Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:33, реферат
Одна из основных задач современного периода проведения экономических реформ состоит в формировании отечественного страхового рынка,
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Роль и место страхования в экономике………………………………………6
1.1. Экономическая сущность страхования……………………………..…6
1.2. Цели и задачи страхования……………………………………………..8
2. Структура и принципы деятельности страховой компании………………..14
2.1. Принципы деятельности страховой компании………………..……..14
2.2. Взаимодействие страховой компании с окружающей средой …..…16
2.3. Основные бизнес-процессы страхования………………………...…..19
3. Современное состояние страхования в России и за рубежом…………...…25
3.1. Тенденции развития страхового рынка России……………….……..25
3.2. Тенденции и перспективы развития страхового дела за рубежом…29
Заключение…………………………………………………...……………..……33
Список литературы……………………………………………………...….……35
Приложение А……………………………………………..………………….….37
Объектами риска выступают целостность государства, благосостояние нации, материальные интересы, жизнь, здоровье, благосостояние групп людей и отдельного гражданина, предпринимательская деятельность.
В теории выделяют следующие функции риска:
1. Предупредительная, которая проявляется в конструктивном поиске безопасных по отношению к известным рискам методам действий;
2. Защитная, проявляющаяся в поисках на инстинктивном и сознательном уровнях методов и средств защиты от нежелательных проявлений рисков;
3. Спекулятивная, обеспечивающая возможность выигрыша при случайном или спланированном благоприятном стечении условий проявления риска;
4. Социально-экономическая, заключающаяся в естественном отборе наиболее эффективных субъектов риска и методов их действий.
С точки зрения причин возникновения и масштабов последствий выделяют фундаментальные и систематические риски. Фундаментальные, или объективные, риски вызываются причинами, которые неподвластны воле людей и воздействующие на большие территории группы людей, например землетрясения. Фундаментальные риски обычно относят к форс-мажорным обстоятельствам.
Специфические или субъективные риски связаны с отдельными личностями, группами людей, предприятиями, проектами. Негативное проявление субъективных рисков обычно связано с недостаточным учетом или пренебрежением какими-либо обстоятельствами.
В теории и практике известны три основных способа управления рисками:
- поглощение риска, применяемое для слабых рисков или невозможности использования иных способов;
- уклонение от риска, применяемое в мобильных системах;
- разделение и передача риска.
Ни один из этих способов не обеспечивает полного исключения риска. Некоторая часть риска остается на собственном удержании субъекта. На практике обычно применяют различное сочетание всех трех способов в зависимости от вида деятельности и ожидаемых опасностей.
Страхование
как раз и является основным и
достаточно универсальным способом передачи
риска профессиональной организации -
страховщику. Другим, частным примером
передачи риска может служить использование
специальной охраны материального объекта,
однако этот способ менее универсален.
Он может защитить материальные интересы
владельца этого объекта только от посягательств
злоумышленников.
2.1. Принципы деятельности страховой компании.
Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения, существования страхового фонда. Страховые компании подразделяются:
- по форме собственности (принадлежности) - на частные и публично-правовые, акционерные (корпоративные), взаимные, государственные;
- по характеру выполняемых операций - на специализированные (страхование жизни, медицинское и иные виды страхования),универсальные и перестраховочные;
- по зоне обслуживания - на местные, региональные, национальные и международные (транснациональные);
- по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке, - на крупные, средние и мелкие.
Данная классификация весьма условна, так как отдельные страховые компании предоставляют значительно больший перечень страховых услуг, чем это заявлено в их названии. На практике наблюдается тенденция к ликвидации узкой специализации в страховой деятельности. Одновременно на рынок страховых услуг активно вторгаются банковские, биржевые и иные структуры.
Страховая компания может включать кроме головного офиса (дирекции) различные по уровню самостоятельности и совершаемым операциям подразделения, в том числе дочерние компании. Представительство страховой компании занимается, как правило, рекламой, репрезентативными функциями, поиском клиентов в интересах страховщика в данном регионе, но не ведет коммерческую деятельность.
Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представительства и определенные страховые операции - заключение и обслуживание договоров страхования.
Филиал страховой компании является обособленным подразделением страховщика без права юридического лица. Он проводит все операции страхования в пределах предоставленных ему полномочий. Результаты работы филиала отражаются в консолидированном балансе страховой компании.
Страховая деятельность реализуется, прежде всего, через своих субъектов (страхователей, страховщиков, посредников), вступающих в отношения между собой и с окружающим миром. Эти отношения регулируются с помощью законов, обычаев делового оборота, общественного мнения. С точки зрения организации предпринимательства страховую компанию, как и любую другую, можно рассматривать как социотехническую систему, в которой люди используют, в целях предпринимательства, определенную технологию. Организация страховой деятельности, как и мотивация персонала страховой компании, для достижения целей своей деятельности должны соответствовать не только экономической стороне этой деятельности, но и ее философским принципам. Соблюдение этих принципов гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге обеспечивает эффективное развитие, поскольку сотрудники организации - ее главное богатство.
Мы формулировали основную цель страхования как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите, соответствующей общепринятым финансовым требованиям. В широком смысле философские принципы страховой деятельности должны соответствовать национальной идее, однако применительно к рассматриваемой теме ограничимся философскими принципами страховой компании. эти принципы учитывают взгляды и позицию собственника, личностные качества руководителя, культурный и жизненный уровень персонала, региональную специфику, в том числе и национальную.
Первым философским принципом, непосредственно вытекающим из цели страховой деятельности, является принцип социальной ответственности.
В последнее время все большее значение приобретает точка зрения, что предпринимательская компания - это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная компания является сложной частью среды, включающей, кроме всего прочего, местные общины, средства информации, общественные и прочие организации, имеющие возможности влиять на достижение компанией своих целей. Руководителю, да и всему коллективу приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих внешней среды.
Поэтому целесообразно направлять часть своей прибыли и усилий по социальным каналам, жертвуя их на благо и совершенствование общества. Более того, в современном обществе, в том числе уже и в российском, сложились определенные представления о том, как должна вести себя солидная компания, в частности страховая, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ. В конечном итоге размеры и направленность социальной ответственности каждой российской страховой компании будут определять ее владельцы и руководители в соответствии со своими взглядами на жизнь и личностными свойствами. Учитывая важнейшую роль личных ценностей в управлении персоналом и в хозяйственной деятельности вообще, сформулируем второй философский принцип деятельности страховой компании как принцип этичного руководства, или принцип этики.
Как известно, этика имеет дело с принципами, определяющими правильное или неправильное поведение. Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения руководителя и персонала.
Практическая полезность сформулированных выше философских принципов управления будет значительно большей в случае использования третьего философского принципа - принципа делегирования функциональных полномочий управления в коллективе.
Для реализации своих планов руководитель компании обязан найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их стратегиями, процедурами и правилами способствуют решению этой задачи. Организационный процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и соответственно формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.3
Управление филиалами компании должно учитывать региональную специфику и максимально ориентироваться на эффективное взаимодействие со страхователями.
2.2. Взаимодействие страховой компании с окружающей средой
Термин «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри страховой компании. Большое значение имеет и тот факт, что, хотя компания и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния самой компании. С каждым годом приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды, и процесс этот принимает поистине глобальный характер. Выделяют две основные группы факторов — прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого действия относятся факторы, которые непосредственно влияют на операции компании и могут испытывать на себе, в свою очередь, влияние проводимых ею операций. Применительно к страховщикам такими факторами являются:
- нормативная среда, т.е. законодательные и нормативные акты (ГК РФ и НК РФ, ТК РФ, законы РФ, местные законы, нормативные документы Правительства РФ, Минфина России, ФНС России, ЦБ РФ, ПФР и других внебюджетных фондов и некоторые другие документы);
- состояние (конъюнктура) страхового рынка на территории, где действует компания (платежеспособность клиентов, их потребность в различных видах страхования, конкурентная среда и др.);
- географическое положение территории (природно-климатическая зона, наличие границ с другими государствами, население наличие и вид коммуникаций и т.д.);
- социально-экономическое положение территории (вид и уровень развития промышленности, сельского хозяйства, экономические связи и формы этих связей с другими территориями, уровень жизни и занятость населения);
- состояние финансового рынка (качественный состав действующих банковских и финансовых учреждений, инвестиционная политика и инвестиционные инструменты и т.п.);
- состояние рынка труда (наличие специалистов, оплата труда, затраты на обучение и переподготовку).
В отличие от предприятий промышленности и сферы не страховых услуг страховые компании в большей степени зависят от природной и социально-экономической среды. Это объясняется следующими обстоятельствами:
- влиянием природных и техногенных факторов на вероятность возникновения страховых случаев и, следовательно, на объем выплат и финансовые результаты деятельности;
- отсутствием повсеместного устойчивого спроса на страховые услуги и как следствие зависимостью спроса от территориальных особенностей размещения промышленности, транспортных узлов и терминалов, а также зажиточности населения.
К факторам косвенного воздействия следует отнести факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на результаты работы компании, но, тем не менее, сказываются на них: общее состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для бизнеса события в других странах. На развивающийся российский страховой рынок наибольшее косвенное воздействие оказывает состояние экономики и групповые интересы в отраслях отечественной промышленности. Факторы внешней среды имеют ряд общих черт, определяемых состоянием самой среды, - это взаимосвязанность, сложность, подвижность и, наконец, неопределенность. Эта неопределенность имеет двоякий характер: в силу нашего незнания каких-либо параметров воздействующих факторов и вследствие сознательного действия в рамках какого-либо фактора, например конкуренции, таким образом, чтобы его действие было неожиданным и причинило деятельности компании максимальный вред. Неопределенность внешней среды еще более усложняет деятельность страховой компании, внося в нее элементы неизвестности и случайности, аналогичные спортивным играм.
Таким образом, мы можем определить страхование и как систему экономических и прежде всего финансовых отношений в изменяющихся и неопределенных внешних условиях.
Взаимодействие страховой компании с внешней средой можно представить в виде входящих и исходящих информационных и финансовых потоков, обрабатываемых и управляемых компанией, показанных на рис. 2.