Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:39, курсовая работа
Задачи работы:
проанализировать понятия системы управления, кадровой политики и ее планирования;ма управление персонал отбор
исследовать теорию организации поиска и отбора персонала, построения систем мотивации персонала;
изучить организацию системы мотивации персонала на предприятии;
оценить организацию поиска и отбора персонала на предприятии;
разработать рекомендации по внедрению или совершенствованию процессов.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления персоналом на предприятии…………………………………………………………………………7
1.1 Система управления персоналом: основные понятия, сущность………......7
1.2 Кадровая политика в системе управления персоналом и ее планирование..15
1.3 Элементы и методы управления персоналом……………………………….21
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на предприятии ООО "ТехноМир"………………………………………………………………………..24
2.1 Характеристика предприятия ООО "ТехноМир" и его трудового потенциала…………………………………………………………………………24
2.2 Анализ и оценка проведения поиска и отбора персонала…………………..31
2.3 Организация стимулирования труда на предприятии……………………….41
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом ООО «ТехноМир»…………………………………………………….45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса поиска персонала………...45
3.2 Рекомендации по совершенствованию процедуры отбора персонала………50
3.3 Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивации сотрудников………………………………………………………………………....54
Заключение…………………………………………………………………………63
Список использованной литературы
Кадровые агентства обладают широкой базой резюме специалистов различного профиля: подборка резюме ведется в течение многих лет. Поиск нужного специалиста занимает в среднем от 5 дней до 2 недель.
В рамках поиска и подбора кадров сотрудниками агентства проводятся собеседования с претендентами, составляются письменные комментарии, на предприятие представляются кандидаты максимально подходящие под заявленные критерии.
На всех претендентов, прошедших в финал, запрашиваются рекомендации, по желанию компании - работодателя кадровые агентства проводят ряд специфических проверок соискателей.
Сегодня много кадровых агентств предлагает весьма практичную и недорогую систему обслуживания: абонентское обслуживание на период: 3 месяца, 6 месяцев, 1 год с комплектом услуг. Так, например, в КА "Перспектива" или КА "АС - Персонал" стоимость полугодичного абонентского обслуживания составляет всего от 25 000 до 40 000 руб.
При этом кадровое агентство обязуется подбирать нужное количество кандидатов для заключившей договор компании, исключение составляют только вакансии высшего, топ - уровня.
Сотрудничество с агентством хорошо тем, что работники агентства проводят первый отбор, что существенно сокращает общую долю "неподходящих" кандидатов; кроме того, у всех агентств, специализирующихся на поиске и отборе кадров, существуют собственные абонентские договоры с различными СМИ, что позволяет компании не тратить денежные средства на размещение рекламных объявлений о поиске.
Так как кадровые агентства проводят работу не по всем вакансиям, а, кроме того, в силу того, что компании традиционно предпочитают дублировать агентства, необходимо систематизировать и совершенствовать процессы поиска и на самой компании.
В рамках моего проекта руководству необходимо поручить секретарю или другому ответственному лицу провести мониторинг основных средств массовой информации, в которых размещают рекламу о поиске кадров.
В нашем случае это могут быть следующие периодические издания:
газета "Работа для Вас", "Профессия" и "Работа сегодня". Следует размещать объявления о поиске сотрудников в данных изданиях в течение одного месяца и тщательно регистрировать методом опроса кандидатов (звонящих и приходящих) источник информации. Необходимо помнить, что для разных позиций предпочитаемые издания могут быть также различны. По итогам опроса подводятся итоги, делаются соответственные выводы, с каким издание и по каким позициям сотрудничество оказывается наиболее эффективным.
Секретарю также необходимо осваивать поиск персонала при помощи Интернета. Так, во всемирной сети существует ряд специализированных сайтов, посвященных именно вопросам поиска работы или сотрудников. На всех сайтах опубликовать разовое объявление можно бесплатно, а при регулярном пользовании абонентская плата составляет 2 000 руб., внеся данную сумму на счёт предприятие получает доступ к банку резюме кандидатов и получает возможность размещать на сайте неограниченное количество собственных вакансий, а также возможность редактировать размещенные ранее в любое время.
Необходимо помнить, что сегодня многие предпочитают данный вид СМИ всем остальным. Большинство претендентов на должности среднего и высшего уровней регулярно просматривает банки вакансий на сайтах www.job. ngs.ru, www.e-rabota.com и т.д., при этом часть претендентов пользуется при поиске работы Интернетом исключительно. Неохваченность предприятием данного источника лишает ООО "ТехноМир" достойных кандидатов и эффективного метода поиска персонала.
На следующем этапе работы руководству необходимо обратить внимание на техническую оснащенность лица, ответственного за кадровые вопросы, в частности, на отсутствие отдельного телефонного номера. Мы уже указывали на то, что соединенный еще с двумя отделами телефон приводит к тому, что кандидаты дозваниваются с большим трудом, очень часто на звонок отвечает случайно оказавшийся на телефоне сотрудник, не обладающий необходимой информацией. В силу вышеперечисленных фактов ООО "ТехноМир" теряет возможность приобрести квалифицированные кадры.
Руководство с наибольшей эффективностью может решить этот вопрос, приобретя служебный мобильный телефон для менеджера по персоналу; учитывая, что в настоящее время все входящие звонки бесплатны, это не является проблемой. Так как в данном случае решающую роль играют именно входящие звонки кандидатов, данный вариант можно считать оптимальным - кандидатам будет проще дозвониться, и общение в любом случае состоится с человеком, ответственным за предоставление необходимой информации.
Итак, в рамках совершенствование процесса поиска персонала предлагается:
установить на предприятии систему автоматизации делопроизводства и электронного документооборота, цель которой проконтролировать доставку документа, содержащего необходимую информацию всем визирующим лицам, отследить сроки согласования и подписания, проинформировать кадровика о внесенных изменениях и, если требуется, автоматически внести изменения в проект документа в БД кадров.
Начать сотрудничество с одним из кадровых агентств г. Новосибирска, что позволит сократить расходы на рекламу, уменьшить общую долю неподходящих кандидатов, проходящих первичное собеседование - т.е. сократить временные потери менеджера по персоналу, также сотрудничество с кадровым агентством позволит пользоваться базой данных агентства и уникальными разработками агентства.
Провести мониторинг основных средств массовой информации, в которых размещают рекламу о поиске сотрудников, результаты данного исследования позволят сократить расходную часть.
Секретарю (менеджеру по персоналу) освоить поиск персонала при помощи Интернета, что существенно расширит границы возможностей предприятия по поиску персонала.
3.2 Рекомендаций по совершенствованию процедуры отбора персонала
Во второй главе было установлено, что для квалифицированного подбора персонала необходимы специально разработанные под конкретные вакансии опросники, тесты, также как и навыки психолога у сотрудника кадровой службы.
Исходя из этого рекомендуется руководству использовать специализированные тесты, а также ввести в практику составление и предоставление кандидатами резюме.
Что касается специализированных навыков для секретаря с функциями менеджера по персоналу, сейчас многие компании предлагают курсы по повышению квалификации сотрудников службы персонала, где, в частности, учат практическим психологическим навыкам, например: как определить говорит ли человек правду по его поведению, как определить черты характера человека по различным внешним признакам (одежде, манере краситься, любимым цветам и т.д.). Стоимость курсов (порядка 8 000 руб.) вполне окупается результатами обучения.
Целью проведения процедуры отбора является выбор кандидата на вакансию, который максимально соответствует её требованиям. Исходя из этого, мы разработали процедуру отбора персонала, состоящую из нескольких этапов, на каждом из которых менеджер по персоналу по ряду критериев оценивает кандидатов на вакантную должность, и на основе этой оценки принимает решение либо о прохождении кандидата на следующий этап, либо о непригодности кандидата для данной должности.
На первом этапе кандидат (или кадровое агентство) предоставляет в компанию резюме (в электронном формате, либо по факсу), в котором указывает опыт, образование, деловые и личные качества и т.д. Если источник поступления резюме - кадровое агентство, должны быть также наблюдения и отметки лица, рекомендующего кандидата в ООО "ТехноМир". Ответственный за подбор сотрудник рассматривает сведения, содержащиеся в резюме и на основании этого делает вывод о перспективности (или неперспективности) данного кандидата. В случае положительного решения сотрудник приглашает кандидата на собеседование, назначает ему дату и время, во время телефонного разговора ему следует еще раз сделать акцент на описании должности, функций и обязанностей, а также и на сумме заработной платы, чтобы проверить соответствует ли кандидат должности, и соответствуют ли желания кандидата условиям компании.
На втором этапе кандидат проходит собеседование в компании, во время собеседования осуществляющий отбор сотрудник может уточнить или проверить сведения, содержащиеся в резюме, задать дополнительные вопросы кандидату, чтобы максимально полно определить его трудовые и личные качества, профессиональный опыт, жизненную позицию, привычки и т.д. Кандидат также получает возможность получить максимальный объем информации о предприятии в целом и о данной вакансии в частности и в дальнейшем принять решение, интересует ли его данная вакансия, либо нет. Если решения как интервьюирующего, так и кандидата являются положительными, есть смысл в проведении третьего этапа, который может следовать непосредственно сразу за вторым, или через какой - то промежуток времени, чтобы, например, интервьюер имел возможность сравнить кандидата с другими претендентами.
В случае необходимости кандидат заполняет специальную анкету, разработанную на предприятии.
На третьем этапе отбора соискателю предлагают заполнить различные тесты на профпригодность, выполнить задания, определяющие его профессиональный уровень; в случае отсутствия необходимости в проверке профессиональных навыков кандидату предлагают пройти психологические тесты, при помощи которых можно определить особенности характера, психотип, проверить память, внимательность и другие важные для данной вакансии свойства; это также может быть тестирование для определения IQ, проверка на стрессоустойчивость и умение мобилизоваться в стрессовой ситуации и т.д. В случае успешного выполнения тестовых заданий кандидат проходит собеседование с потенциальным непосредственным руководителем, где возможно более подробно выяснить различные узкоспециальные детали.
Практические навыки по наиболее популярным современным способам и методам проведению третьего этапа исполняющее обязанности менеджера по персоналу лицо может получить на тех же курсах или найти в специализированной литературе. Поэтому можно рекомендовать руководству ООО "ТехноМир" оформить подписку, например, на журнал "Управление персоналом".
В следующий тур (четвертый этап отбора) выходят несколько лучших по результатам первых этапов) кандидатов, между которыми и будет производиться окончательный выбор. На четвертом этапе целесообразно проведение процедуры эссесмент - выбор между кандидатами происходит в процессе тренинга, реализации какой - то игровой ситуации, когда от кандидатов требуется произвести какие - то действия, решить ситуацию, сыграть определенную роль. Не смотря на кажущуюся несерьезность, иногда именно этот этап позволяет увидеть серьезные недостатки у кандидата - подготовиться к эссесменту практически невозможно. Так как кандидаты никогда не знают заранее, что их ждет, в то время как к собеседованию можно приготовиться очень тщательно. Кроме того, в процессе игры гораздо сложнее скрыть различные качества, которые можно научиться скрывать при прохождении собеседования.
Когда менеджер по персоналу определяется с выбором, ему необходимо провести проверку рекомендаций и прочих данных, предоставляемых кандидатом - так, он может позвонить на предыдущее место работы (не обязательно последнее), причем составить разговор можно как с непосредственным начальником, так и с кем - то из коллег или подчиненных. Информация, полученная от коллег, очень часто оказывается наиболее объективной.
Для должностей низшего уровня процесс отбора можно несколько упростить: так, эссесмент можно не проводить, а собеседование с менеджером по персоналу, с руководителем и тестирование целесообразно проводить в один день. Кроме того, можно несколько сократить время, отводимое на собеседование, а профтестирование в ряде случаев можно заменить практическим заданием. Кроме того, необходимо учитывать, что многие сотрудники, претендующие на должности данного уровня не знакомы с персональным компьютером или электронной почтой и не имеют доступа к факсу, поэтому фазу резюме здесь скорее заменит входящий звонок кандидата и последующее заполнение анкеты.
Во второй главе мы указывали, что в ООО "ТехноМир" есть должности, на которые специалисты с опытом работы и хорошей квалификацией не идут, в таком случае предприятию приходится зачастую набирать молодых людей без опыта работы и обучать их на месте. И как только сотрудник приобретает "опыт работы", он уходит искать более высокую заработную плату и лучшие условия труда.
В данной ситуации мы считаем необходимым так разработать условия трудового договора, чтобы в самом тексте договора был пункт, где бы оговаривалось точное количество времени, которое обязан новый сотрудник отработать после обучения, и указаны варианты "отступных": денежная компенсация за обучение со стороны увольняющегося ранее оговоренного в официальных документах срока.
Итак, в целях совершенствование процесса отбора персонала мы предлагаем:
использование документов в виде специализированных тестов, а также рекомендуем руководству ввести на предприятии практику работы с резюме;
курсы по повышению квалификации для менеджера по персоналу, где он получит практические навыки психолога, необходимые ему для осуществления более качественного отбора персонала;
процедуру отбора персонала, состоящую из нескольких этапов, на каждом из которых менеджер по персоналу по ряду критериев оценивает кандидатов на вакантную должность, что поможет уменьшить количество ошибок со стороны менеджера по персоналу и, соответственно, улучшить качество отбора на предприятии.
Особые условия трудового договора для кандидатов без опыта работы, нуждающихся в обучении за счет компании, что позволит существенно снизить текучесть, возникающую в результате "перебежек" в конкурирующие фирмы.
Информация о работе Совершенствование управления персоналом предприятий