  технологии управления персоналом. Система  управления человеческими ресурсами  предприятия – это совокупность взаимосвязанных элементов, реализующих  процесс управления персоналом организации. Центральным звеном системы управления персоналом является служба управления персоналом – подразделение организации, специализирующееся на реализации функций по управлению персоналом в организации. Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т. д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял в основном деятельность по учету или кадровой работе. Таким образом, в современных службах управления персоналом над учетными доминируют преимущественно управленческие виды деятельности: управление мотивацией, конфликтами, стрессами, развитием работников, нововведениями и пр. Для настоящего этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления сотрудниками в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом составляют: отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией; вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании; участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики; интеграция деятельности кадровиков и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации; системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.

Многообразие  подходов к управлению персоналом логически  вытекает из исторических и социально-экономических  предпосылок, присущих разным странам. Сегодня в развитии экономики  большинства государств наиболее значительными  признаются проблемы в области работы с персоналом. В условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического  применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую  эффективность любой организации.

В последние  десятилетия управление персоналом стало родом профессиональной деятельности, а управленческий персонал – одной  из самых массовых составных частей рабочей силы. Основными факторами  конкурентоспособности организации  стали: обеспеченность квалифицированной  рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и  формы работы, определяющие эффективность использования персонала.

В ХХ веке произошла смена трех основных концепций  кадрового менеджмента, обусловленная  изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества.

В начале века получила развитие концепция управления кадрами, при которой вместо человека как личности рассматривается его трудовая функция. Другими словами, категория «кадры» характеризует не качество отдельно взятого индивида, а совокупность работников, объединенных для достижения поставленных организационных целей. Кадровые службы выполняли, в основном, учетно-контрольные и административно-распорядительные функции.

После второй мировой войны научно-технический  прогресс, вызвавший усложнение производственного  процесса, обусловил необходимость  внедрения новых механизмов мотивации  труда работников, повышения их квалификации, регулирования трудовых отношений  на основе партнерства и сотрудничества, активного вовлечения персонала  в управление, участие в прибыли. Именно с 50–60-х гг., когда технократический подход в управлении уступает свои позиции, на смену концепции управления кадрами приходит концепция управления персоналом. В новой концепции, где работник рассматривается уже не только как личность, но и как субъект трудовых отношений, изменяется роль и место кадровых служб в организационной структуре управления предприятий. Система управления персоналом уже охватывает широкий круг управленческих проблем: планирование потребностей в персонале, подбор и профессиональную адаптацию новых работников, разработку компенсационных программ, корпоративное обучение сотрудников и др. Но пока службы по управлению персоналом, как правило, выполняют обслуживающую роль, являясь функциональными подразделениями, а персонал рассматривается как издержки, которые надо оптимизировать.

Начиная с 80-х гг. с развитием социально-экономических  аспектов в менеджменте, усилением  интеллектуализации и компьютеризации  бизнеса, ускорением инновационных  процессов формируется концепция  управления человеческими ресурсами, рассматривающая знания, способности, умения людей как ключевой ресурс и нематериальные активы организации, обеспечивающие их эффективность и конкурентоспособность.

 

Таблица 1. - Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации

Годы XX века

Концепция

Работник рассматривается как...

20-40-е гг.

Управление кадрами

Работник - носитель трудовой функции, «живой придаток машины»

50-70-е гг.

Управление персоналом

Работник - субъект трудовых отношений, личность

80-90-е гг.

Управление человеческими ресурсами

Работник - ключевой, стратегический ресурс организации


 

Управление  человеческими ресурсами – это  стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые  вносят свой вклад в достижение целей фирмы.

Интенсификация  управления и повышение качества труда персонала возможны только в результате применения принципиально  новых подходов к работе с кадрами, и в частности с работниками, занятыми управленческим трудом. Новые  подходы в работе с людьми заключаются  в ее комплексном характере, более  широком использовании элементов  планирования, применении индивидуальных форм работы. В современной теории и практике управления персоналом доминируют два основных подхода к содержанию и организации этой работы: американский и японский. При «американском», или «рыночном», подходе средства управления персоналом ориентированы главным образом на внешний рынок труда, состояние экономики, спрос на конкретный товар и т.д. Основными принципами являются: соответствие работника требованиям рабочего места, функциям, задачам, должностным обязанностям, условиям труда, требования к трудовому поведению (ориентация на текущие задачи). Японский менеджмент, базируется в первую очередь на учете человеческого фактора, его основными принципами являются: ориентация на качество образования и личностный потенциал работника (ориентация на длительную перспективу).

Сущность  управления человеческими ресурсами  заключаются в том, что люди рассматриваются  как достояние компании в конкурентной борьбе, которое надо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей  организации. Управление человеческими  ресурсами (управление персоналом) связано  с динамикой всех аспектов внешней  среды деятельности организации  и требует интегрированного подхода. Высшее звено управления должно быть прямо вовлечено в процесс  управления ресурсами.

Управление  человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, воздействующие на взаимоотношения между организацией и ее работниками, и означает, что  практика управления персоналом все  более тесно связана со стратегией бизнеса. Поэтому управление персоналом носит упреждающий характер и  ставит своей конечной целью повысить результативность организации и  удовлетворить потребности сотрудников. Из всех характеристик управления персоналом, которые отличают его от традиционного  «управления кадрами», ничто не является более фундаментальным, чем его  интеграция со стратегией бизнеса.

Основными принципами концепции управления человеческими  ресурсами являются следующие:

1) Люди - решающий фактор эффективности и конкурентоспособности организации, основной источник добавленной стоимости;

2) Ориентация на стратегический подход к управлению человеческими ресурсами;

3) Признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов;

4) Социальное партнерство и демократизация управления;

5) Обогащение труда и повышение качества трудовой жизни;

6) Непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов;

7) Профессионализация управления человеческими ресурсами.

Важнейшей тенденцией развития менеджмента в  последние десятилетия становится системный подход, который рассматривается как современный способ управленческого мышления, позволяющий представить целостно и комплексно управление организацией и ее подсистемами в сложной рыночной среде.

Применение  системного подхода дает возможность  раскрыть внутреннее строение системы  управления человеческими ресурсами  как целостной системы, состоящей  из трех взаимозависимых подсистем  управления формированием, использованием и развитием человеческих ресурсов в организации.

Основная  цель системы управления человеческими  ресурсами – обеспечение качественного  и рационального формирования, освоения и развития человеческих ресурсов для  достижения экономической эффективности  и конкурентоспособности организации.

Управление  человеческими ресурсами в современных  организациях осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий (функций управления), которые  взаимосвязаны между собой и  образуют структуру кадровой службы как самостоятельного функционального подразделения предприятия.

 

1.2 Принципы управления  персоналом

 

Принципы (от лат principium – «начало основа») – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Необходимо  различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.

Принципы  управления персоналом — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалист ты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.

Принципов управления персоналом множество, но при  всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих  традиционно утвердившихся в  отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица единства распорядительства; отбора, подбора  и расстановки кадров; сочетания  единоначалия и коллегиальности, централизации  и децентрализации; линейного, функционального  и целевого управления; контроля исполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания  такого контроля с корпоративной  культурой; консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.

Принципы  построения системы управления персоналом — правила, основные положения и  нормы, которым должны следовать  руководители и специалисты подразделений  управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Принципы построения системы управления персоналом представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов, присущих им общих черт, начал их действия.

Принципы  построения системы управления персоналом следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов  может меняться в зависимости  от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать  систему методов и каждый метод  в отдельности. Но метод не имеет  такого воздействия на принцип, так  как последний объективен.

Информация о работе Современные методы и технологии управления человеческими ресурсами