Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:39, курсовая работа
Задачи работы:
проанализировать понятия системы управления, кадровой политики и ее планирования;ма управление персонал отбор
исследовать теорию организации поиска и отбора персонала, построения систем мотивации персонала;
изучить организацию системы мотивации персонала на предприятии;
оценить организацию поиска и отбора персонала на предприятии;
разработать рекомендации по внедрению или совершенствованию процессов.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления персоналом на предприятии…………………………………………………………………………7
1.1 Система управления персоналом: основные понятия, сущность………......7
1.2 Кадровая политика в системе управления персоналом и ее планирование..15
1.3 Элементы и методы управления персоналом……………………………….21
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на предприятии ООО "ТехноМир"………………………………………………………………………..24
2.1 Характеристика предприятия ООО "ТехноМир" и его трудового потенциала…………………………………………………………………………24
2.2 Анализ и оценка проведения поиска и отбора персонала…………………..31
2.3 Организация стимулирования труда на предприятии……………………….41
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом ООО «ТехноМир»…………………………………………………….45
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса поиска персонала………...45
3.2 Рекомендации по совершенствованию процедуры отбора персонала………50
3.3 Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивации сотрудников………………………………………………………………………....54
Заключение…………………………………………………………………………63
Список использованной литературы
В качестве основного минуса можно отметить сами методы и организацию поиска персонала - в основном поиск осуществляется при помощи размещения объявлений в газетах, в бегущей строке на различных телеканалах, практикуется даже расклейка объявлений по городу. Необходимо отметить, что данные методы дороги, но малоэффективны - кадровик тратит огромное количество времени на общение с абсолютно неподходящими кандидатами, отклик на разные типы объявлений различен, а исследование эффективности размещения объявлений в различных СМИ (мониторинг) не проводилось.
По данным, предоставленным менеджером по персоналу, наибольший отклик по перечисленным способам получается все же при размещении рекламы в газете "Работа для Вас". При этом в компанию обращаются люди зачастую не подходящие под описанные критерии (например, учащиеся дневной формы обучения на вакансию менеджера торгового зала, хотя в описании вакансии указано "законченное образование") или изначально имеющие запросы, превышающие варианты предложенные руководством предприятия (пожелание по заработной плате у водителя, работающего на своей машине - 18 000 р., в то время как руководство готово предложить не более 14 000 р.).
Поиск персонала изначально не систематизирован - схема данных кадровых процессов такова: руководители соответствующих структурных подразделений дают распоряжение менеджеру по персоналу найти сотрудника на определенную вакансию, менеджер по персоналу размещает объявление (модуль, либо строчное) в газете "Работа для Вас". Далее поступают звонки от кандидатов. Так как телефон менеджера по персоналу сблокирован еще с двумя отделами кандидаты дозваниваются с большим трудом, очень часто на звонок отвечает случайно оказавшийся на телефоне сотрудник, не обладающий необходимой информацией (в силу чего предприятие теряет возможность приобрести квалифицированные кадры, так как специалисты на данном рынке весьма востребованы и имеют возможность выбирать работодателей).
Что касается рекламы на телеканалах, отклик по ней, по оценке сотрудника кадровой службе, вообще крайне невысок, таким образом, значительная денежная сумма (стоимость двухдневного "прогона" в строке рекламы составляет порядка пятисот рублей) тратится зря.
Чтобы обеспечить бесперебойный приток новых кандидатов (особенно в сезон) предприятию приходится публиковать рекламу как в виде модулей, так и виде строчных объявлений в каждом выходе газеты "Работа для Вас". Учитывая, что стоимость одного слова составляет от 10 рублей, а стоимость черно - белого модуля средних размеров - от 700 рублей, предприятие несет очень большие затраты на размещение рекламы о поиске работников.
В течение периода с 1.01.2013 по 1.08.2013 на предприятии существовало следующее количество свободных вакансий:
Монтажников - 5;
Менеджеров торгового зала - 9;
Офис - менеджера - 1.
Но, в силу того, что люди на данных должностях долго не задерживались, потребность в новых сотрудниках была постоянной. Так, в течение указанного периода на должность офис - менеджера были приняты четыре девушки. Исходя из этого, предприятию приходилось размещать рекламу в газете в двух выходах за неделю.
Рассчитаем общее количество денежных средств, затраченных руководством предприятия на организацию размещения объявлений о поиске менеджеров по продажам и монтажников в различных СМИ за период с 1.01.2013 по 1.08.2013 (табл.2.2).
Таблица 2.2 - Затраты на рекламу по поиску персонала
Рекламный источник |
Вид рекламы |
Стоимость |
Количество выходов |
Общая стоимость |
Газета "Работа для Вас" |
Модуль |
900 руб. (с учетом скидки) |
62 (два раза в неделю) |
55 800 руб. |
Газета "Работа для Вас" |
Строчная информация |
112 руб. (с учетом скидки) |
62 (два раза в неделю) |
6 994 |
Газета "Работа для Вас" |
Строчная информация |
70 руб. (с учетом скидки) |
62 (два раза в неделю) |
4340 |
НТН-4 |
"Бегущая строка" |
900 в сутки (с учетом скидки) |
Две недели |
1200 |
Общая стоимость размещения рекламы по поиску сотрудников на две должности: 68 334 тыс. |
Наблюдается явное несоответствие затраченных финансовых средств и полученных результатов (постоянная текучесть, несоответствующие должности кандидаты и т.д.).
Процедуру поиска на предприятии необходимо в корне перестраивать, вводить новые методы, необходимо провести ряд маркетинговых исследований и т.д.
Процедура отбора персонала на вакантные должности является ключевой составляющей процесса найма персонала. Целью проведения этой процедуры является выбор на вакансию кандидата, который максимально соответствует предъявляемым требованиям. В целом процедура отбора персонала состоит из нескольких этапов, на каждом из которых менеджер по персоналу по ряду критериев оценивает кандидатов на вакантную должность, и на основе этой оценки принимает решение либо о прохождении кандидата на следующий этап, либо о непригодности кандидата для данной должности.
В ходе исследования выяснилось, что на данном предприятии вопрос текучести кадров не анализировался, так как, во - первых, специальным фиксированием и подсчетом подобных данных никто ранее не занимался, а также в силу того, что часть сотрудников, принимаемых на работу, не имеет официального оформления, записи в трудовой книжке и т.д. Подобные действия позволяют предприятию не проводить официально денежные средства, выплачиваемые сотруднику, не оформленному официальным путем, и не платить налоги, что, в свою очередь позволяет существенно сократить расходы предприятия.
Подобная ситуация традиционно имеет место быть на вакансии монтажника.
Вакансия монтажника практически всегда в работе, особенно в весеннее - летний период (что связано со спецификой деятельности компании). Заработная плата на данной должности меньше, чем аналогичная в других компаниях (12 000 оклада против 14 000 в конкурирующей фирме СПРЭД), при этом компания не предоставляет сотрудникам медицинской страховки, оплачиваемого отпуска, сотрудник не получает должных отчислений по фондам.
Соответственно, специалисты с опытом работы и хорошей квалификацией на данную должность не идут, предприятию приходится набирать молодых людей с техническим образованием (как правило, средне - специальным), без опыта работы и обучать их на месте. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, как только сотрудник набирается опыта, он уходит в конкурирующую компанию, способную предложить более высокую заработную плату и лучшие условия труда.
Учитывая высокую конкуренцию в данной отрасли (компаний, занимающихся пластиковыми окнами на рынке очень много) на сегодняшний день, текучесть кадров по данной вакансии практически непрерывная (грамотные кадры нужны всем).
Другие "проблемные должности" - это менеджер торгового зала и офис - менеджер.
Из числа данных сотрудников изначально не соответствовали по различным показателям описанию должностей около половины. Так, часть менеджеров торгового зала, является студентами, в том числе дневной форм обучения, учебный график у многих изначально ставил под сомнение возможность совмещения его с работой и эффективность такой трудовой деятельности. Сотрудникам приходится постоянно "подменять" друг друга, а ближе к сессии работники - студенты увольняются "по собственному желанию" (4 человека уволились перед летней сессией в 2013 г.).
Таким образом, мы приходим к выводу, что оценка потенциала работника крайне важна уже на стадии приема на работу. При замещении вакансии важно устанавливать потенциал работника, его профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, общий уровень культуры и т.д.
Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация выбирает наиболее подходящих работников. На предприятии отбор кадров проводится путем определения наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Предпочтения отдаются кандидату, имеющему лучшую квалификацию для выполнения работы по вакансии. Решение о выборе принимается на основе таких факторов, как образование, профессиональная подготовка, опыт работы, личные качества.
Для квалифицированного подбора персонала необходимы специально разработанные под конкретные вакансии опросники, тесты, навыки психолога у сотрудника кадровой службы и т.д. Кандидаты должны проходить многоступенчатую систему проверки, "отсева" и т.д., рассмотренные в предыдущей главе. В результате в компании должен остаться лучший кандидат.
На предприятии "ТехноМир" при приеме сотрудника на вакансии среднего и низшего уровней проводится обычное собеседование, причем вопрос о приеме на работу решает в первую очередь менеджер по персоналу, часто без консультации с руководителем соответствующего подразделения. В анкете кандидаты указывают только чисто формальные сведения (Ф.И.О., дату рождения, контактный телефон и т.д.).
В идеальном варианте сотрудники кадровой службы, ответственные за прием сотрудника на работу, после того, как они определились с наиболее достойными кандидатами, наводят справки о кандидате - это может быть, например, телефонная беседа с бывшим работодателем. В "ТехноМире" просят только характеристику с бывшего места работы (если есть).
Так, из пяти кандидатов на должность монтажника к работе были допущены четверо, последний отказался сам.
Таким образом, процедура подбора на предприятии носит чисто формальный характер.
Лишь для некоторых "топовых" позиций (директор, главный бухгалтер, экономист) процедура отбора в ООО "ТехноМир" сложнее, чем для других, и подготовка к ней проводится более тщательно. Так как работа на этих должностях более ответственна, соответственно отбор и его выполнение, представляет большую значимость для предприятия и потому эта процедура является более сложной. Претенденты на должность управленцев проходят несколько селекционных ступеней и оцениваются непосредственно директором компании и потенциальными начальниками.
Для этой группы должностей процесс отбора является самым сложным и долгим, так как эти должности требуют скрупулезного отношения к принятию решения о найме того или иного кандидата, а, следовательно, в процессе отбора на должности такого высокого уровня должно быть получено максимальное количество информации (о профессиональном опыте, личных и деловых качествах, образе жизни и т.д.), на основе которой будет приниматься решение о найме. Именно такая сложная и тщательная процедура отбора позволяет с максимальной точностью оценить пригодность претендента на должность .
В связи с тем, что должности среднего уровня подчинённости не предъявляют повышенных требований к претендентам, работа в таких должностях, как правило, требует гораздо меньшей ответственности по сравнению с руководящими должностями высшего уровня, поэтому для принятия решения в отношении найма персонала на такие должности требует несколько меньший объём информации, который будет достаточен для принятия решения о найме того или иного претендента.
Именно поэтому в ООО "ТехноМир" непосредственное принятие решения осуществляется как менеджером по персоналу совместно с руководителем, так и менеджером по персоналу единолично.
Рассмотрим, как на предприятии проводится предварительная отборочная беседа с претендентами на должность. Цель этого этапа - составить беседу с претендентом таким образом, чтобы получить сведения об уровне его образования, оценить его личностные качества, получить представление о его коммуникативных навыках и т.д. В ООО "ТехноМир" решение о пригодности или непригодности кандидата принимается в ряде случаев только на основе результатов такого собеседования, и дальнейшие этапы отбора не применяются.
Это обусловлено желанием (иногда необходимостью) сэкономить время и средства на проведении дальнейших этапов отбора. Есть и другая причина, по которой проведение значительной части этапов отбора персонала на вакантную должность не практикуется. В ООО "ТехноМир" при отборе кандидата на должности, находящиеся в структуре предприятия на среднем уровне (например, офис - менеджер, менеджер торгового зала и т.д.), руководство зачастую просто не считает нужным проводить дополнительные испытания для претендентов на такие должности, ошибочно полагая, что такую работу может выполнять любой человек, имеющий некоторый опыт работы на подобной должности, а на должности низшего уровня руководство компании ограничивается только собеседованием, на основании которого и происходит принятие решения о приёме на эти должности.
Мы уже упоминали, что руководство ООО "ТехноМир" столкнулось с проблемой достаточно высокого количества увольнения кадров на должности менеджера торгового зала. В результате определения причины возникновения такого высокого количества увольнений выяснилось, что на данной должности работали люди, которые в силу ряда причин не соответствовали требованиям, предъявляемым компанией к менеджерам торгового зала, причём все эти причины могли быть выявлены в случае проведения полноценной процедуры отбора персонала на данную должность.
Информация о работе Совершенствование управления персоналом предприятий